«Назад в будущее»: 2015-й!

23.06.2018

В 80-х в культовой трилогии «Назад в будущее» было показано множество технологий и гаджетов, которые сегодня не поражают воображение, а являются привычными. Обсудим, какие прогнозы на будущее из кино сбылись в наши дни.

Пересматривая фильм Роберта Земекиса и Боба Гейла «Назад в будущее», мы неоднократно обращали внимание на футуристическую сторону, но теперь можно говорить об особой актуальности этого вопроса.

Во второй части трилогии герои отправляются на 30 лет вперед — из своего родного 1985 года практически в наше время, в 2015-й! Мы узнаем о таких технологиях, как «умный дом», 3D-кино, видеосвязь и многое другое, чего не существовало в реальности тех лет, когда снимался фильм (1985—1990), а появилось лишь в наше время. Давайте вернемся в 80-е и посмотрим, какие прогнозы из истории, сочиненной Робертом Земекисом и Бобом Гейлом, сбылись.

01. Прилетев в будущее, Док и Марти выслеживают сына Марти, стараясь уберечь паренька от нависшей над ним опасности. Док Браун смотрит в некое странное устройство, не имеющее по фильму конкретного названия, — предположительно бинокль. На дисплее гаджета возникают зеленые квадратики вокруг людей.

Устройство Дока делает то же, что и современные цифровые фотоаппараты: функция распознавания лиц позволяет отличать человека от окружающего пейзажа.

02. В ретрокафе Марти натыкается на старинный игровой автомат из своего времени — видеомонитор со световым пистолетом. Дети из будущего, увидев автомат впервые, не могут понять, в чем же дело, и Марти показывает как в него играть. Малыши уходят разочарованные: «В него надо играть руками!».

Некоторым может показаться, что это намек на игровые системы типа Microsoft Kinect или Sony Move, но давайте брать выше, сценаристами подразумевалось мысленное управление игровым процессом. И подобные устройства существуют сегодня — игровой манипулятор представляет собой головной обруч с датчиками, регистрирующий микро токи мозга, и конвертирует их в движение игрового объекта. Мысленное управление пока мало распространено из-за непростого процесса игры, требующего определенного освоения. Тем не менее, реальные образцы можно купить как в виде приставок к компьютеру, так и в виде самостоятельных настольных игрушек. Можно также говорить о возможности набора текста на экране монитора при помощи аналогичной технологии, что скоро будет представлено общественности. Впрочем, не так быстро!

03. Стремясь избавиться от спортивного альманаха, который может изменить будущее, Док пытается выкинуть его в урну. Но мусорный бачок необычный — он самостоятельно ездит по улицам и открывает крышку, когда это требуется.

Реальные роботы-мусорщики уже появились на улицах некоторых европейских городов. «Железный дворник» ориентируется по своим видеокамерам и GPS-навигации и курсирует по обочинам и тротуарам по заранее заложенному маршруту, сметая в свое нутро мусор с дороги. Вариантом реализации предсказанного устройства можно отчасти считать домашних роботов-пылесосов, хотя я настаиваю на развитии предыдущего гаджета.

04. С видео афиши голографического кинотеатра Holomax на Марти бросается гигантская виртуальная 3D-акула из фильма «Челюсти-19».

Показанная в фильме голограмма отдаленно напоминает 3D. Сегодня она не только существует, но и стала осязаемой. Подобные технологии планируется использовать, например, в больницах, где существует опасность заражения от прикосновения.

05. Сняв отпечатки пальцев у спящей Дженнифер, полицейские по базе данных идентифицировали девушку при помощи карманного микрокомпьютера, определив имя и адрес.

Портативные компьютеры (КПК, PDA, PPC и т. д.) получили широкое распространение в наши дни как в служебном использовании, так и гражданском.

06. Полицейские привозят Дженнифер в бессознательном состоянии домой, и, прикоснувшись ее пальцем к сенсору на двери, открывают биометрический замок.

В кино показано немало прибамбасов, характерных для систем, которые сегодня принято называть «умный дом». В наши дни биометрические сенсоры, реагирующие на отпечатки пальцев, встречаются не только в замках, но даже есть в телефонах.

07. Попадая в свой дом в будущем, Дженнифер поражается монитору с занавесками, отображающему приятный пейзаж. Экран закрывает собой реальное окно с неприглядным видом. Звучит фраза: «Вы смотрите канал «Видео пейзаж» — 24 часа красоты в сутки!»

Совсем недавно вышла в свет удивительная технология виртуального окна Winscape, в которой монитор не просто тупо отображает статичный пейзаж, но и делает его зависимым от взгляда. Инфракрасная видеокамера отслеживает подходящего к окну человека и слегка меняет изображение в зависимости от того, с какой стороны он подошел к окошку.

08. Голосовое управление.

Сын Марти, Марти Джуниор, подходит к большому плоскому телевизору и произносит: «Хватит живописи! Хочу каналы 18-й, 24-й, 63-й, 109-й, 87-й... и погоду!» Телевизор распознает речь и переключает каналы.

Сбылась мечта — общаться в быту с машинами на своем родном языке, без помощи сложных кодов и многочисленных кнопок. Программы распознавания речи сегодня позволяют набирать текст и телефонные номера, управлять функциями автомобильной мультимедийной системы, отправлять с мобильного телефона поисковые запросы. Совершенства пока нет, но об этом отдельная тема.

09. Видеосвязь. На экране телевизора отображается сообщение о входящем вызове, и Макфлай-старший из 2015 начинает беседу по видеосвязи со своим коллегой по работе.

Сотовые 3G-сети подарили нам видеосвязь. В разговоре Макфлая с Дугласом Нидлсом видно, как в процессе беседы на экран бегущей строкой выводится инфо о собеседнике: возраст, дата рождения, адрес, профессия, семейное положение, спортивные, политические, алкогольные и прочие пристрастия. Напоминает персональные данные для поиска по интересам в современных социальных сетях.