"Алиса в стране чудес" на самом деле о наркотиках?

12.01.2018

Поклонники "Алисы в Стране Чудес" отметили 150-ю годовщину известной прогулки на лодке по Темзе, с которой связывают рождение этой сказки для детей. Но почему многие усматривают в этой сказке и немало сцен для взрослых, спрашивает Софи Робегмед.

"Алиса в Стране Чудес" - по крайней мере на одном уровне - является рассказом о девочке, которая падает в кроличью нору и оказывается в фантастическом мире, где ее ждут удивительные приключения.

Чарлз Доджсон, математик в оксфордском колледже Крайст-Черч, впервые рассказал эту сюрреалистическую историю дочерям декана колледжа Генри Лидделла во время прогулки на лодке по реке.

После этого путешествия десятилетняя Алиса Лидделл уговорила Доджсона записать эту историю, и так появилась книга "Алиса в Стране Чудес", созданная под псевдонимом Льюис Кэрролл. Героиня сказки подружилась с говорящим Кроликом, встречается с Королевой Сердец и играет в крокет, используя длинноногих фламинго в качестве клюшек.

С 1960-х годов со стороны некоторых читателей возникла тенденция видеть в книге скрытую наркотическую тему.

Чеширский кот исчезает, оставляя после себя лишь загадочную улыбку. Алиса пьет странные напитки и ест грибы, которые изменяют ее физическое состояние. Гусеница курит кальян. И вообще вся атмосфера книги достаточно оторвана от действительности - наверное, наркотики оказали какое-то скрытое влияние? Наконец, произведение было написано во времена, когда употребление опиума еще было легальным.

В 1967-м году группа Jefferson Airplane выпустила психоделическую композицию под названием "Белый Кролик", ставшую в определенных кругах своеобразным наркогимном:

"Когда фигуры на шахматной доске появятся / И скажут Вам, как ходить / А Вы только съели какого-то гриба и Ваш ум "приседает"/ Пойдите и спросите Алису - думаю, она знает, о чем идет речь".

В фильме "Матрица" также присутствуют ссылки на наркотическую тему сказки: "Принимаешь синюю таблетку, история на этом завершается: просыпаешься в своей кровати и веришь во все, во что хочешь верить. Принимаешь красную таблетку - останешься в Стране Чудес, и я покажу тебе, как далеко может завести кроличья нора".

Попытки совместить сюжет новеллы с темой наркотиков возникли в массовом сознании, а не в среде литературоведов. Этой теме посвящены также многие интернет-форумы.

Специалисты обычно настроены скептически. Кэрролл не принимал опиум или LSD, которого тогда еще не было. А эти ссылки на наркотическую тему, возможно, больше говорят о людях, строящих такие домыслы, чем о самом авторе.

"Мысль о том, что определенные сюрреалистические мотивы текста являются следствием наркотических галлюцинаций, происходит из культуры 60-х, 70-х и 80-х годов, когда LSD был доступным, и даже сейчас, когда есть медицинские наркотические средства", - говорит Гезер Ворзингтон, которая преподает детскую литературу в Университете Кардиффа.

"Это некая тенденция, которая продолжает поражать из-за того, что текст сказки является необычным, новаторским и его нелегко понять – значит, внимание уделяется автору, что, в свою очередь, дает легкий ответ и одновременно восхищает", - говорит она.

Грибы являются "волшебными" лишь в контексте сказки.

Тенью в сознании многих читателей сказки остается вопрос сексуальной ориентации автора. Кэрролл был успешным фотографом, а на многих из его сохранившихся снимках изображены дети - часто полуобнаженные, а то и вовсе голые.

Сюрреалистические сцены из произведения попали в популярную культуру

В глазах многих современных людей человек, который постоянно дружил с девочками, вызывает подозрения.

"Частная жизнь Льюиса Кэрролла интригует взрослых читателей его книги, поскольку "Алиса в Стране Чудес" является детским текстом, но упоминание о том, что автор фотографировал - пусть и невинно - юных девочек в раздетом виде для нашего современного глаза является чем-то неприемлемым", - говорит Ворзингтон.

"Тот факт, что книга об Алисе основывается на девочке, с которой был знаком Кэрролл, тоже придает некий интерес или подозрение - смотря с какой стороны на это посмотреть", - добавляет она.

Но Кэрролл жил во время, когда бытовало понятие детской невинности, и это безусловно оказывало влияние на то, как дети изображались в детской литературе XIX века.

Интерес Кэрролла к невинности, по мнению некоторых экспертов, объясняет его стремление к девочкам, что не имеет ничего общего с сексуальностью.

Дженни Вулф, автор книги "Загадка Льюиса Кэрролла" соглашается с этой теорией.

"Девочки были для него беспристрастной, благодарной и сексуально-бессознательной аудиторией, и он открылся им. Они его любили, а ему было с ними легко и приятно", - говорит она.

"И хотя женщины ему нравились, одним из требований к работе Кэрролла было безбрачие, целибат [это условие распространялось на некоторых преподавателей Оксфорда], и он верил, что секс противоречил воле Божией к нему", - добавляет исследователь.

Есть много специалистов, которым труднее объяснить интересы и увлечения Кэрролла, и понятно, что знание тех или иных фактов будет влиять на то, как воспринимается текст "Алисы в Стране Чудес".

Взгляните на комментарии в разных рефератах о книге - и увидите целый набор тем: взросление, одиночество, трудности подросткового периода или даже опасности авторитарного правосудия в виде Королевы Сердец.

Но помните также о том, как возникла идея "Алисы" - это была басня, придуманная, чтобы развлечь девочку во время прогулки по Темзе, - то не слишком ли много вкладывают наши современники в прочтение текста?

Алиса Лидделл позирует в роли "юной нищенки" на фото Льюиса Кэрролла

В одном из недавних номеров журнала Prospect профессор классической литературы Ричард Дженкинс из Оксфордского университета назвал "Алису в стране чудес" "вероятно, наиболее рассчитанной исключительно на детей книгой, которая когда-либо была написана" и добавил, что единственная цель произведения - "доставить удовольствие".

Еще одной темой, которую привязывают к книге, является идея поиска своего "Я". Кэрролл жил в условиях множества ограничений, находился в поиске себя, и эта тема проходит через всю книгу, поскольку Алиса, попав в Страну Чудес, постоянно подчеркивает неопределенность собственной сущности.

"Возможно, поэтому его книга говорит о "нравственности" смешными понятиями, - указывает Вулф. - И действие книги разворачивается либо под землей, либо в мире, отличном от нашего".

Мы не сможем точно узнать о намерениях Кэрролла или его замыслах, кроме того, что можем прочесть в его завораживающей книге.

Энтони Браун иллюстрировал издание "Алисы в Стране Чудес" 1988 года, и считает, что Кэрролл, возможно, даже не догадывался об определенных моментах, которые некоторые могут вынести из его текста.

"Люди интерпретируют книги таким же логический способом, как и сны. Они хотят, чтобы книги имели какое-то значение. Но "Алису в Стране Чудес" нельзя читать как произведение с логическим наполнением. Там может быть какой то скрытый смысл, учитывая то, что Кэрролл был математиком - но это еще вопрос, понимал ли это Кэрролл сознательно или подсознательно", - говорит иллюстратор.

Наконец, возможно, лучше и не знать полного замысла автора, когда читаешь книгу.

"В определенной степени, это не имеет значения, - говорит Браун. - Не думаю, что Кэрролл писал Алису для дальнейшего толкования. Он писал ее с развлекательной целью".