«Ultra» Depeche Mode: первый альбом группы без Алана Уайлдера

«Ultra» — первый альбом Depeche Mode после ухода клавишника и саунд-продюсера группы Алана Уайлдера, участвовавшего в записи ключевых пластинок DM и, в частности, сделавшего Enjoy The Silence такой, как мы ее знаем — в черновой версии песня звучала совсем по-другому.

Уайлдер покинул группу еще до первых студийных сессий «Ultra», убедившись, что напряжение, оставшееся со времен записи предыдущего альбома — Songs of Faith and Devotion — и последовавшего за ним тура, самого изматывающего за всю историю группы, никуда не делось.

Глава Mute Records, когда-то открывший DM миру и всегда находившийся рядом, не удивился. Мартин Гор был подавлен и считал, что группе конец. Гаан получил письмо от Уайлдера по факсу — и не стал его уговаривать остаться. Эндрю Флетчер и так не собирался записывать новые песни с «этим человеком». Гаан продолжал употреблять героин, Гор не мог завязать с алкоголем, о новом альбом не было и речи – все рассчитывали в лучшем случае на пару-тройку песен.

Первые сессии в Нью-Йорке не дали ничего: за шесть недель Гаан смог записать одну вокальную партию, которую, впрочем, тоже пришлось собирать буквально по слогам из десятка вариантов. В какой-то момент Гор не выдержал и предложил закончить альбом DM как свою сольную запись: надежд на то, что Гаан сможет прийти в себя, отказаться от наркотиков, поправить здоровье и вернуть голос, уже не оставалось.

Спустя два месяца, пережив сердечный приступ и три клинических смерти за одну ночь от передозировки наркотиков, Гаан буквально воскрес. Растянувшаяся на 15 месяцев запись альбома была завершена в считанные дни. Тем не менее, из-за бесконечных и не дававших никакого результата многодневных сессий в дорогостоящих студиях, арендованных бессрочно, из-за привлечения десятка инженеров, звукорежиссеров, техников и продюсеров (вместо одного Уайлдера), из-за приглашенных музыкантов уровня Яки Либецайта из Can — группа вложила в альбом неимоверно много денег, что спустя годы стало поводом для едких шуток Гаана. По итогам продаж, после выплаты долгов и расчета со всеми участниками записи он, по его словам, получил крохотную сумму, уместившуюся в одном конверте.

«Ultra» стала для DM проверкой на прочность — впервые за 15 лет, со времен ухода из группы ее основателя Винса Кларка. И она же показала всю силу трио, перековавшего упадок и тоску в отчаянное рвение. Depeche Mode действительно, как поется в одной из песен альбома, посмотрели в дуло пистолета и быстро всё поняли. В итоге пули, предназначенные для группы, стали убийственными хитами: «Barrel of a Gun», «Home», «It’s No Good», «Useless» — это безусловная классика DM.

Сейчас кажется, что самый мрачный альбом отцов синти-попа, оказавшихся на грани распада, не мог быть иным: Гор наблюдал за происходившим с Гааном и описывал его кошмары, как свои, погружался в мрак, боль и безысходность, будто это он сидел на героине, с трудом говорил и часами пытался понять, где он находится. Говорят, «Home» — это первое и последнее посвящение Гора Гаану, как едва ли не самому близкому человеку, нашедшего в себе силы продолжать — в том числе петь его, Гора, песни. В этом смысле «Ultra» — это посвящение Depeche Mode, исповедь трио перед самим собой и 12 свечей, поставленных за здравие.