Высшее образование по рекламе. Нужно ли?

08.11.2017

В далеком 2008 году, когда еще был школьником, я увидел по ТВ рекламу о курсах программирования. Параллельно я успевал заниматься танцами, вокалом, кикбоксингом, фотографией и многим другим. Мои родители поощряли мой кругозор, поэтому после недолгих уговоров, они согласились отправить меня на курсы программирования, которые кстати стоили не мало по тем временам (если не изменяет память, то 25000 рублей в год) В общем после долгого обучения весом в 2 года, я мягко говоря передумал быть программистом в принципе, поисковик себя в этом плане сработал отлично и окончательно заблокировал мой мозг в данной сфере. Уже за год до окончания школы я знал, что пойду учиться на вышку в сфере рекламы и маркетинга, знал конкретный ВУЗ и документы подавал только туда, мне были без разницы результаты ЕГЭ, потому что в данном заведении была только коммерческая форма обучения, а в таких обстоятельствах обычно разницы нет.

Не буду вдаваться в подробности о том, что происходило следующие 5 лет в ВУЗе, хочу лишь поделиться наблюдениями и выводами о данном опыте, а плохо это или хорошо решать уже вам.

№1 Начнем пожалуй с самого главного, а именно стоимости обучения.

Стоимость обучения в 2010 году стартовала с суммы около 60000 руб. в год, в 2015 году стоимость доросла уже до 83000 руб. В сумме получилось около 350000 руб. за диплом под названием "Специалист по рекламе". Если данную заметку читает чей то родитель, то хорошо подумайте над такими вложениями для своего чада, добавьте к этому расходы на проживание, питание и тусовки (в случае если ВУЗ находится в другом городе). По моим подсчетам за 4-5 лет выйдет примерно около 800-900 т.р. Неплохой чек для будущего манипулятора общественным сознанием.

№2 Образовательная программа.

Состоит она разумеется из общеобразовательных предметов и узко специализированных. В начале пути придется столкнуться с предметами в стиле математики и истории, а в конце пути вы должны будете представить на всеобщее обозрение комиссии ВУЗа свой готовый маркетинговый проект, причем реализованный, со всеми расчетами, эффективностью и прочей фигней. А в этом нелегком пути помогут такие предметы, как копирайтинг, медиапланирование, товароведение, менеджмент, психология в рекламе, культура речи, искусствоведение, графический дизайн, брендинг и многое другое. В целом выглядит достаточно привлекательно, но проблема заключается вот в чем. Базовые теоретические знания в рекламе несомненно формируют хороший бэкграунд для будущего представителя рекламных агентств или не дай бог основателя нового. А вот практические знания устаревают со скоростью роста криптовалютного фонда. Если в 2012 году на одном из предметов вы защищаете проект о том, как будете рекламировать новые сандали с помощью ТВ-рекламы, запустите радио ролик на всех самых прослушиваемых радиостанциях, разместите экстаз дизайнера во всех местных и не только глянцевых журналах, с общим бюджетом около 2 млн. рублей, то вы молодец и вас так научили. А что вы будете делать с этими знаниями через месяц, когда например вы увидете кейс о том, что ту же самую эффективность можно сделать за 2000 рублей пользуясь просто контекстной рекламой? И тут скорее всего вы зададите себе вопрос: "Зачем я изучал нюансы восприятия наружной, печатной, радио и другой рекламы, если этим уже не нужно пользоваться?

№3 Преподователи.

Мне безусловно повезло, потому что преподавательский состав был поистине интересным и вполне себе адекватным. Основатели различных рекламных и не только агентств могли поделиться реальным опытом и жизненными историями о заказчиках и процессах работы с ними. Но в то же время были и такие персонажи, которые по моему мнению были лишь "для галочки". Один и тот же преподаватель мог вести к примеру математику, русский язык и физкультуру. В такие моменты, я всегда думал о пункте №2 в этой заметке.

№4 Знакомства.

Если учиться рекламе вы пошли осознанно, что является редкостью, то ваш мозг рано или поздно будет искать различные варианты в вопросах реализации себя как профессионала. В нашем случае я участвовал практически во всех движухах, которые происходили в универе. Здесь тебе и фестивали рекламы с множеством номинаций, конкурсы на лучший рекламный текст, картинку, идею. Интенсивы, кампусы и тренинги с ооочень крутыми фигурами из сферы рекламы. И все это рано или поздно даст вам много знакомств, которые могут перевернуть вашу карьеру с ног на голову. Как это выглядит? Например в универ приходит компания "X", которая ищет свежие идеи для своего бизнеса и хочет сделать это либо бесплатно либо за небольшое вознаграждение. На эту встречу приглашаются все студенты и к примеру делятся на небольшие креативные команды. На решение кейса от компании "Х" дается время от нескольких часов до нескольких дней. В финале вы должны представить свой проект, и если заказчику понравится ваша идея и предполагаемая реализация, то вы получите либо деньги, либо почет и славу для своего профессионального ЭГО. В большинстве случаев заказчики умудрялись среди всей массы отыскать "свежее мясо", которому делали в итоге приглашение на работу в коллектив. Бывали и такие случаи, что в таком сценарии ЧСВ студента просто бросало универ и уходило пряммком на работу.

Безусловно, данный ВУЗ за всю свою жизнь выпустил колоссальное количество ребят, которые успешно работают в сфере рекламы и смежных областях. Были те, кто понимал, что попал не туда и отчислялись из универа, за это вам огромное спасибо. Нужно ли высшее образование в рекламе? Я думаю - нет. Сфера рекламы развивается на столько быстро, что лучше посещать короткие и иногда даже бесплатные тренинги на онлайн площадках, читать книжки от издательства "МИФ". Развивать свой вкус и умение писать тексты можно более простыми и дешевыми методами. Единственное, зачем стоит идти в универ - это тусовка и знакомства. Тусовка в которой сложно оказаться находясь в статусе самодостаточного онлайн-студента. По себе могу сказать, что тот набор знаний и опыта, которыми я пользуюсь будучи работая в рекламе, я приобрел самостоятельно за стенами университета. Иногда бесплатно, иногда повезло, а в большинстве к сожалению собственные ошибки на реальных кейсах. Если же вам все таки некуда потратить около 1 млн. рублей и 4-5 лет жизни, спросите стоит ли оно того?

Приношу свои извинения за безграмотность в данном тексте, надеюсь это не сильно смутило вас. Если вы дочитали до этого момента, то я выражаю вам огромную благодарность за ваше внимание. Для меня, это дебютная статья на данной площадке и я буду рад если вы нажмете на кнопку "подписаться" До скорых встреч!