История мерчендайзинга

15.05.2018

Привет, друзья.

А думали ли вы, как простое расхваливание своего товара на базаре превратилось в науку?

Как мерчендайзинг стал неотъемлемой частью продаж?

Обо всём по порядку.

Термин merchanding происходит от английского merchandise – торговать. Мерчендайзинг как искусство розничной торговли зародился еще в те времена, когда был в ходу натуральный обмен, а покупатели зачастую говорили на разных языках с торговцами. И умение красиво и правильно выложить товар, грамотно организовать торговое место приносило хорошую прибыль меновым торговцам.

В средние века искусство торговли совершенствовалось, рождались новые стратегии мерчендайзинга, а для оформления магазина или лавки использовались все доступные средства. В те времена зачастую именно хозяин бизнеса контролировал выкладку, оформление и стратегию общения с покупателем. И да, новых работников палкой учили быть вежливыми. Способствовал этому и широко распространенный в торговле семейный бизнес. Племянника или сына легче натаскать в ремесле, если он ещё ребёнком начал стоять за прилавком. А хозяин видел все взаимосвязи между продвижением товара и формированием лояльности покупателей к его торговой точке, контингентом покупателей и оформлением магазина, различными вариантами выкладки и динамикой продаж, благосостоянием покупателей и ассортиментом товара в магазине, поведением продавцов и реакцией покупателей. Ведь именно в семейном бизнесе опыт торговли накапливался десятилетиями, а торговцы старались не делиться своими секретами успешной торговли.

НО!

Между покупателем и товаром существовали преграды: прилавок, продавец, склад. Поэтому одним из наиболее эффективных методов продажи было красноречие торговца, способность убеждать и умение предлагать товар таким образом, что клиент не мог покинуть лавку, не совершив покупку. Розничная торговля выглядела таким образом вплоть до середины XIX в.

Правильно и красиво выложенный товар, умение организовать свое торговое пространство приносили свои результаты уже первым торговцам в то время. В конце XIX и начале XX в. происходило развитие фабричного и машинного производства. Одним из негативных результатов такого развития было разрушение целостного профессионального мировоззрения работников производства и торговли. На первом этапе массового производства очень сильно постра­дал внешний вид товаров, так как основное внимание уделялось снижению их себестоимости, в силу того, что тому времени была характерна ценовая конкуренция. Однако зачастую покупатели предпочитали переплатить за товар, изготовленный кустарным способом, так как он был более приятен для глаз, чем невзрачный, пусть даже и дешевый продукт машинного производства.

И в период потребительского бума после Второй мировой войны возникает потребность в обучении продавцов искусству мерчендайзинга. В это же время мерчендайзинг становится самостоятельной профессией. Это связано с тем, что перед мерчендайзером стоят более сложные задачи: растут торговые площади, значительно увеличивается количество наименований и ассортимент товара, что затрудняет возможность управления процессом продаж. Примерно в это же время (в 50-60-х годах) на стыке маркетинга, психологии и социологии сформировалась наука о поведении потребителей.

Исследование поведения потребителей производится постоянно, и использование их обобщенных результатов существенно помогает руководителям торговли на разных уровнях управления. Перенасыщенный однотипными товарами рынок продавца перерастает в рынок потребителя. На этом рынке неизбежно сталкиваются интересы производителей, поставщиков и розничных торговцев, и одной из задач мерчендайзинга становится их согласование.

В настоящее время при развитии розничной торговли учиты­ваются знания и многовековой опыт наших предшественников. Прежде всего покупатель рассматривается в долгосрочной пер­спективе, когда он осуществляет покупки на протяжении многих лет и даже десятилетий. Повсеместно появляются фирмы, владеющие теоретическими и практическими навыками, которые берут ответственность за работу с продуктами в рознице. Мерчендайзинг сегодня трактуется в качестве одного из направлений маркетинга, целью которого является стимулирование розничных продаж путем привлечения внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия продавца.

Ну, а мы предлагаем упростить эту цепочку и работать с мерчендайзерами напрямую, как в старые-добрые времена. Только быстрее, качественнее и комфортнее.

Не переключайтесь.