ICO - всё. Часть 1.

Как-то пропустил важное событие - 14.09.2018 закрылся проект cofound.it. Это примерно как "Сколково" закрыть - не совсем, конечно, но почти. Основатели говорят, что рынок ICO умер, а что делать дальше, они не придумали. Давайте послушаем, как это было.

Первые волнения начались у Zanal Batagelj (фактически, PhD в токеномике, если бы такое научное звание было на свете). В декабре 2017 года, то есть в самый пик ажиотажа Zanal написал "Приближаясь к ICO 3.0". Рассуждения шли вдоль следующей тропинки:

Вкратце, что там за пункты:

1. Этап романтизма. Проекты начали создавать альт-токены, причём, в основном это были платформы (Ethereum и Lisk). Некоторые догадались, что можно децентрализовать популярные услуги (Maidsafe - защита интеллектуальной собственности авторов и Sia - децентрализованное облачное хранилище файлов). Это всё вызвало небывалый энтузиазм у зрителей и породило гигантские сборы проектов.

Самым значительным проектом этого этапа стал DAO. За свою короткую жизнь DAO поднял $160 млн. инвестиций, а потом стал чуть ли не мемов в области интереса всех нечистоплотных сил ИТ-мира.

Потом начал расти Bitcoin и стартовал...

2. Этап ICO 1.0 или "дикий запад". Многие проекты быстро показали, что такое - использовать потенциал массового краудфандинга.

Тогда в эфире звучали проекты не из США, такие как 1stblood (Сингапур), ICONOMI (Словения), Decent (Словакия), Golem(Польша), SingularDTV (Швейцария). Практически все проекты имели сильные идеи и мощных крипто-энтузиастов как в команде, так и среди инвесторов.

Венчурный мир был в шоке.

Этап закончился выводом на рынок стандарта токена Ethereum ERC-20 (понижение порога входа в индустрию до уровня плинтуса, ICO "из коробки") и Ethereum Enterprise (на всё ещё сухие поля блокчейна провели канал корпоративных денег).

Казалось, что наступает...

3. Этап ICO 2.0 или "золотой век" длился всего год, начиная с осени 2016. Интересными нововведениями стали: (1) DApps (третий уровень иерархии распределённых реестров), (2) в документации появились бизнес-разделы и (3) концепции unility token и "сетевой эффект".

Казалось, что не имея собственной ценности, токены по-прежнему несут ценность из-за их дефицита и их ограниченных прав, связанных с каждым признаком использования определенных услуг платформы.

На самом деле, конечно, тема нравилась в первую очередь инвесторам. Им быстро стало ясно, что ключевым преимуществом токена для инвесторов является мгновенная ликвидность.

Пока ICO было мало, сборы поражали воображение, на рынок побежали спекулянты и простой народ, начался ажиотаж.

Проекты не боялись экспериментировать с ожиданиями публичных инвесторов, порождая разные варианты, например, обратные аукционы.

Их первыми использовали ребята из Gnosis. Быстро подхваченные остальными, обратные аукционы привели к огромным инвестициям, но лишь у нескольких проектов. Заявленные суммы поднимались в первый час, минуты и даже невероятные секунды (примеры - Iex.ec и Aragon). Чем быстрее завершался последний ICO, тем большим становился FOMO у следующего. Особенно обидным было то, что окошко возможностей закрывалось для основной массы технически слабо подкованных инвесторов.

Кстати, тогда же родился и проект Cofound.it, которые впервые в мире собрали 56 565 ETH на этапе предварительного предложения под концепцию крауд-фонда ранних инвестиций.

Сборы летели у всех, особенно удачливые типа Tezos и Bancor подняли просто непроизносимые суммы, проекты множились как на дрожжах. Думаю, вы все встречали это видео.

И вот всё кончилось, потому что начался...

Этап ICO 2.5, когда на рынок пришли американские инвесторы. "Под презентацию" денег поднять стало сложнее из-за массового предложения, поэтому проекты стали упаковывать тщательнее. Самые заметные проекты выходили на сборы по всем правилам стартапов: с рабочими прототипами, полностью разработанными бизнес-планами, супергруппами в Telegram и именитыми консультантами. Вот в это и вкладывался (в основном) американский венчур -- именно в ожидании сборов "золотого века". Схема была простой: вкладываешь $500.000 в упаковку и рекламу ICO, проект собирает с толпы $50.000.000 и отдаёт тебе половину.

Толпа шла в основном из Азии, да что там темнить -- из Китая (мы писали об этом в канале Telegram в своё время) и местные регуляторы лавочку быстро прикрыли. Если на этапе 2.0 под сомнение попадал правовой статус концепции ICO, вследствие чего в некоторых странах они были запрещены, то дело Тезоса подняло ключевой вопрос криптоинвестиций как таковых. Рассказывать долго, вот цитата:

Многие, кто вкладывает деньги в ICO, считают себя инвесторами, но на самом деле их вложения - невозмещаемые пожертвования.

В этом месте Zenel переходит к перспективам: "должен же начаться этап ICO 3.0", потому что... он в это верит, ибо слишком много внимания и денег вовлечено в эту историю.

Каким станет этот этап, он в декабре не видел (подсказка: мощные мышечные конвульсии рынка произошли в виде PICO - Private ICO, мы писали о них в канале, основные примеры это $1700 млн. у Telegram (TON) и $575 млн. у TaTaTu). Размышляя над концепцией ICO, Zenel постоянно натыкался на то, что токен - новые класс активов, для которого не готово глобальное регулирование.

А ещё через 9 месяцев cofound.it закрылся.

Читайте об этом в "ICO - всё. Часть 2".