Самые страшные персонажи мифологии Дальнего Востока: Ангиак - «живое мертвое дитя».

05.01.2018

Иллюстрация из открытых источников сети Интернет
Иллюстрация из открытых источников сети Интернет

Пожалуй, один из самых страшных и одновременно трагических персонажей в мифологии народов Дальнего Востока. Ангиаками эскимосы называли души малышей, которых родители оставили умирать в тундре. Действительно, в прежние века такое практиковалось, если семья по каким-то причинам не могла прокормить ребенка. Дитя просто уносили подальше от жилья и клали в снег.

После мучительной смерти такие малыши становились злобными духами, стремившимися во что бы то ни стало уничтожить всё своё семейство. По ночам они могли пробираться в жилище, чтобы сосать грудь матери, обрёкшей ребёнка на страдание. С каждым разом дух становился все сильнее и однажды мог уже физически убить родственников. Достигших определённого могущества ангиаков представляли как невысоких поросших густой шерстью людей с огромными кривыми когтями и клыками. Иногда они также могли превращаться в диких животных, ещё реже представали в виде побелевшего от мороза ребёнка.

Свои кары духи младенцев устраивали, как правило, в тундре — там, где умерли. Их появление предвещал детский плач, доносившийся между завываниями бурана, и уханье полярных сов. Считалось, что при первых признаках приближения ангиаков от их возмездия ещё можно было спастись. Но если человек не обращал на это внимание, не поворачивал в спешке назад и продолжал следовать своей дорогой, то очень скоро должен был быть атакован сначала совой, а затем и духом. Он хватал жертву и стискивал своими когтистыми руками до тех пор, пока не задушит и не разорвёт на части. Причём этот процесс мог быть очень долгим, потому что монстр, лишённый в своё время родительской ласки и объятий, находит наслаждение в таких издевательствах.

Стоит отметить, что отомстив всем членам своей семьи, ангиак, как правило, исчезает. Но в некоторых фольклорных произведениях существует упоминание, как дух якобы уничтожил целое поселение — всех тех людей, которые видели его смерть, но не попытались спасти.

Защититься от ангиака можно только сменой места стоянки. Ещё они очень боятся железа, потому изготовленные из него специальные амулеты также могли защитить от атаки духа. Особенно если речь идёт о длительном перемещении по тундре. Помогали и шаманы, ведавшие специальными обрядами на спокойствие разгневанного ангиака. Они избавляли людей от этой кары при помощи заклинаний, собачьих костей и огня. Кроме того, считалось, что в злобного духа может превратиться только душа ребёнка, имевшего имя. Если же имени у младенца не было, то и в чудовище он не превратится.

Некий аналог ангиака имел место и в мифологии чукчей под названием рэккен. Это неупокоенная душа взрослого преступника, изгнанного из стойбища и погибшего от голода и холода. За что могли выгнать в тундру? Прежде всего, за трусость, считавшуюся самым ужасным злом у воинственного народа. Также преступниками могли объявить очень жадных или злых людей. Так вот после трагической смерти они превращались в рэккенов — маленьких гномов со ртом на животе. Ненавидящие тех, кто изгнал их из родных мест, они разъезжают по тундре на невидимых собачьих упряжках и разносят несчастья и тяжёлые и мучительные болезни. Этим рэккены, во-первых, доставляли физические и моральные страдания своим жертвам, а во-вторых, лишали многих из них возможности после смерти попасть в рай, именовавшийся у чукчей «облачной страной». Она была предназначена только для тех, кто погиб в бою. Мужчина же, умерший в своей постели, отправлялся богами в ледяную пустыню.

Источник: https://dv.land/spec/samye-strashnye-personazhi-mifologii-dalnego-vostoka

Все о Крайнем Севере можно узнать по ссылке - https://t.me/chukotka87