Кеножуак Ашевак. История художницы из эксимосской деревни, ставшей известной на всю Канаду

13.11.2017

Все мы привыкли к жизни в удобных и хорошо оборудованных квартирах, где есть всё необходимое — еда, телевизор, Интернет, кровать и т.д. Однако, коренные жители многих государств не имеют таких благ цивилизации и проводят время в своих традиционных жилищах. 

Есть такое жилище и у одного из самых северных народов Земли — эскимосов, и вы, вероятно, знаете как оно называется. Конечно, это иглу. В одном из таких иглу 3 октября 1927 года и родилась Кеножуак Ашевак, пожалуй, самая известная эскимосская художница, о которой я сегодня и хочу рассказать. 

Кеножуак Ашевак, художница и скульптор. Источник: The New York Times, William B. Ritchie
Кеножуак Ашевак, художница и скульптор. Источник: The New York Times, William B. Ritchie

Кеножуак родилась в инуитском поселении Икирасак, в южной части острова Баффинова Земля, Канада, в семье Ушуакьюка (о, эти эскимосские имена собственные), охотника, рыболова и торговца мехом, и женщины по имени Силакки. Своё имя будущая художница получила в честь деда по материнской линии, которого к тому времени уже не было в живых. Согласно этой инуитской традиции, любовь и уважение, которое получала от деда мама Кеножуак, теперь перейдёт к ней.  

Кеножуак вспоминала отца как "доброго и великодушного человека". Он, будучи уважаемым шаманом, "имел больше знаний, чем обычные смертные, и мог помочь любому инуиту". По словам Кеножуак, её отец считал, что он может предсказывать погоду; определять, хорошим ли будет грядущий охотничий сезон; и даже превращаться в моржа. Он также верил, что может звать рыбу на поверхность водоёма, чтобы её легче было ловить. 

В 1933 году Ушуакьюк вступил в конфликт с мисионерами, противостоя внедрению христианской религии в своём поселении. Некоторые из них убили его в охотничьем лагере, когда Кеножуак было всего 6 лет.

После смерти отца девочка вместе с матерью отправилась жить к своей бабушке, Ковиссе, которая обучила внучку традиционным инуитским ремеслам, в том числе, возделыванию тюленьих шкур, покупаемых у инуитов компанией Hudson's Bay Company. Кроме этого Кеножуак научилась делать одежду водонепроницаемой, сшивая ткани сухожилиями карибу. В промежутках между работой она посвящала много времени наблюдению за северными птицами, которые позже станут одним из объектов её работ.

Кеножуак в молодости. Источник: Native American Rhymes
Кеножуак в молодости. Источник: Native American Rhymes

Когда Кеножуак было 19, её мать и отчим договорились выдать свою дочь замуж за местного охотника по имени Джоннибо. Первоначально новоиспеченная невеста противилась браку, бросая камни в своего нового мужа всякий раз, когда тот приближался к ней. Однако, со временем, она увидела в нём доброго, нежного мужчину, которого сильно полюбила. Годы спустя он сам стал художником и иногда сотрудничал с супругой в крупных проектах. 

В течении первых нескольких лет брака Кеножуак родила троих детей: двух дочерей, Джамаси и Мэри, которые умерли в детстве от пищевого отравления, и сына Кикитука, которого приняла к себе другая инуитская семья (обычное дело на севере Канады). 

В 1950 году на Баффинову Землю прибыла первая медсестра, предоставив инуитам первый в истории доступ к современной медицинской помощи. Так в жизнь Кеножуак пришла еще одна беда после смерти детей — тест на туберкулёз дал положительный результат. Врачи решили незамедлительно перевести больную на большую землю и отправили её в госпиталь Парк Савард в Квебек-Сити, провинция Квебек, где Кеножуак пробыла с начала 1952 года до лета 1955. Во время лечения она научилась делать куклы и плести различные фигуры из бисера. Этому способствовало развитая в Канаде программа обучения ремеслам в учреждениях здравоохранения. Позже работы Кеножуак привлекли внимание Джеймса Хьюстона, мецената, любителя эскимосского искусства, и его жены Альмы. 

Джеймс Хьюстон, 1950-55 годы, мыс Дорсет. Источник: Canadian Museum of History
Джеймс Хьюстон, 1950-55 годы, мыс Дорсет. Источник: Canadian Museum of History

Джеймс Хьюстон (1921-2005), был сотрудником федерального правительства Канады. В его обязанности входило поощрение традиционных инуитских ремесел на Севере и продвижение работ инуитов на Юге страны.

Вернувшись к семье, Кеножуак официально дала старт своей карьере художника, продавая украшенные бисером тюленьи шкуры в рамках программы, запущенной Хьюстонами. Кроме этого, Кеножуак начала заниматься резьбой по кости, распространяя свою продукию через компанию Hudson's Bay. При поддержке Джеймса Хьюстона, снабдившего её всем необходимым материалом, она предприняла первые попытки рисования.

Сначала рисование давалось Кеножуак с трудом и первые работы одна за одной отправились в мусорку. Однако, позже она обрела уверенность в своих способностях и продемонстрировала свои рисунки Джеймсу, который похвалил её усилия и призвал продолжать творить.

В 1999 году Джеймс Хьюстон писал о Кеножуак:

Сначала она сомневалась, говоря, что не может рисовать и рисование — это мужское дело. Но в следующий раз, когда она посетила наш дом, листы бумаги, которые Альма ей подарила, были заполнены карандашными эскизами.

В 1958 году Кеножуак изготовила сумку из тюленьей шкуры, на которой красовался первый большой рисунок художницы, ставший в последствии точкой отсчёта ее художественного мастерства — "Кролик, питающийся водорослями". После этого, с нескольких оригинальных рисунков Кеножуак были сделаны копии, что сделало её творчество доступным для широкой канадской аудитории.

Тот самый первый рисунок, 1958 год. Источник: Zocalo Poets Blog
Тот самый первый рисунок, 1958 год. Источник: Zocalo Poets Blog
Картина "Кролик, питающийся водорослями", 1958 год. Источник: Canadian Museum of History
Картина "Кролик, питающийся водорослями", 1958 год. Источник: Canadian Museum of History

В следующем году, Кеножуак и другие инуиты с мыса Дорсет, под началом Джеймса Хьюстона, организовали Западный Баффинский Эскимосский Кооператив, который по сути стал мастерской для начинающих художников-инуитов, и работает до сих пор.

Кеножуак (в центре) и другие мастера-инуиты на мысе Дорсет. Источник: Peary-MacMillan Arctic Museum
Кеножуак (в центре) и другие мастера-инуиты на мысе Дорсет. Источник: Peary-MacMillan Arctic Museum

К 35 годам Кеножуак творчество Кеножуак получило большое признание в Канаде и режиссер-документалист Джон Фини решил снять фильм, повествующий о творчестве художницы и подробно освещающий процесс создания художественных произведений. Документальный фильм, на производство которого ушло 3 месяца, также рассказывает о семье Кеножуак и демонстирует традиционный уклад жизни эскимосов.  Картина была номинирована на Оскар в 1964 году в категории "Короткометражный документальный фильм".

Несмотря на то, что процесс создания фильма был утомительным, гонорар, который семья Кеножуак получила после его выхода на экраны, позволил Джоннибо купить собственное каноэ и стать самостоятельным охотником. Это стало дополнительным преимуществом для семьи, которая к тому времени пополнилась дочерью Аггео и усыновила мальчика по имени (как ни странно) Ашевак. Тем не менее, финансовый успех Кеножуак не всегда воспринимался положительно её собственным окружением. Тот факт, что она была достаточно молодой женщиной и зарабатывала значительно больше денег, чем кто-либо в деревне, разозлил многих мужчин. Но это не помешало Кеножуак продолжать заниматься любимым делом.

Кеножуак в 1963 году, на фоне своих рисунков. Источник: Zocalo Poets Blog
Кеножуак в 1963 году, на фоне своих рисунков. Источник: Zocalo Poets Blog

Из-за того, что печатные издания мыса Дорсетт использовали всё больше и больше работ Кеножуак в своих коллекциях, её известность распространилась по всей стране. В 1967 году художница стала офицером Ордена Канады, приняв награду из рук генерал-губернатора Канады Роланда Мишнера. 

Кеножуак Ашевак. "Очарованная сова". Источник: National Gallery of Canada
Кеножуак Ашевак. "Очарованная сова". Источник: National Gallery of Canada

Три года спустя, еще одна знаменитая работа Кеножуак, "Очарованная сова", была изображена на шестицентовой канадской почтовой марке. Полноразмерные печатные версии этой картины через несколько лет будут продаваться за 14 тысяч долларов, что еще раз продемонстрирует масштаб репутации и величия Кеножуак. 

"Очарованная сова" на почтовой марке. Источник: Canadian Postage Stamps
"Очарованная сова" на почтовой марке. Источник: Canadian Postage Stamps
Вариант "Очарованной совы", изображенный на 10-долларовой купюре в честь 150-летия Канады. Источник: CBS News
Вариант "Очарованной совы", изображенный на 10-долларовой купюре в честь 150-летия Канады. Источник: CBS News

Вместе с Джоннибо Кеножуак создала фреску для всемирной выставки 1970 года в Осаке, Япония. В 1972 году, спустя два года после смерти мужа, она была выбрана членом Королевской канадской академии, и её работы были представлены в нескольких европейских странах, а также во многих уголках Канады и Соединенных Штатов.

Кеножуак держит фотографию 1968 года, на которой она изображена вместе с мужем Джоннибо, 2009 год. Источник: Zocalo Poets Blog
Кеножуак держит фотографию 1968 года, на которой она изображена вместе с мужем Джоннибо, 2009 год. Источник: Zocalo Poets Blog

Несмотря на свою известность, Кеножуак никогда не думала о себе исключительно как о художнике. Нежелание рассматривать себя, как человека искусства в первую очередь согласуется с традиционной культурой инуитов: условия жизни на севере требовали, чтобы мужчины и женщины развивали в себе множество компетенций, чтобы иметь возможность выжить. Предметы искусства традиционно рассматривается инуитами с точки зрения полезности: как предмет ритуала, как предмет одежды, как источник дохода. В книге "Кеножуак" Жака Блоджетта, в которой автор исследует её творческий путь, есть такие слова Кеножуак:

Главная причина, по которой я создаю свои произведения — это мои дети, моя семья.

Творчество Кеножуак заняло своё прочное место в инуитском художественном искусстве. Вместе с этим, художница всегда говорила, что просто хотела создавать что-то красивое. Еще одна цитата из книги Блоджетта:

Я просто стараюсь делать вещи, которые нравятся мои глазам; которые соответствуют моему чувству формы и цвета.
Кеножуак в 1980 году. Источник: Zocalo Poets Blog
Кеножуак в 1980 году. Источник: Zocalo Poets Blog

Таким образом, предметы работ Кеножуак редко имеет какое-то мифологическое значение или изображают сцену из жизни инуитов. Она просто выбирает объекты и адаптирует их к печатному виду посредством своего творчества. 

Шарлотта Таунсенд о Кеножуак Ашевак:

Она олицетворяет традицию инуитов, в которой изготовление и украшение вещей — это просто часть повседневной жизни, и в то же время придерживается западной традиции "искусства ради искусства".

Сочетая эти два художественных подхода, Кеножуак создала оригинальный стиль, которые многие пытались копировать. Однако помимо подражателей, творчество Кеножуак имело еще одну постоянную особенность — бесконечные эксперименты с формой и цветом. Изображая известные модели птиц и животных Севера, Кеножуак разработала уникальные системы цветов, что, по мнению экспертов, делает её творчество исключительным.

Искусствовед Канадской галереи искусства Кристин Лалонд так отзывалась о Кеножуак:

Когда вы видите её, вы понимаете, что она не использует ластик. Она просто садится и начинает рисовать.
Кеножуак Ашевак за работой, 1999 год. Источник: Canadian Museum of History
Кеножуак Ашевак за работой, 1999 год. Источник: Canadian Museum of History
Кеножуак Ашевак и Кававау Мануми в процесса работы над картиной "Возвращение Солнца", созданной с помощью техники трафаретного копирования, 1992 год. Источник: Canadian Museum of History
Кеножуак Ашевак и Кававау Мануми в процесса работы над картиной "Возвращение Солнца", созданной с помощью техники трафаретного копирования, 1992 год. Источник: Canadian Museum of History

Несмотря на то, что Кеножуак добилась большого успеха в финансовом плане, чем любой инуитский художник до неё, она всегда продолжала вести скромный образ жизни, характерный для жителей канадского Севера. Заменив традиционное иглу на современный каркасный дом, в старости Кеножуак не отказалась от своей любви к природе. Она часто путешествовала со своим третьим мужем, Джоанасси, и шестью детьми в те места, в которых она выросла, чтобы охотиться и ловить рыбу, прямо как в детстве. В то время, как семейные обязательства ограничивали количество времени, уделяемое работе, Кеножуак не бросила рисование и резьбу даже на закате своей жизни. Она говорила:

Я продолжаю делать это, чтобы обеспечить моим детям хорошее будущее. Когда я умру, я уверена, что люди будут обсуждать мои работы".
Кеножуак Ашевак становится компаньоном Ордена Канады, 1982 год. Источник: Eagle Spirit Gallery
Кеножуак Ашевак становится компаньоном Ордена Канады, 1982 год. Источник: Eagle Spirit Gallery

В 1980 году почта Канады выбрала рисунок Кеножуак "Возвращение Солнца" в качестве изображения, помещённого на семнадцатицентовую национальную марку, в рамках серии марок, изображающих искусство инуитов.

В 1982 году Кеножуак стала компаньоном Ордена Канады.

В 1996 году в Ванкувере она получила престижную национальную премию, вручаемую представителям коренного населения за достижения в различных областях.

В 1990 году усилиями Кеножуак была создана работа "Нунавут Каджанатук" (Наша прекрасная земля — рус.), которую заказали бюро по делам северян и индейцев Канады в честь подписания исковой заявки инуитов на свою территорию. В ознаменование подписания окончательного соглашения в начале 1994 года Кеножуак передала на большую землю большую эксклюзивную литографию под названием "Нунавут". 1 апреля 1999 года было официально объявлено о создании новой территории Нунавут в арктической Канаде. В честь этого события мастерская искусств мыса Дорсет выпустила специальное издание из 99 работ Кеножуак — большой диптих под названием "Сиилавут, Нунавут" (Наша среда, наша Земля — рус.).

Кеножуак получает награду по случаю включения в Зал Канадской славы в 2001 году. Источник: Canada's Walk of Fame
Кеножуак получает награду по случаю включения в Зал Канадской славы в 2001 году. Источник: Canada's Walk of Fame

В 1991 году Кеножуак посетила Сеул, Южная Корея, чтобы присутствовать на открытии выставки гравюр и скульптур, а в 1994 ей было предложено открыть выставку "Дух Арктики", приуроченной к 35-летию канадского инуитского искусства в Художественном музее Фрая в Сиэттле, штат Вашингтон, США. 

Кеножуак Ашевак стала первым художником-инуитом, включённым в Зал Канадской Славы в 2001 году. 

В 2004 году она отправилась в Германию, чтобы принять участие в культурных празднествах, чествующих территорию Нунавут и вклад Кеножуак в графическое искусство инуитов.

Витражное стекло по проекту Кеножуак Ашевак в часовне Джонна Белла, Онтарио, Канада. Источник: CBS News
Витражное стекло по проекту Кеножуак Ашевак в часовне Джонна Белла, Онтарио, Канада. Источник: CBS News

Осенью 2004 года в часовне Джонна Белла в Колледже Эпплби, Онтарио, было установлено витражное стекло, изображающее уже известную Очарованную сову на ярко-синем фоне. Проект стекла был также предложен Кеножуак. 

В 2008 году Кеножуак пополнила свой послужной список наградой генерал-губернатора Канады за превосходные успехи в изобразительном искусстве.

В том же году при финансовой поддержке Совета искусств Канады она отправилась в Оттаву для участия в выставке в Национальной галерее Канады и торжественных мероприятиях в резиденции генерал-губернатора. 

Вернувшись в столицу в 2009 году, Кеножуак приняла участие в праздновании 50-летия своей родной художественной студии, носившей новое название — Kinngait.

В январе 2013 года Кеножуак Ашевак умерла от рака лёгких в своём доме на мысе Дорсет в окружении любящей семьи.

С момента смерти Кеножуак цены на её картины достигли новых рекордов. Например, за копию картины "Кролик, питающийся водорослями" было заплачено 59 тысяч канадских долларов.

Другие работы Кеножуак:

Литография "Дух совы", 1980 год. Источник: Zocalo Poets Blog
Литография "Дух совы", 1980 год. Источник: Zocalo Poets Blog
Литография "Кеножуак в компании птиц", 1996 год. Источник: Zocalo Poets Blog
Литография "Кеножуак в компании птиц", 1996 год. Источник: Zocalo Poets Blog
"Серебряная сова", 1999 год. Источник: Zocalo Poets Blog
"Серебряная сова", 1999 год. Источник: Zocalo Poets Blog
"Шесть частей гармонии", 2011. Источник: Zocalo Poets Blog
"Шесть частей гармонии", 2011. Источник: Zocalo Poets Blog

____________________________________________________________________________________________________

Источники:

Wikipedia, CBC News Canada (cbs.ca), Dorset Fine Arts Website (dorsetfinearts.com), Zocalo Poets Blog (zocalopoets.com), Canadian Museum of History (historymuseum.ca), Eagle Spirit Gallery (eaglespiritgallery.com).