Когда ошибка фотографа становится искусством

12.01.2018

Когда досадная ошибка фотографа портит хорошую фотографию, это раздражает. Впрочем, фотограф Эрик Кессельс так не считает: в своей новой книге он рассказывает, как превратить неудачный снимок в шедевр фотографического искусства.

Эрик Кессельс, Серия "Почти на каждом снимке", фото № 13

Эту ошибку время от времени допускает почти каждый начинающий фотограф. Но разве большое размытое пятно в кадре обязательно должна разочаровывать?

В книге "Неудача!" (Failed it!) голландский фотограф Эрик Кессельс анализирует неудачные фотографии как профессиональных фотографов, так и любителей, и пытается доказать, что то, что обычно считают ошибкой, далеко не всегда портит снимок.

"А что, если воспринимать недостаток не как провал, а как возможность творчески переосмыслить замысел фотографии? - спрашивает Кессельс. - Предметы, которые случайно попали в кадр, неудачные ракурсы и другие ошибки фотографа могут на самом деле способствовать созданию чего-то нового и увлекательного".

Любительское фото собаки

Что это: неудачное стечение обстоятельств или счастливая случайность? Футбольный мяч, который на мгновение закрыл голову собаки, создает одновременно сюрреалистическое и комическое впечатление.

"То, что многим специалистам покажется полным профессиональным фиаско: размытый фокус, фигуры людей с обрезанными ногами, прищуренные от солнца глаза или фонарные столбы, растущие из головы, - на самом деле может стать мощным источником вдохновения", - уверен Кессельс.

Андре Тийссен, Зеркало, Рош-Пина, Намибия, 2000

Андре Тийссен и Мэтт Стюарт развили идею "счастливого случая" дальше. Собирая странные наложения изображений на снимках, они пытаются показать, насколько важным для фотографа является острое восприятие реальности. Фотографии Тийссена иногда называют "обострением зрения".

Фотограф из Амстердама блуждает маленькими улочками провинциальных городков, отыскивая необычное и смешное в повседневных ситуациях.

На фотографии "Зеркало" Тийссену удалось запечатлела то, что известный фотограф Анри Картье-Брессон описал как "решающий момент" - доля секунды, которой хватает фотографу, чтобы определить значимость события и зафиксировать его.

Мэтт Стюарт, 5 Авеню, 2010

Случайное стечение обстоятельств, как и на снимке Тийссена, создает забавный эффект на изображении полицейского с тенью в виде усов, которого удалось запечатлеть Мэтту Стюарту.

Эрик Кессельс, однако, не согласен, что такие фотографии являются очень удачными. "Большинство этих фотографий не имеют никакой ценности, кроме того, что поражают нас случайным стечением обстоятельств", - отмечает он.

Курт Кэвизел, Насекомые

В течение последних 15 лет фотограф из Цюриха Курт Кэвизел следит за трансляциями с 15 тыс. публичных веб-камер. Он выискивает моменты, когда случайные препятствия или неожиданные вмешательства меняют изображения.

На фотографии "Насекомые" в незыблемый вид египетских пирамид вдруг вмешивается гигантский жук.

"Камеры, которые устанавливают для наблюдения и защиты общественного порядка, дают возможность создавать оригинальные и одновременно жуткие фотографии", - отмечает Кессельс в своей книге.

Хуан Фонткуберта, от созвездий до пыли - один шаг

"Фотография - это не только способ задокументировать реальность, она часто становится инструментом манипуляции", - пишет Кессельс.

Хуан Фонткуберта - концептуальный художник, исследующий отношения между фотографией и правдой. На этой серии снимков 1993 года, которую фотограф описал как новые созвездия, не замеченные НАСА, на самом деле изображены пыль, грязь и насекомые на лобовом стекле авто.

Манипулируя восприятием зрителей, Фонткуберта бросает вызов стереотипам мышления, общим стандартам красоты и правилам фотографирования.

Кент Роговски, Love = Love 10, 2006-2008

Нью-йоркский художник Кент Роговски создает произведения искусства из предметов массового производства, в частности из плюшевых мишек и пазлов.

Поскольку фрагменты мозаики-пазла имеют одинаковый размер, художник начал их перетасовывать по собственному вкусу. В результате он создал новые и значительно более оригинальные изображения, чем предполагал производитель.

По мнению Кессельса, художественный метод Роговски, который заключается в "замене технически правильного на эстетически правильное", свидетельствует, что нормы и правила для того и созданы, чтобы их нарушали.

Фотогенетические очерки №15, 1991

Как и Кент Роговски, Йоахим Шмид создает оригинальные изображения из "технически неправильных".

Он работает с фотографиями, которые потеряли или выбросили владельцы. Однажды он нашел целую коробку с негативами, которые разрезали пополам, чтобы ими никто не воспользовался. Шмид скомбинировал разные половинки негативов, в результате чего вышли фотографии, которые удивляют своей текучестью.

Как считает Кессельс, работа Шмида учит, что творческий подход можно применить в любой ситуации. "Если кто-то не смог увидеть художественного потенциала в своей работе, это еще не значит, что вы также не сможете этого сделать", - отмечает фотограф.

Семья со скульптурой

Своим легкомысленным отношением к неудачам в фотографическом искусстве Эрик Кессельс пытается сказать, что фотографы, которые творчески используют недостатки снимков, бросают вызов общепринятым нормам.

"Секрет заключается в том, чтобы воспринимать творческий процесс беспристрастно. Это позволит заметить неожиданные связи, ассоциации и совпадения, которые другие, возможно, упустили", - объясняет он.