Горьковатый праздник

И пока мы не летим на Луну и на Марс, как мечтали наши великие предки (и я мечтал), просто вытащу свой старый пост почти десятилетней давности в честь наступающего праздника. О фактике наших советских достижений в космосе, который и ныне есть тайна!
***

Правдивая Байка № 39. Праздничная и горькая. Буран

*
*

С праздником вас, дорогие товарищи!

И вас тоже, которых уже коробит от слова "товарищ", но ещё не коробит от слова "Родина". Даже тех, кого коробит от обоих слов, с праздником!
Теперь это ваш праздник, праздник победы над великой страной. Где был "пятый пункт" в анкетах (национальность), но 12 апреля 1961 года сограждане с любой записью в этой графе считали СВОИМ праздником, а вовсе не национально русским. И ещё не было целого поколения моложавых людей с хорошо промытыми мозгами, которые презрительно говорят "совок" и морщат при этом носик. Убеждать, что стоит почитать о подвиге нашего народа, создавшего Буран, который автоматически слетал в космос, сделал 2 витка и сел тоже автоматически на землю, бессмысленно. Ибо они твёрдо знают: да, ракеты строили, а колбасы не было! И не поверят они, что мы только слегка жалели о Levis и об Elvis, но счастливы были именно 12 апреля!

Американцы до сих пор летают и стыкуются на своих челноках в ручном режиме. А наши "Союзы" - в автоматическом, ручной используется только во внештатных ситуациях. Про длительность пребывания на орбите американских и наших космонавтов до и после утопления станции "Мир" и создания МКС, я не стану. Ибо руки тянутся к автомату Калашникова! Столько разработок отдали за личную копеечку американцам. Мы были впереди на несколько десятилетий! Достаточно было поманить парой долларов, и всё отдали. Что разработали наши отцы. Всё.

Геннадий Падалка, космонавт, вернувшийся с МКС и вновь улетевший туда:
— К сожалению, должен признать, что российский сегмент сильно проигрывает от сравнения с сегментами партнеров. Он весь построен на технологиях (в лучшем случае!) середины 1980-х годов, созданных той великой страной. С тех пор прошло четверть века. Новой Россией за 18 лет существования не создано ничего нового! В различных космических технологиях наше отставание — от 7 до 30 лет.

Давайте дружно наморщим носик: "Фу, совок!". Дружнее!

А оболгание нашего великого праздника 12 апреля усиленно продолжается. Вот БиБиСи публикует статью сделанную по классическому принципу: выльем ушат грязи на историю советской космонавтики, куче погибших русских космонавтов, в конце коротенько напишем, что это только слухи… А осадочек в душах молодых русских останется!

Я тоже расскажу собственную оригинальную версию. Про Буран. Ведь малюсенькая частичка и моего труда в нём есть. Чем горжусь!

Существует несколько версий, отчего "Буран" только единожды слетал в космос. От экономического коллапса СССР, до происков масонов и мирового правительства. Я расскажу свою. И хотя давал различные подписки о неразглашении, но это не информация, это версия, Правдивая Байка. Думаю, что такой версии вы ещё не слышали.

Буран, так же как американские челноки, облицован керамическими плитками, чтобы не сгореть в атмосфере при посадке. Кстати, наши учёные тогда создали лучшие до сих пор в мире плитки! А вот с клеем, чтобы их приклеить на корпус, были огромные проблемы. То есть клеёв было несколько, для каждой зоны корпуса свой. А для самой горячей зоны клей у наших учёных не получался. Над ним работали несколько научных институтов разных министерств, в том числе и моего родного Минрадиопрома. От сотрудников которого я и знаю эту историю. Множество пробных полётов с одинаковым результатом: все остальные клеи с честью выдерживают полёт, а этот не держит колоссальную температуру и часть плиток отваливается. А старт уже назначен, осталось немного меньше года!

В это время произошёл международный скандал. Может быть, вспомните? Наши газеты широко его освещали. Потом также дружно перестали, найти публикации я не смог.
В аэропорту США наш самолёт Ил-62 уже загруженный пассажирами и готовый вылететь в СССР был буквально вывернут наизнанку американскими спецслужбами, что было вопиющим нарушением международного права. Самолёт, как и корабль в порту иного государства, является территорией страны, его приславшей. Самолёт обыскивался шесть часов! Ничего не найдя, самолёт был выпущен из США. Американские спецслужбы искали тот самый клей для керамических плиток челноков, который наши шпионы свистнули... не знаю где. Наводка на самолёт была отвлекающим маневром, клей вывезли из США иным путём. Блестящая операция нашей разведки! Наши заявили протест, газеты пошумели, а потом всё затихло. Потому что клей уже попал туда, куда надо! Буран был окончательно готов к полёту. А наши учёные, даже разобрав привезённый клей до атомов, воспроизвести, к сожалению, не смогли. Потому что время для разведки настало иное: не вещи надо теперь тырить, а техпроцессы!

Добытого клея хватило на одну обклейку Бурана. И всё! Такая вот моя версия...

Плиток не досчитались после полёта Бурана - 6 штук. Приземлился он в целости и сохранности. Американский "Челленджер" накануне в1986 году взорвался с семью космонавтами на борту, потеряв лишь одну плитку. На несчастливом месте и в несчастливый момент. Затем катастрофа "Колумбии". Последний полёт «Колумбии» состоялся с 16 января по 1 февраля 2003 года. Учёные считают, что к ней привело разрушение наружного теплозащитного слоя на левом крыле челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Вечная память героям!

Полёт состоялся 15 ноября 1988 г. Хороший сайт про Буран, где масса технических подробностей, огромная статья про керамические плитки из "углерод-углеродного" материала (УММ) "Гравимол" (название материала образовано из сокращения наименований разработчиков: НИИ "Графит", ВИАМ и НПО "Молния"). И скупые строки про клей:
Для крепления слоев теплозащитного покрытия между собой (плитка + фетр) и всего элемента теплозащитного покрытия к обшивке (фетр + обшивка) использовался разработанный клей-герметик холодного отверждения Эластосил 137-175М на основе модифицированного кремнийорганического каучука. Он обеспечил надежное соединение слоев теплозащитного покрытия между собой и с обшивкой изделия в диапазоне температур от минус - 130 до + 300ºС.

Так что - Эластосил. Хотя я точно знаю, что клеёв использовали не менее трёх разновидностей. И моя версия навсегда останется версией. Со шпионским душком.

***

Ещё строки с этого сайта:
И в 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального полета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Над ним, прощаясь, пронесся самолет сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля! Просто не верится, что полет беспилотный. Кажется, что самый хороший летчик не смог бы посадить "Буран" лучше. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полету люди наблюдали посадку "Бурана", взрыв эмоций.

Огромное напряжение, с которым велась подготовка первого полета, усиленное к тому же предшествующей отменой старта, нашло свой выход. Нескрываемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость - все можно было видеть на лицах в эти минуты. Так сложилось, что космос считается технологической витриной мира. И эта посадка позволила людям на ВПП возле остывающего "Бурана" или у экранов телевизоров в ЦУП вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, радости. Радости за свою державу, мощный интеллектуальный потенциал нашего народа. Большая, сложная и трудная работа сделана!

И ещё.
Интервью с разработчиком Бурана:

РГ: Очевидцы рассказывают о поразительной точности, с какой сел корабль при сильнейшем ветре.

Семенов: Да, это так. Посадка совпала с ураганом, идущим со стороны Аральского моря: порывы ветра до 20 метров в секунду. Видим: заходящий на посадку корабль "Буран" вдруг сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль вышел точно на посадочную полосу и приземлился. Боковое отклонение от осевой линии полосы - всего 3 метра, а продольное - 10! Это была высочайшая точность.

РГ: Но, как ни странно, кто-то даже упрекал, что "Буран" слишком автоматизирован. Дескать, приоритет отдается автомату, а не космонавтам?

Семенов: Были разные мнения. Например, космонавты Игорь Волк и Алексей Леонов хотели управлять кораблем вручную. И они даже написали в ЦК партии, что Глушко и Семенов - технические "аферисты": то, что они придумали, никогда не может быть. И меня вызывали в ЦК: ты что там делаешь?! Но мы отстояли свою позицию. А после приземления корабля видели бы наших оппонентов! Удивленные глаза и совершенно растерянные лица.

Почему мы делали упор на автомат? Ручное управление на космических кораблях у нас было всегда резервным. И весь последующий опыт подтверждает, что мы выбрали правильный путь. Вмешательство человека нужно только в том случае, если автоматика не справляется.

***

Будет интересно. И звезды будут.

С праздником вас! Со слезами на глазах, но праздником!