КОРОНА МОНОМАХА

07.01.2018

КОРОНА МОНОМАХАВосток.
В конце XIII-начале XIV века золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех;литье, тиснение, филигрань, гранулирование, гравировка
КОРОНА МОНОМАХАВосток. В конце XIII-начале XIV века золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех;литье, тиснение, филигрань, гранулирование, гравировка
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА ИЗ МОСКВЫФрески на южной стене Архангельского собора.
XVII век
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА ИЗ МОСКВЫФрески на южной стене Архангельского собора. XVII век
ИВАН ГРОЗНЫЙМиниатюра из «Титулярника» (Книга названий), 1672
ИВАН ГРОЗНЫЙМиниатюра из «Титулярника» (Книга названий), 1672
ИСТОРИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕГАЛИЙ КОНСТАНТИНА МОНОМАХОСАРезные пластины, украшающие южную сторону царского кресла (престол Мономаха), 1551
ИСТОРИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕГАЛИЙ КОНСТАНТИНА МОНОМАХОСАРезные пластины, украшающие южную сторону царского кресла (престол Мономаха), 1551

Корона Мономаха - самый древний памятник в коллекции оружейных регалий. Корона датируется ХIII-XIV веками. Он состоит из восьми золотых бляшек, украшенных филигранью, жемчугом и яркими драгоценными камнями. До сих пор нет общего мнения о том, где она была выполнена. Форма короны и мотивы филигранного орнамента свидетельствуют о восточном происхождении. Наиболее вероятными местами исполнения являются Византия и Средняя Азия.

В 1328 году в завещании Ивана Калиты впервые упоминается церемониальный головной убор - «золотая шапка». Шапка упоминалась во всех княжеских заветах XIV-XV вв.

Она стала выдающейся частью собственности московских князей и передовалась от отца старшему сыну. «Золотая шапка» традиционно считается «Короной Мономаха».

История Короны Мономаха была создана во второй половине XV века. В то время, после падения Византии в 1453 году, Москва стала претендовать на роль нового православного центра. Согласно истории, в XII веке киевский князь Владимир Мономах получил королевскую корону от византийского императора Константиноса Мономахоса. Из Киевских князей корона Мономаха была передана Владимиру , а затем и московским князьям.

С 1547 года, в год коронации первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного), до конца XVII века, корона Мономаха использовалась в венчании всех русских правителей. Иван Алексеевич был последним царем, который увенчался короной Мономаха в 1682 году.

В XVIII-XIX вв., Когда место для царящего церемониала было заменено коронацией, где бармы были заменены мантией и древней королевской короной с диадемой.

Однако в реальности Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор — борик. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха была преподнесена в дар за соблюдение лояльности, которая способствовала политическому взлёту Москвы в начале XIV века.

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как с исторической (Константин умер в 1055 году, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков .

В русском апокрифе "Сказание о Вавилоне" (XIV—XV века) содержится сказание, связанное с отроками, а точнее, с их гробницей и воздвигнутой на ней церкви. Оно связано с распространенной в то время на Руси легендой, по которой власть московских государей получает свою верховную санкцию не от кого иного, как от царя Навуходоносора. Поскольку предание гласит, будто бы священные регалии царской власти, в том числе Шапка Мономаха, перешли к московским князьям от их предка, великого князя Владимира Мономаха, который в свою очередь получил их в дар от императора Константина Мономаха, данная легенда предлагает объяснение, откуда они появились на Византии.

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне.