Что такое «навык»?

Чтобы правильно формировать правильные навыки, важно для начала разобраться с самим термином «навык». Что это такое? Чем отличается от умения и привычки? Зачем он вообще нужен? На эти вопросы я и попробую ответить с помощью ряда учебников.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Привычка – от умения и навыков отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

С помощью еще одного определения можно вычленить другие важные характеристики навыка:

Навык или автоматизированное действие – это действие, сформированное путем повторения, которое характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Итак, навык – это полезное и целенаправленное действие, которое натренировано выполняться без сознательного контроля. Отличается от умения неосознаваемостью, от привычки – нацеленностью на конкретный полезный результат.

Какие бывают навыки? Классификации встречаются разные, привожу одну:

- Навык двигательный – способность к осуществлению некоего движения. Например, навык письма.

- Навык интеллектуальный – автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее умственной задачи. Например, навык сложения чисел в уме.

- Навык перцептивный – автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов. Включает восприятие объекта и распознавание его путем соотнесения с уже известной информацией. Например, навык чтения.

Зачем нужны навыки? Обычно, первое, что приходит в голову – необходимость выполнять какое-либо действие максимально быстро и точно. Но у навыка есть и еще один эффект – происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на выполнение более сложного действия. Так, научившись кататься на велосипеде, вы уже не задумываетесь над движениями ног, рук и тела, а можете сосредоточиться, например, на цели поездки.

Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для жизни каждого человека. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

--------------------

Эта и другие статьи в блоге "Заметки аналитика":

LiveJournal

FaceBook