Как готовиться к интервью?

Этот вопрос мне часто задают стажеры нашей редакции. Опять же универсального ответа на него просто не существует. Каждый выбирает для себя оптимальный вариант подготовки. Есть ребята, которые вообще не готовятся. Но в 99% случаев такое не сходит с рук и материал получается куцый. Если он вообще получается, конечно.

Есть стандартные шаги, которые лучше всего сделать до того, как ты садишься брать интервью у спикера. Увы, они не дают гарантию того, что интервью получится таким, каким вы его задумали.

1. Надо прочитать биографию спикера. Где работал, где учился, где родился. С этим не возникает никаких проблем, если личность публичная. Однако, если человек мало засвечен в СМИ, его биографию лучше всего заказать у пресс-службы компании. Ну или хотя бы у секретаря. Обычно у нормальных пресс-служб есть краткие биографии руководства. Их не удивляют такие просьбы.

2. У каждого интервью есть структура. Я ее обычно назаываю "елочкой". Есть ствол, а есть ветки. Несмотря на то, что ветки могут быть густыми, они крепятся к стволу. Таким может быть одна какая-то тема, главная мысль, вокруг которой надо строить все интервью. Если ствола не будет и разговор будет "обо всем" - получится набор фактов, которые никак с собой не связаны. Читать и смотреть это будет не интересно. Можете посмотреть любое интревью Дудя или Познера и вы поймете, что именно таким образом их материал и построен. В какую бы степь они не заходили со своими вопросами - все крутится вокруг ствола - главной темы.

3. После определения главной темы надо продумать области в рамках которых мы будем задавать вопросы. Это может быть профессиональная жизнь, личная. Суждения. Для того, чтобы разносторонне раскрыть тему желательно касаться всех основных областей жизни. Потому что разговор только о работе или только о личном читателю будет мало интересен.

4. Исходя из этого набрасываем примерный список вопросов.

5. Желательно набросать блок-схему интервью. На отдельные темы спикеры говорят более охотоно, на другие - менее. К этому надо быть готовым и понимать, о чем вы будете спрашивать дальше, если, например спикер наотрез откажется говорить про личное. А у вас уже 80% вопросов к этой области подготовлены. Всегда надо иметь запас и понимать куда вы пойдете дальше, если что-то пойдет не так, как вы планировали.

6. Требуется хорошенько почитать по теме в которой спикер является профессионалом. И хорошенько почитать по теме, которая будет корневой в интервью. Чем больше фактов у вас будет в голове, тем интересней и разносторонней будет материал.

Это только основные пункты. Говорить о подготовке интервью можно еще долго. Тут я еще не коснулся pr-службы, которая может как помогать, так и мешать подготовке. Но все попорядку. Я еще затрону эту тему.

Что касается времени, то в обычном режиме к интервью готовятся пару-тройку дней. Подготовка к большому интервью может занять до недели. Корреспонденты-новостники, выезжая на место событий к интервью вообще готовятся несколько минут - читают коротко биографию и может быть пару-тройку статей с участием спикера, если позволяет время. В общем, главное в интервью - это опыт. И для того, чтобы сделать эту работу качественно недостаточно хорошо подготовиться. Нужно научиться продуктивно работать в режиме диалога, чтобы спикер не отвлекался или не давил на вас своей харизмой. Чуть позже расскажу и об этом. Удачной вам работы!

Вы можете подписаться на "Дневник редактора" по ссылке в Telegram и по ссылке в TamTam. Пишите и задавайте вопросы на почту editorsdiary@yandex.ru