"Клиповое мышление"

12.01.2018

В последние годы широко внедрена в педагогической терминологии новая категория – «клиповое мышление». Википедия определяет клиповое мышление как термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов.

Сейчас я выскажу своё мнение об этом понятии. Если бы я был членом Академии наук и профессором философии или педагогики, то за такое мнение меня бы выгнали из Академии и лишили звания. Но я простой учитель без регалий. Так что высказываю мнение не теоретика, но практика.

Внедряя этот термин, современные дидакты пишут о том, что нужно изменять и подходы к обучению детей. Но, с моей точки зрения, этого кардинально делать не стоит. Определённые моменты надо использовать, но не ломать привычную картину познания мира: «От простого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

С МОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, САМ ТЕРМИН «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» ЯВЛЯЕТСЯ НОНСЕНСОМ, Т.К. МЫШЛЕНИЕМ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

В пособии по подготовке к ЕГЭ под ред. Баранова П.А. даётся следующее определение понятия «мышление»: мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Уже из этого определения явствует, что мышление не может быть клиповым, т.к. напрочь отсутствуют указанные понятия, суждения, теории. Точнее они могут быть, но в ограниченном и несвязанном виде, без системы. Да-да, мышление – это система, которая предполагает овладение и обладание такими операциями мыслительного процесса как:

1. Анализ.

2. Синтез

3. Сравнение

4. Обобщение

5. Абстрагирование

6. Конкретизация

И где присутствуют эти операции при «клиповом мышлении»? И если у учеников есть только оно, а нет настоящего мышления, то надо его формировать.

Так что выход один – формирование настоящего мышления учащихся, а не упование на т.н. «клиповое мышление». Человек либо станет грамотным и мыслящим после школы, либо выйдет первобытным человеком с преобладанием чувственной конкретности и предметности в восприятии мира.