Школа как полигон реформ

25.12.2017

Реформа образования, начатая ещё при Черненко в 1984 году, продолжается перманентно уже более 30 лет. Получается, что все годы моей работы в школе пришлись на реформы (и учёба в институте тоже). Чего там только не было.

Вот, обучаясь на рабфаке, нас заставили конспектировать материалы Постановления от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы». И мы рьяно начали конспектировать, не зная что и как. Ибо не зная сущность работы в школе, не зная её изнутри, как можно размышлять о том, что и почему меняется. Только потом узнали, что это переход на 11 классов (который, когда я пришёл в школу, осуществлялся прикольно - из 3-го сразу в 5-й переводили), создание УПК, переподготовка учителей массовая. А ещё она заключалась в повышении зарплаты учителям, причём существенно.

По приходу же в школу понеслось. Даже и не вспомнить, что и когда проводилось. Так в первый же год придумали ЕТС (единую тарифную сетку) зарплаты для бюджетников. Всех классифицировали по разрядам. Для учителей от 8-го до 14-го разряда. Чем выше разряд, тем выше зарплата. Создали в школе комиссию из директора, завучей, председателя профкома. Вызывали по одному и присваивали. Мне, как молодому, дали 8-й разряд. Только потом узнал от однокурсника, что краснодипломниками положено на разряд выше. И при присвоении 9-го разряда через 3 года добился себе 10-го разряда. Но за те годы никто не возместил, естественно.

Потом дело коснулось изменения преподавания истории. Связано это было с тем, что какому-то очень умному человеку приснился сон, что ученики, которые после 9-го класса уходят из школы в ПТУ и техникумы, не знают современной истории. Хотя это было совершенно не так, ибо они изучали в тех же ПТУ и техникумах то же самое, что их сверстники в 10-11-м классах (но, может, чуть усечённо в часах). Но сны надо осуществлять. Вот и придумали систему т.н. концернов.

Закон Российской Федерации «Об образовании», решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивают становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе). В основной и полной средней школе (5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая система изучения предметов образовательной области «Общественные дисциплины».

Если раньше историю изучали с 5-го по 11-й класс линейно, т.е. от древнего мира до современности, то теперь все это сделали для изучения в 5-9-м классах. Мало того, что теперь, например, в 7-м классе изучать стали то, что раньше изучали в 8-9-м классе (и это привело к тому, что ученики не готовы возрастно воспринимать информацию), что произошла разбалансировка связи с другими предметами (например, литературой), так ещё и часы сократили. В 9-м классе на изучение всей истории XX века (насыщенной и сложной) осталось всего 2 урока в неделю. В результате за урок приходилось проходить по 2 темы больших. Вред был нанесён колоссальный.