"Абормот" по ленд-лизу

31.03.2018

История авиации от Евгения Лебедева

Говоря о самолетах поставлявшихся по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны, большинство вспоминает Аэрокобры, Бостоны, Митчеллы, Киттихауки и Харрикейны. Кто-то вспомнит Дугласы и Каталины. Однако, кроме этих известных самолетов, в СССР массово поставлялись и другие самолеты. Одним из них был английский бомбардировщик Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle. 

Изначально его разрабатывали как простой и дешевый бомбардировщик для производства в военное время. К сожалению, самолет не оправдал надежд в роли бомбардировщика. Поэтому достаточно быстро в Великобритании возникла инициатива отправить эти самолеты в СССР. Причем Советский Союз закупал эти машины как транспортные. История с поставками Албемарлей началась в 1942г. Именно тогда СССР запросил англичан о возможности поставок транспортных самолетов. Изначально СССР планировал получить сотню самолетов с поставками до марта 1943г.

Для эксплуатации в условиях России была разработана отдельная модификация самолета, она получила обозначение "тип 219". Также встречалось обозначение Mk1SF. В то же время в Москве уже планировали получение 200 самолетов. Надо отметить, что Албемарль не очень подходил для эксплуатации в Союзе, 100-октановый бензин в СССР не производился,а компоновка с передней опорой шасси требовала повышенной подготовки аэродромов и площадок, а в идеале аэродромов с искусственными ВПП, которых было крайне не много. Но транспортные самолеты требовались прямо сейчас...

17 декабря 1942 года вышло постановление ГКО о перегонке самолетов по воздуху из Англии в СССР. Ответственной структурой назначили ГУ ГВФ , которому для этих целей предоставили возможность привлекать личный состав ВВС. Уже 17 января 1943г было отобрано 20 экипажей, 9 из которых должны были пройти обучение в Великобритании, а остальные, после перегонки бортов в Подмосковье. В экипажи перегонщиков вошли очень опытные пилоты, Герои СССР Шорников,Таран и Фроловский.

Маршрут перегона был очень интересным и сложным. Албемарлы стартовали в Шотландии с аэродрома Эролл и далее шли с посадками на аэродромах Скагеррак, Норрчепинг, Чудово, Бологое, Калязин и заканчивали маршрут в московском Внуково. Большая часть пути проходила над районами оккупированными немцами. Английские ВВС в то же время создали 305-учебное крыло на аэродроме Эролл, в котором и должны были переучиваться советские экипажи. Первые экипажи перебросили на B-24 из Москвы. Почти сразу было пересмотрено решение о подготовке только 9 экипажей в Англии и уже вскоре, на Пе-8 и Каталинах в Эролл доставили остальных летчиков,штурманов и радистов.

Почти сразу начались проблемы. Остро встал языковой барьер. Еще одной проблемой стало массовое количество неисправных самолетов,отбраковывавшихся советской приемкой. По планам первые борта должны были вылететь в Москву 1 февраля, однако в реальности это случилось только в начале марта 1943г. Тогда во Внуково приземлился первый Албемарль с номером P1567. Постепенно перегоны стали идти по плану, хотя несколько самолетов пропали без вести вместе с экипажами. После нескольких потерь самолеты стали перегонять через Иран. В марте 1943 в НИИ ВВС начали испытания Албемарля P1477. По итогам которых самолет признали неподходящим для роли бомбардировщика. Самолет был сложным в пилотировании и требовал очень больших аэродромов для базирования. Все летавшие на нем летчики отмечали плохие устойчивость и управляемость, а также плохой обзор из кабины.

В отчете по испытаниям пришли к выводу, что Албемарль требует летчиков с квалификацией выше средней, что добавило головной боли кадровикам. НИИ ВВС выдал рекомендации использовать Албемарль в качестве транспортного самолета, хотя и проработал бомбардировочный вариант. Параллельно с НИИ ВВС еще один самолет с номером Р1567 испытывали в НИИ ГВФ. Отчет гражданского НИИ оказался разгромным. Самолет сложен в пилотировании и наземном обслуживании,требует высококлассных летчиков и первоклассных аэродромов. Также в отчете НИИ ГВФ рекомендовалось отказаться от дальнейших закупок. В итоге, уже в июне 1943 приемка самолетов в Эролле практически остановилась.

Последней попыткой пристроить Албемарли,стали испытания в виде торпедоносца и постановщика минных заграждений.Они так же закончились провалом. В то же время, все полученные самолеты собрали во Внуково. Самолеты числились в ГВФ и несли гражданские обозначения.Они работали на трассах Москва-Казань, Москва-Куйбышев и Куйбышев-Актюбинск. Летчики поругивали самолет за высокую утомляемость в полете и хвалили двигатели Геркулес. Самолет получил прозвище Абормот. Эксплуатация строптивых англичан постоянно сопровождалась поломками,авариями и катастрофами. К январю 1946г последние Албемарли списали и утилизировали.