Казахстанских ювелиров «загоняют» в церкви и мечети

06.04.2018

В начале марта этого года сотрудник полиции г. Семей изъял у нашего коллеги из бутика все ювелирные изделия, которые, по его мнению, являлись предметами религиозного назначения.

Свои действия сотрудник полиции обосновал п.1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», так как на ювелирных украшениях и сувенирных изделиях имелись элементы религиозной символики, со ссылкой, конечно же, на указание акимата района.

Ювелир обратился в прокуратуру. Проверка законности действий сотрудника полиции еще идет.

Раз такое дело, а наши чиновники всегда отличаются особой ретивостью, если есть новый повод «закошмарить» бизнес, Лига ювелиров Казахстана сразу же обратилась с официальным запросом в Комитет по делам религий с просьбой дать разъяснение по следующему вопросу:

«Относятся ли к предметам религиозного назначения сувенирная продукция, ювелирные украшения содержащие элементы религиозной символики. К примеру, иконы, нательные кресты, броши, кольца и другие изделия с элементами религиозной символики (полумесяца, креста, звезды Давида, изображениями святых и т.п.) реализуемые в ювелирных магазинах?»

Всем известно, что ювелирные изделия, сувениры являются предметами индивидуального пользования, используются исключительно как украшения, в качестве предметов быта и/или для декоративных целей, и они не могут быть изделиями и атрибутами для отправления богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Исходя из этого, с надеждой на понимание сути проблемы, ювелиры стали ждать официального разъяснения уполномоченного органа.

Есть известный афоризм Стаса Янковского: «Нет такого слова «чинить помощь», зато есть слово «чинить препятствия», и есть такое слово «чиновник».

Он в полной мере отражает суть ответа Комитета по делам религий, пришедшего в Лигу ювелиров за подписью заместителя председателя Б. Мырзаева.

Привожу полный текст. Кто хочет ознакомиться с оригиналом ссылка здесь.

«Комитет по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан (далее – Комитет), рассмотрев Ваше письмо касательно реализации ювелирных украшений, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (далее – Закон) предметами религиозного назначения являются предметы, изделия и атрибуты, необходимые для отправления богослужений, религиозных обрядов и церемоний, а также содержащие элементы религиозной символики.

В этой связи, ювелирные украшения, содержащие элементы религиозной символики (мусульманский полумесяц, нательный крестик, звезды Давида) относятся к предметам религиозного назначения и должны проходить обязательную религиоведческую экспертизу. Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи распространение предметов религиозного назначения допускается только в культовых зданиях (сооружениях), духовных (религиозных) организациях образования, а также в специально определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы стационарных помещениях.

В случае несогласия с результатами обращения, Вы вправе защищать свои права всеми не противоречащими законодательству способами».

Таким образом, уполномоченный орган отнес все ювелирные украшения, сувениры с элементами религиозной символики к предметам религиозного назначения, обязал проводить религиоведческую экспертизу и определил места их продажи.

Я не эксперт и не могу сделать филологический и телеологический анализ пункта 1 статьи 9 Закона. Просто прочитайте вместе "предметы религиозного назначения " и "содержащие элементы религиозной символики"

Как юрист, лучше обращусь к дословному толкованию, как это сделал Комитет по делам религий, других норм Закона.

Начнем с религиоведческой экспертизы.

Объекты исследования экспертизы регламентированы в п.1 п.п. 1, 4, 6 ст. 6 Закона, которая предусматривает следующие основания для ее проведения.

1) обращения физических и (или) юридических лиц в уполномоченный орган;

4) ввоз религиозной литературы, информационных материалов религиозного содержания, за исключением литературы и материалов, предназначенных для личного пользования в одном экземпляре каждого наименования;

6) изготовление, выпуск и распространение религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания.

К объектам религиоведческой экспертизы относятся учредительные, а также другие документы религиозного содержания, духовные (религиозные) образовательные программы, информационные материалы религиозного содержания и предметы религиозного назначения.

Исходя из смысла диспозиции ст. 6 Закона для других объектов, в частности ювелирных украшений с элементами религиозной тематики, предусмотрено ее добровольное прохождение на основании обращения физических/юридических лиц.

Однако, Комитет в своем ответе обязал предпринимателей проводить религиоведческую экспертизу для ювелирных украшений.

Получается, что Комитет по делам религий по собственному усмотрению одни нормы закона приводит дословно, другие толкует расширенно?

Так что же относится к предметам религиозного назначения?

К сожалению, нормативного правового акта по данному вопросу нет, но есть, хоть и косвенно затрагивающее его постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года № 352, в котором утвержден перечень предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость.

В нем присутствуют киот, богослужебные сосуды, купель, ковчег, предностной и другие кресты, используемые при богослужении, иконы (размером не меньше 50*50 см), кадило и другие предметы, действительно служащие для проведения религиозных обрядов и церемоний.

Согласно критериев, указанных в данном постановлении к предметам религиозного назначения относятся:

1) предмет используется в культовом здании (сооружении) или в помещении для проведения религиозных мероприятий за пределами культового здания (сооружения) и на их территории;
2) предмет предназначен для совершения богослужения, религиозного обряда, церемоний либо для внешнего, внутреннего оформления культового здания (сооружения) или помещения для проведения религиозных мероприятий за пределами культового здания (сооружения);
3) предмет относится к соответствующему вероисповеданию религиозного объединения;
4) предмет приобретен соответствующим религиозным объединением;
5) стоимость одного предмета превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.

это кадило-предмет религиозного назначения
это кадило-предмет религиозного назначения

И ни слова о ювелирных изделиях, потому что это украшение.

Кстати, если отталкиваться от ответа Комитета по делам религий о предметах религиозного назначения, то при ввозе ювелирных украшений с элементами религиозной символики можно вполне законно требовать освобождения от уплаты НДС. Шучу. Не освободят.

Есть ли выход из ситуации?

Согласно ст. 13 Закона «О правовых актах» при отсутствии норм права, регулирующих конкретные общественные отношения, может применяться аналогия закона или аналогия права.

Так почему же не воспользоваться вышеуказанным постановлением Правительства?

Или, как всегда, у нас легче запретить, чем помочь?

Новая схема честного отъема денег?

Если экспертиза проводится по обращению, она, скорее всего, будет платная. Ее стоимость сразу же отразится на цене изделия. Государство выделяет деньги только на экспертизу религиозной литературы.

Вопрос: по ювелирным украшениям она будет проводиться на каждое изделие в отдельности или на всю партию?

Предположим, что 10 ювелирных компаний завезли по 100 золотых нательных крестиков. Все 10 компаний сдали 1000 изделий на проведение религиоведческой экспертизы.

Есть два варианта развития событий:

1) всем дадут заключение о том, что крестики не относятся к предметам религиозного назначения.

2) кому-то дадут отрицательное, а кому-то положительное заключение.

Если первый вариант, то тогда зачем проводить экспертизу? Не легче ли сразу исключить ювелирные украшения, сувениры с элементами религиозной символики из Закона?

Второй вариант однозначно предполагает наличие коррупционной составляющей. Итог: кто-то будет торговать крестиками в церкви, а кто-то в ювелирном салоне.

Время проведения экспертизы составляет 30 дней. Предприниматели 30 дней или 30 000 дней будет ждать заключения и нести убытки?

По-моему мнению, религиоведческая экспертиза вообще не должна проводиться в отношении ювелирных украшений и сувенирных изделий, так как они не являются предметами религиозного назначения. Ювелирные украшения, сувениры - это универсальный язык культуры, этническая память, ментальность, мировоззрение народа, и не более того. Никакой религиозной опасности для государства они нести не могут.

Лучше перебдеть чем недобдеть?

Было бы правильным, если бы наши чиновники при принятии решений руководствовались здравым смыслом, а не собственным бессмысленным страхом.

И если в законе нет четких формулировок, из-за чего возникает неясность и даже двусмысленность, то, наверное, было бы правильным такую норму права соотносить с конкретной жизненной ситуацией.

Иначе можно и переусердствовать в ретивости.

Интересно, продавцы хиджабов тоже проводят религиоведческую экспертизу на одежду?

Есть такая смешная (извиняюсь заранее перед ее адептами) религия как пастафарианство, где предметом религиозного назначения является дуршлаг, одетый на голову. Если она распространится и в Казахстане, дуршлаг тоже надо будет отправлять на религиоведческую экспертизу?

Пример, конечно, не очень корректный, но все же, есть тенденция.

Или я неправильно толкую? Если нет, то поправьте пожалуйста. Мне важно знать ваше мнение.