1000% годовых: инновации в мире финансовых пирамид

Идея финансовых пирамид если не стара как мир, то крайне древняя. Занять у одних, чтобы отдать другим. А что новенького есть в 2017ом?
Идея финансовых пирамид если не стара как мир, то крайне древняя. Занять у одних, чтобы отдать другим. А что новенького есть в 2017ом?

Сегодняшнее молодое поколение финансово активных людей чувствует себя очень подкованным в вопросе финансовых инструментов и грамотности. Может быть, сказались предостережения родителей и старших товарищей после опыта МММ или РДС.

В начале нулевых были очень популярны плакаты, газетные статьи и шаржи(!) с заголовками по типу "10 признаков финансовой пирамиды. Остерегайтесь мошенников!". Но мир не стоит на месте, развиваются даже не самые легальные бизнес-проекты, то же касается и схем высокорисковых и высокодоходных инвестиций.

Поговорим, что новенького придумали находчивые головы для привлечения наивных клиентов, в тайне мечтающих о 1000%-ных доходах на инвестиции. О новых финансовых пирамидах.

Скучаете по газетным шаржам?)
Скучаете по газетным шаржам?)

Начнём с того, что в 2017 году зафиксировано не так уж и много предприятий, действующих по схеме финансовых пирамид (коммерческой деятельности не ведут, берут деньги у вкладчиков, за счёт чего погашают долги перед предыдущими). То ли дело в снижении наивности населения, то ли в ужесточении наказания за подобные схемы (теперь это уголовное преступление).

1)"7 кошельков": не очень новая, но красивая схема с интернет-кошельками (разрешите без ссылок, поверьте, там дичь!)

Участнику нужно отправить по семи электронным кошелькам (Qiwi, ЯндексДеньги и т.д) по 10 руб. Далее верхний кошелек в этом списке удаляется, а вниз вписывается свой. Затем необходимо найти пять человек, которые отправят всё те же 70 рублей по списку кошельков, который вы им предоставите (с уже вписанным вашим ). В теории на каждый потраченный рубль участник получает 13950 рублей. Такая финансовая пирамида растет катастрофическими темпами и является неконтролируемой, т.к. можно, не отправляя денег, создать список из 7 кошельков, работающий только на вас. Красиво!

2) "Раздолжители"

Так же не самый инновационный инструмент, ведь объявления о нём скорее можно встретить на асфальте у метро, но схема рабочая. Компания обещает погасить ваш долг перед кредитором. Скажем долг в 100 тысяч спишут всего за 20 тысяч рублей в карман "раздолжителю". Полученные средства частично присваиваются, частично раздаются особо рьяным кредиторам. Большинство должников, к сожалению, увеличивают свои обязательства до 120 тыщ.

3) "Айфонные пирамиды"

Очень легко сыграть на эмоциях потребителей, особенно если речь идёт о без того ажиотажном товаре. Основатели пирамиды предлагают потребителю приобрести за него айфон по особо низкой цене, но с отложенным на 3-4 недели сроком. Гаджеты покупаются по обычной цене, раздаются первым вкладчикам, которые распространяют истории о невиданных скидках на дорогие девайсы, поток людей увеличивается, деньги тратятся на погашения айфонных долгов, последний круг остаётся и без денег и без телефонов. Кто в плюсе - вы знаете.

4) "BuyTime": перепродажа эфирного времени

Создатели проекта по перепродаже скупленного оптом эфирного времени частным лицам всячески открещиваются от ярлыка финансовой пирамиды. Компания действует в Казахстане и истерично доказывает аудитории, что стоимость рекламного времени - крепкая валюта, растущая темпом 400% в год. Проект называет себя "медиахолдингом", проводит конференции по типу сетевого маркетинга и запускает франшизы в новых странах. Такие схемы носят название "замаскированных финансовых пирамид" — классическая ФП с добавлением маскирующего элемента. Например, ненужной продукции или продукции, которую могут получить только некоторые участники.

5) Neuromama: вернемся к миру стартапов

Не говоря уже о том, что весь рынок венчурный инвестиций напоминает финансовый пузырь, сейчас не будет об этом, существуют и реальные случаи финансовых махинаций в сфере рыночной оценки стоимости компаний.

РБК описало историю новосибирской компании Neuromama, оценка которой в пиковый момент догнала стоимость всего Лукойла. Ребята позиционировали себя как поисковик, основанный на «нейротехнологии» и первый в мире поисковик с искусственным интеллектом. Как так вышло? Neuromama повышала стоимость своих акций за счет торговли акциями между ограниченным кругом заинтересованных лиц в надежде, что кто-то примет случайное решение о покупке, а основатели продадут небольшой пакет акций по завышенной цене и на этом заработают. Но основатели заигрались)

А если вас интересует тема мыльного пузыря на рынке покупки и оценки технологических компаний, почитайте пересказ VC.ru книжки Дэна Лайонса, который на своём опыте познакомился со всем "радостями" работы на перегретом и переоцененном венчурном рынке.

P.S. в этой статье нет слова биткоин, вам показалось)

Ой, подпишись!

или в телеграм-канале: https://t.me/innosandbox

или поболтай с автором: @startupfairy