Как авиаперелеты влияют на тело и мозг

Несмотря на то, что авиаперелеты уже давно стали обыденным явлением, ученые сравнительно недавно начали исследовать их влияние на организм человека.

Крошечный подпрыгивающий экран, дребезжащий звук и частые прерывания - просмотр фильма во время перелета приятным не назовешь.

Однако люди, летающие самолётами чаще других, обнаруживают у себя или у других нехарактерный эмоциональный отклик при просмотре даже самых безобидных фильмов во время полёта.

Даже такие позитивные комедии, как "Би Муви: Медовый заговор" "Девичник в Вегасе" или "Симпсоны" могут вызвать слёзы у пассажиров, обычно не плачущих от просмотра таких фильмов на земле.

Физик и телеведущий Брайан Кокс и музыкант Эд Ширан признавали, что при просмотре фильмов в воздухе их переполняют эмоции.

По данным нового опроса, проведенного лондонским аэропортом Гатвик, 15% мужчин и 6% женщин с большей вероятностью заплачут при просмотре фильма в полете, чем если бы смотрели его дома.

Одна известная авиакомпания даже начала предупреждать своих пассажиров, что просмотр фильмов на борту может повлиять на их эмоциональное состояние.

Есть множество теорий, объясняющих почему перелет делает человека более уязвимым и плаксивым - печаль из-за разлуки с близкими, волнение по поводу предстоящего путешествия, тоска по дому.

Однако существуют и свидетельства того, что на психику человека влияет сам процесс полёта.

Данные многих исследований показывают, что полёты на высоте 10 км над землёй в герметичной металлической трубе могут странным образом влиять на наше сознание, менять настроение, работу органов чувств и даже вызывать зуд.

Авиаперелеты влияют на функции нашего тела и мозга и могут, в частности, изменять наше психическое состояние
Авиаперелеты влияют на функции нашего тела и мозга и могут, в частности, изменять наше психическое состояние

"В прошлом исследования на эту тему практически не проводились, поскольку для здоровых людей этот эффект не представляет большой проблемы", - говорит Йохен Хинкельбейн, президент немецкого сообщества аэрокосмической медицины и заместитель директора по неотложной медицинской помощи в Кёльнском университете.

"Но с повышением популярности и понижением стоимости воздушных путешествий самолётами стали пользоваться как более пожилые, так и менее здоровые люди. Это привлекает больше внимания к изучению данной области", - добавляет Хинкельбайн.

Без сомнения, кабина самолета - не самое подходящее место для человека: давление воздуха такое же, как на вершине горы высотой 2 400 метров.

Влажность ниже, чем в некоторых самых засушливых пустынях, в то время как закачиваемый в кабину воздух охлаждается до 10 °C, чтобы компенсировать избыточное тепло, генерируемое пассажирами и всей электроникой на борту.

Пониженное давление в самолетах может снизить количество кислорода в крови пассажиров на 6-25%. При таком скачке в больницах обычно используется кислородная маска. У здоровых пассажиров это не должно вызывать особых проблем, а вот на пожилых людей и людей, страдающих затрудненным дыханием, это может оказать сильное воздействие.

На большой высоте человек быстрее пьянеет
На большой высоте человек быстрее пьянеет

Как показывают исследования, даже относительно слабый уровень гипоксии (дефицита кислорода) может повлиять на нашу способность ясно мыслить.

При уровне кислорода, эквивалентном высоте выше 3,6 км, здоровые взрослые демонстрируют значительные изменения в работе памяти, способности к вычислениям и принятию решений.

Вот почему авиационные правила гласят, что пилоты должны надеть кислородную маску, если давление воздуха в салоне выше, чем на высоте в 3,8 км.

Давление воздуха на высотах более 2,1 км увеличивает время реакции - плохие новости для тех, кто любит во время полета играть в компьютерные игры.

Некоторые исследования показывают, что при уровне кислорода, эквивалентном высоте в 2,4 км над уровнем моря, может наблюдаться снижение когнитивных функций и логического мышления - это уровень кислорода, характерный для салона самолёта. Но для большинства из нас эти эффекты вряд ли поспособствуют серьёзному замутнению сознания.

"Здоровый человек, будь то пилот или пассажир, не должен сталкиваться с когнитивными проблемами на этой высоте, - говорит Хинкелбейн. - Но если в салоне не совсем здоровые люди, тогда гипоксия может значительно уменьшить насыщение тканей кислородом, в результате чего когнитивная недостаточность станет заметнее".

Хинкелбейн говорит, что умеренная гипоксия, которую мы испытываем во время полетов, может вызывать и другой, проще узнаваемый эффект — усталость. По данным исследований, кратковременное пребывание на высоте не менее 3 км может увеличить усталость, но у некоторых людей последствия могут проявляться на более низких высотах.

"Когда я сижу в самолёте, то после взлёта сразу начинаю уставать и мне легче заснуть, - поясняет Хинкельбейн. - Я не теряю сознания из-за недостатка кислорода, но гипоксия служит одним из влияющих на это состояние факторов".

Еще один эффект низкого давления: снижение ночного видения на 5-10% на высотах всего в 1,5 км. Это связано с тем, что клетки фоторецептора в сетчатке, отвечающие за зрение в темноте, отчаянно нуждаются в кислороде.

На борту самолета наши вкусовые рецепторы становятся менее чувствительными. По этой причине персонал на борту обычно добавлеют большое количество различных специй в еду
На борту самолета наши вкусовые рецепторы становятся менее чувствительными. По этой причине персонал на борту обычно добавлеют большое количество различных специй в еду

Полёты также нарушают работу наших органов чувств. Комбинация низкого давления и влажности может снизить чувствительность вкусовых рецепторов к соли и сахару на 30%. Исследование, заказанное авиакомпанией Lufthansa, показало, что пряности, добавленные в томатный сок, кажутся вкуснее во время полёта.

Сухой воздух может ухудшить наше обоняние, из-за чего еда теряет вкус. Именно поэтому многие авиакомпании добавляют в еду больше приправ. И, вероятно, хорошо, что наше обоняние притупляется во время полётов, поскольку изменения в давлении воздуха могут приводить к учащению метеоризма у пассажиров.

И если вдыхание газов ваших соседей-пассажиров не кажется вам слишком странным, то знайте, что уменьшение давления также может привести к уменьшению чувства комфорта.

Исследование 2007 года показало, что после того, как люди проводят более трёх часов на высотах с давлением, соответствующим давлению в салоне самолёта, они чаще жалуются на дискомфорт.

А вот ещё больше плохих новостей для тех, кто уже, возможно, и так боится летать

Соедините это с низкой влажностью, и не будет ничего удивительного в том, что нам тяжело неподвижно сидеть в течение долгих перелётов. Исследование австрийских учёных показало, что перелёты на дальние расстояния могут высушивать нашу кожу на 37%, что может приводить к появлению зуда.

Низкие давление и влажность также могут усиливать эффекты воздействия алкоголя и похмелья, происходящего на следующий день после его приёма.

А вот ещё больше плохих новостей для тех, кто уже, возможно, и так боится летать.

"Гипоксия может увеличивать уровень тревожности", - поясняет Вэлери Мартиндейл, президент аэрокосмической медицинской ассоциации Королевского колледжа Лондона.

Но полёты могут влиять не только на тревожность. Несколько исследований показали, что время, проведённое на большой высоте, может приводить к появлению отрицательных эмоций - напряжённости, враждебности, а также к уменьшению уровня энергии и способности противостоять стрессу.

Пребывание на борту самолета оказывает негативное воздействие на психологическое состояние человека
Пребывание на борту самолета оказывает негативное воздействие на психологическое состояние человека

"Мы показали, что некоторые аспекты настроения могут быть подвержены влиянию давления воздуха, эквивалентного высоте в 1,8 - 2,4 км", - говорит Стивен Легг, профессор эргономики в Университете Мэсси в Новой Зеландии, изучающий влияние небольшой гипоксии на людей.

Это может объяснить повышенную склонность к слезам во время просмотра фильмов в полёте, но всё-таки большая часть побочных эффектов возникает на высоте с давлением воздуха меньше, чем на коммерческих авиарейсах. Недавно Легг также показал, что небольшое обезвоживание, часто встречающееся в полётах, также может влиять на настроение.

При этом есть исследование, показывающее, что высота побуждает людей чувствовать себя счастливее.

Стивен Грёнинг, профессор кино и средств массовой информации Вашингтонского университета, считает, что подобное ощущение счастья может выражаться в слезах. Скука полета и облегчение, появляющееся благодаря кинофильму, в сочетании с уединением, олицетворенным маленьким экраном и наушниками, может привести к слезам радости, а не печали, говорит он.

Легкая гипоксия (недостаток кислорода), которую мы ощущаем во время авиаперелета, вызывает сонливость и усталость
Легкая гипоксия (недостаток кислорода), которую мы ощущаем во время авиаперелета, вызывает сонливость и усталость

Хинкельбейн раскрыл еще одно странное изменение в человеческом теле. Новое исследование, проведенное им совместно с коллегами из Кёльнского университета и еще не опубликованное, показало, что даже 30 минут в условиях, аналогичным полету на коммерческом авиалайнере, могут изменять в крови добровольцев баланс молекул, связанных с иммунной системой. Это говорит о том, что низкое давление воздуха может вызвать изменение в работе иммунной системы.

"Люди привыкли думать, что заболевают простудой или гриппом во время путешествия из-за смены климата, - говорит Хинкельбейн. - Но причиной может быть изменение иммунного ответа во время полета. Нам нужно исследовать это более подробно".

Если полеты действительно изменяют иммунную систему, то они не только делают нас более уязвимыми для инфекций, но и влияют на настроение. Считается, что увеличение воспалительных процессов, вызванных иммунной системой, связан с депрессией.

"Единичное введение вакцины может привести к ухудшению настроения, которое проходит примерно за 48 часов", - говорит Эд Баллмор, возглавляющий исследования по психиатрии в Кембриджском университете и изучающий, как иммунная система влияет на настроение. - Было бы интересно, если бы 12-часовой полет на другой конец света вызывал нечто подобное".