История авиации от Евгения Лебедева. Туполевский "Бычок"


Наш друг Женя Лебедев иногра рассказывает в своём фейсбуке удивительные истории из истории авиации. вот - новая история.

КБ Туполева имеет богатейшую историю, оно знаменито своими бомбардировщиками и пассажирскими самолетами. В истории КБ есть опытные машины, построенные в одном или нескольких экземплярах, к сожалению, так и не пошедшие в серию. Сегодня я расскажу о одном таком самолете. Ту-91"Бычок".


Он очень необычен для Туполевского КБ, прежде всего тем, что должен был стать палубным самолетом, для так и не появившихся Советских авианосцев. В 1950г. в КБ Туполева начались проработки палубного бомбардировщика-торпедоносца, предназначенного для авиагрупп разрабатывавшихся тогда океанских авианосцев. Самолет должен был оснащаться турбовинтовым двигателем ТВ-2 и иметь прямое крыло с механизмом складывания, для обеспечения размещения в ангарах авианосцев. Ту-91 должен был стать бомбардировщиком-торпедоносцем. Боевая нагрузка должна была составлять в нормальном варианте 1000кг., а в перегрузочном 1600кг. К 1953г. стало понятно, что авианосцев наш флот так и не получит. В связи с этим, военные поменяли требования к самолету. Теперь он должен был стать береговым самолетом авиации ВМФ.

В апреле 1953г. вышло постановление СовМина СССР, по которому КБ Туполева должно было разработать и передать на испытания пикирующий бомбардировщик-торпедоносец "91", оснащенный двигателем ТВ-2М. Работы по новому самолету шли быстро и уже в начале ноября 1954г. Ту-91 пилотируемый экипажем во главе с летчиком-испытателем Зюзиным выполнил первый полет. Штурманом Ту-91 был К. Малхасян. Заводские испытания нового аппарата проходили до конца января 1955г. На этом этапе выяснилось, что новый самолет получился очень экономичным. При полетах на дальность 2100 км с тонной бомб на борту Ту-91 тратил 2700кг керосина, тогда как основной бомбардировщик ВВС СССР Ил-28 расходовал в тех же условиях 6400кг.


Сразу после заводских испытаний самолет был передан на совместные испытания. В тоже время шла доработка силовой установки. Так как двигатель находился почти в центре масс самолета, то работы шли над ним и над валом, проходящим через кабину пилотов и вращавшим соосный винт через редуктор.
Для отработки силовой установки была создана летающая лаборатория на базе самолета Ту-4, на который вместо одного из двигателей на крыло установили фюзеляж Ту-91. Отработка вооружения Ту-91 проводилась на самолете Ту-14ЛЛ осенью 1954г. После этих отработок "Бычок" передали на совместные испытания по боевому применению на аэродроме Феодосия.


Дальше в судьбу самолета вмешался случай, фактически перечеркнувший его судьбу. В 1955г. проводился показ новой авиационной техники руководству СССР. На показе внимание Н.С.Хрущева привлек необычно выглядевший Ту-91 с большим количеством ракет бомб и торпед разложенных перед ним. Офицер, представлявший самолет высокому гостю просто оговорился. Он сказал, что Ту-91 заменяет собой тяжелый крейсер, вместо фразы, что залп НУРС Ту-91 эквивалентен залпу тяжелого крейсера. Эта оговорка стала началом конца для Ту-91. Хрущев не стесняясь в выражениях прошелся по самолету. Основной мыслью этой речи было: На кой нам нужен такой самолет...Свита посмеялась и сделала свои выводы.
Несмотря на конфуз, работы над самолетом продолжились.


Был проведен еще один этап испытаний подтвердивший хорошие данные самолета. В 1956г на аэродроме Кубинка Ту-91, вместе с еще несколькими новейшими самолетами был продемонстрирован американской делегации возглавляемой генералом Туайнингом. В том же 1956г самолет вновь решили показать высшему руководству страны. Хрущев произнес фразу: "Он еще здесь?" именно эта фраза стала приговором для самолета. Вскоре работы по Ту-91 были прекращены. Несколько лет самолет стоял на территории летно-испытательной базы КБ в Жуковском. Затем, его при очередной подготовке к показу высокому начальству просто переехали трактором и сдали на металлолом.... К сожалению, фотографий Ту-91 сохранилось немного.


UPD: и видео