Как индоевропейские сказки дошли до наших дней

ПЕРЕВОДИЛА: МАРИЯ КОЛЯСНИКОВА

Возраст некоторых сказок может насчитывать 6000 лет

by DAVID SHULTZ

Когда речь заходит о происхождении западных сказок значимая часть славы достается братьям Гримм, творившим в 19 веке.  Некоторые филологи считают, что именно братья Грим сочинили эти сказки, но возможно, ученые не осознают, насколько древние эти истории на самом деле.  В ходе нового исследования, рассматривающего эволюцию знакомых сюжетов, было обнаружено, что некоторые из них были созданы 6000 лет назад.

Основой для этого нового исследования, опубликованного в журнале Royal Society Open Science, стали материалы масштабного онлайн-хранилища, известного как Указатель сказочных типов Аарне-Томпсона, законченного в 2004 году и насчитывающего более чем 2000 уникальных сказок разных индоевропейских культур. Хотя и не все исследователи сходятся в деталях, известно, что все современные индоевропейские культуры (территориально включающие всю Европу и значительную часть Азии) произошли от праиндоевропейцев, живших в эпоху неолита (10,200 до н.э.-2000 до н.э.). Считается, что большинство современных мировых языков произошло именно от праиндоевропейского.

В ходе исследования Джамшид Техрани, антрополог из Даремского университета в Великобритании, и его коллеги исследовали базу данных указателя.  Они ограничили свои исследования сказками, в которых задействовано волшебство и элементы сверхъестественного, потому что они присутствуют почти во всех широко знаменитых сказках. Благодаря этому удалось сузить исследуемый материал до 275 историй, включающих такие классические сказки как Гензель и Гретель и Красавица и чудовище.

Но отследить происхождение этих сказок оказалось нелёгкой задачей. Количество исторических документов крайне ограничено, а многие ранние версии сюжетов зарождались как часть устного фольклора и не сохранились в письменном виде. Таким образом исследователи использовали статистический метод, схожий с тем, к которому прибегают биологи для того, чтобы отследить происхождение видов при помощи эволюционного древа, основанного на современных последовательностях ДНК.

Это работает так: сказки обычно кочуют из языка в язык; ветви индоевропейского языкового древа уже вполне чётко определены и изучены — таким образом, ученые легко могли отследить историю сказки, возвращаясь к её языковым истокам и заглядывая в прошлое. Например, если и в славянских, и в кельтских языках существовала версия сказки Джек и бобовый стебель (исследование показало, что это вполне возможно) это значит, что есть шанс отследить происхождение истории до «последнего общего предка». Это будет «празападоиндоевропеец» на котором линии наследования разделились, по меньшей мере, 6800 лет назад. Этот подход отражает то, как эволюционная биология может прийти к заключению о том, что два вида произошли от общего предка, если в генах их обоих были обнаружены одни и те же мутации, не обнаруженные в генах других современных животных.

Однако всё не так просто. В отличие от генов, которые практически всегда передаются исключительно «вертикально» —  от родителя к потомку — сказки могут передаваться так же и горизонтально, в ходе смешения культур. Поэтому значимая часть исследования была направлена на то, чтобы опознать и исключить из него те сказки, которые судя по всему, распространялись горизонтально. После этой «чистки» общее количество сказок для анализа составило 76.

Этот подход позволил исследователям отследить происхождение некоторых сказок (например, Кузнец и Дьявол, сказка, повествующая о кузнеце, заключившем сделку с дьяволом в обмен на непревзойденное мастерство ковки, насчитывает историю в тысячи лет) до самой праиндоевропейской культуры. Если исследования верны, это может означать, что возраст самых старых сказок, ещё не канувших в забвение, насчитывает от 2500 до 6000 лет. Другие истории, по все видимости, значительно младше, поскольку упоминания о них были обнаружены на более современных ветвях языкового древа.

«Исследователи сделали всё возможное с предоставленной информацией» — заявил Марк Пейджел, эволюционный биолог британского университета Рединга. В официальном сообщении, опубликованном в научном журнале Current Biology, он размышляет о том, что позволило этим историям выдержать испытание временем. «Меня по-настоящему заинтересовали эти формы культуры. Почему именно сказки, предметы искусства, песни, поэмы, почему именно эти вещи так надолго остаются в истории?»

Техрани утверждает, что популярные сказки могут выжить, поскольку несут в себе «минимально парадоксальную картину мира». Это означает, что они содержат некоторые элементы когнитивного диссонанса — например, фантастических существ или магию — и остаются лёгкими для понимания.  Например, Красавица и Чудовище рассказывает историю о человеке, который с помощью колдовства был превращён в ужасное создание, но в то же время — и простую историю о семье, любви и о том, что не стоит судить людей по внешнему виду. Фантастические составляющие этих сказок особым образом выделяют их, а элементы обычной жизни делают запоминающимися и лёгкими для понимания. Техрани утверждает, что именно это сочетание  странного и обыкновенного может быть ключом к разгадке того, почему они сохранились на протяжении тысячелетий.

«Конечно, мы должны изучить вопрос более досконально» — добавляет он. — «Это станет следующим этапом наших исследований».

ОПУБЛИКОВАНО 22.04.2016 НА SCIENCEMAG

ОБЛОЖКА: SCIENCEMAG