HE ГОМО, НО САПИЕНС

10.12.2017

МИЧУРИНСКИМ ГИБРИДАМ ЧЕЛОВЕКА И РАСТЕНИЯ ПОСВЯЩЕНО НЕМАЛО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ КАРТИН. Ностальгия.

Статичность представителей царства растений никогда не давала покоя писателям. Так что если у вас есть желание узнать о триффидах всю правду со времен кельтских друидов, поклоняющихся деревьям и лесу. В «Страже» [1990 год] Уильяма Фридкина их ритуалы показаны со всей неприглядностью —живое древо-божество требует от современного друида плоти живых младенцев. Теперь приходится признать, что друидами в той или иной степени являются почти все писатели-фантасты. В описанном братьями Стругацкими виртуальном мире фантастических книжек, куда попал герой «Понедельника» Саша Привалов, была целая область, порабощенная разумными растениями. И правда, идею осмысленной флоры использовали многие писатели-фантасты: от Андре Нортона и Станислава Лема до Василия Головачева и Евгения Гуляковского. Естественно, не отставал от литературы и кинематограф. Чаще всего способные мыслить растения появлялись на широком экране в качестве опасных и кровожадных захватчиков.

Классическим фильмом подобного рода является «День триффидов» — экранизация великого одноименного романа Джона Уиндема [к слову, впервые на русском языке книга появилась в переводе упомянутых уже братьев Стругацких]. Способные передвигаться, плотоядные инопланетные кусты завоевали Землю, почти все жители которой вдобавок еще и ослепли. Рекламный слоган фильма, щедрый на восклицательные знаки, гласил: «Берегитесьтриффидов! Они растут... знают... ходят... говорят... преследуют... и убивают!» Сами триффиды в фильме Стива Сикли и Фредди Фрэнсиса были впечатляющими [тем более по меркам 1962 года], но их произведение в целом ни на шаг не приблизилось к философской мощи книги-оригинала. Чуть более внушительным, но все равно вполне обыкновенным, оказался и английский телесериал, снятый в 1981 году

правду, лучше читать книгу — тем же, кто хочет просто хорошо провести время, наблюдая за поединком людей и растений, лучше раздобыть очень смешной фильм 1966 года «Морская пехота против ночного монстра», беззастенчиво скомпилированный из тех же «Триффидов», «Войны миров» и первого «Нечто»: здесь инопланетные растения-захватчики были разморожены из льдов Антарктики и, плюясь кислотой, осаждали базу военно-морских сил США. Фильм этот примечателен среди прочего еще и участием в нем роскошной трэш-звезды 50-60-х годов Мэми Ван Дорен, чей бюст сам по себе был способен заменить любые спецэффекты. Наум приходит также одна из новелл в «Калейдоскопе ужасов» [1982 года] Джорджа Ромеро по книге Стивена Кинга, в которой деревенский дурачок Джорди Веррил [которого сыграл сам Кинг] весьма неосторожно потрогал прилетевший из космоса артефакт и довольно быстро превратился в сноп относительно живого зеленого мха.

Но прямую и явную угрозу человечеству могут представлять не только агрессивные представители инопланетной флоры, но и творения рук вполне земных рационализаторов. В результате тайных [видимо, в силу своего идиотизма] экспериментов на свет появились «Помидоры-убийцы» . Первый фильм об этих созданиях,«Атака помидоров-убийц», снял в 1978 году Джон де Белло. Ровно 10 лет спустя он вернулся к своим питомцам в «Возвращении помидоров-убийц» [здесь одну из первых своих ролей сыграл не кто иной, как Джордж Клуни], а потом попотчевал уже совсем ничего не понимающих зрителей лентами «Помидоры-убийцы наносят ответный удар» [1990 год] и «Помидоры-убийцы пожирают Францию» [1991 год]. Фильмы эти снискали славу, в первую очередь, благодаря

громким названиям [сами они слишком бестолковы и специфичны даже для трэш-кино], но любителям сознательного идиотизма в духе студии Troma этот целлулоидный кетчуп может прийтись по душе. Под стать произведениям де Белло совсем немыслимо выглядит эпизод из недавнего сиквела «Очень страшного кино», где агрессором по отношению к человеку выступает куст ганжубаса, ловко мастирящий самокрутку с живым человеком внутри и аппетитно ею затягивающийся.

Гибридам человека и растения также посвящено немало замечательных фильмов. Самый известный из такого рода мутантов — человек-кочка из двух серий «Болотной твари» Уэса Крейвена. Несмотря на устрашающий вид, герой этотбыл скорее положительный — спасал красоток и наказывал злодеев. Совсем не так хорошо обстояло дело с питомцами доктора Нолтера [Дональд Плизенс] в ужастике Джека Кардиффа «Мутации» [1973 год]: ничего хорошего из идеи срастить ДНК растений с животными и людьми, естественно, не получилось. Как и у героя вышедших год спустя «Семян зла» Джеймса Кея, садовника Карло, превратившегося в дерево и попытавшегося наладить контакты со своими собратьями.

Из последних достижений подобного рода — Ядовитый Плющиз«Бэт-мена и Робин» [4] [1997] в исполнении Умы Турман. Впрочем, даже она, ядовитая женщина-лиана, борющаяся за права своих зеленых друзей, была не в состоянии поднять эту вампуку на должную высоту.

Самый знаменитый разумный цветок киномира — это, конечно, Одри из «Маленького магазинчика ужасов» [5] [I960 год] Роджера Кормана, плотоядный цветок из-за семи морей, обладающий неумеренным аппетитом к живой человеческой плоти и очень противным голосом. Последнее обстоятельство, впрочем, не помешало чуть позже Говарду Ашману превратить фильм в мюзикл, а режиссеру Фрэнку Озу — переснять ленту в

1986 году с целым ворохом комедийных звезд [за Одри здесь говорил и пел Леви Стаббс — соул-звезда звукозаписывающей компании Motown]. Кстати, в странах победившего социализма тоже был свой цветок-хищник — Адела из чехословацкой пародийной комедии ОлдржихаЛипского «Адела еще не ужинала» [1978 год]. А вот в отечественном кино разумность растений всегда ставилась под вопрос, если не считать оживших пней из«Морозко» [1964 год] Александра Роу, бесчисленных аллегорических мультфильмов о войне грибов и гороха, классово подкованных корнеплодов из«Чиполлино» [1973 год], и еще, пожалуй, жутковатой детской телепередачи «Вкусные истории», где говорящие овощи сами себя нарезают, натирают на терке и отваривают.

Наконец, никак не могут обойтись без разумных растений сказки — от страшных, вроде второй серии фильма «Зловещие мертвецы» [1987 год], в которой одержимое недобрым духом дерево докатилось до форменного изнасилования, до второй же серии «Гарри Поттера» [2002 год], где юный маг вместе с подругой весьма эффектно попал под раздачу, неосторожно забравшись не туда, куда следовало. А в «Двух крепостях», кстати, эффектно показаны пастухи деревьев, не сильно отличающиеся от своего стада, такие же зеленые и вековечные.

Но все равно самым лучшим и любимым кинорастением всех времен и народов был и остается Поющий куст из очень смешной комедии Джона Лэндиса «Три Амиго!» [1986 год]. Поющий куст не пришел из легенд и мифов седой старины, не прилетел из космоса и даже не был создан злым гением безумного селекционера. Поющий куст просто стоиту дороги и поет. От этих звуков человеческий мозг начинает деревенеть и постепенно превращается в шмат древесного гриба чаги. А из этого природного материала, как известно, можно сделать много занятных поделок.