Как вы управляете инновациями?

О новой программе для подготовки руководителей крупного транснационального бизнеса, федеральных ведомств и органов власти, заинтересованных во внедрении и развитии ИТ для инновационного развития своих компаний в условиях грядущего общества знаний, нам рассказал ее автор, российский ученый, педагог и общественный деятель Борис Славин.

Узнайте подробнее о курсе и запишитесь
«Управление информационными технологиями и инновациями в условиях цифровой экономики»

— Борис Борисович, вы говорите о том, что бизнес переживает сейчас переломный момент. Что вы под этим подразумеваете?

— Цифровизация существенно меняет отрасли. Банки, как и телеком-операторы, одними из первых почувствовали, что «цифра» начинает проникать во все производственные процессы. АСУТП, датчики и контроллеры становятся дешевле и получают самое широкое распространение, появляются ОС, которые управляют целыми производствами, домами. Получается, что сейчас наступил переломный момент, когда объем цифровых сервисов настолько увеличился, что бизнес оказывается в совершенно новых для него обстоятельствах.

— Растет конкуренция?

— Безусловно. Возьмем банковскую отрасль: она всегда существовала в тепличных условиях. Банки ведь незаменимы. Но сегодня и они, и другие финансовые организации, и страховые компании попали в колоссальную воронку конкуренции. Это связано с цифровизацией сектора. Финтех-компании, которые могут оказывать цифровые сервисы, похожие на банковские, легко вышли на рынок. Банки с большим количеством офисов и филиалов, которые, казалось бы, обеспечили себе устойчивое положение, стали проигрывать, потому что у людей пропала нужда лично ходить по этим офисам и филиалам... Прошлые существенные преимущества перестали иметь значение. Нужны инновации. Не случайно финансовый сектор уже оказывает клиентам широчайший спектр услуг, которые ранее представлены не были: бухгалтерские, сопровождающие и другие.

И, конечно, все ждут выхода на рынок финуслуг провайдеров социальных сетей, которые уже сейчас аккумулировали огромное число клиентов.

— В Учебном центре Softline вы ведете авторский курс «Управление информационными технологиями и инновациями в условиях цифровой экономики». В нем восемь модулей, раскройте, пожалуйста, в двух словах их суть. 

— Вначале мы разбираем понятия: что такое цифровая экономика, общество знаний, каковы этапы развития цифрового общества, которое и предъявляет новые требования к менеджменту.

Реалии таковы, что современный ИТ-директор должен иметь в компании равные права с остальными топ-менеджерами, но так, к сожалению, происходит далеко не везде.

В эпоху знаний ИТ-руководитель не просто внедряет информационные технологии – он с их помощью начинает существенно менять компанию. Однако многие, даже самые опытные люди затрудняются ответить, чем отличается информация от знания. Этот методологический вопрос разбираем на втором модуле. Третий модуль посвящен инновационным инструментам, НИОКРАМ, открытым инновациям, краудсорсингу.

Системе управления знаниям отведен четвертый модуль. Эта тема становится все более популярной; замечу, что внедрение ERP- или BI-системы уже считается стандартной задачей, но система управления идеями – абсолютная новинка. Передовые компании, например, ЛУКОЙЛ и Росатом, уже начали использовать эти инструменты, но готовых коробочных продуктов, конечно, пока не существует. Есть только опыт первопроходцев. С этим опытом я и познакомлю слушателей.

— Какова роль человеческого интеллектуального капитала в цифровизированном мире? 

— Первостепенная. Внедрение цифровых сервисов приводит к тому, что существенно возрастает значение людей на производстве и в экономике. «Цифра» автоматизирует рутинную деятельность, поэтому растет востребованность нецифровых технологий. Парадокс вроде бы. Тем не менее, это факт: общение между людьми приобретает новую важность. Человеческий интеллектуальный капитал начинает возрастать, и им нужно управлять. Дизайн мышления, брейнсторминг с использованием компетентностного подхода, увеличение группового IQ – все эти ультрасовременные методы нужны руководителям.

Люди – основной ресурс компании, и за счет эффективного управления и правильного подбора команды можно в несколько раз увеличить их производительность. Нужно учитывать не только компетенции сотрудников, но и стили их мышления – а значит, это все надо как-то измерять.

— Кто такой директор по инновациям, и что он должен уметь?

— Менеджер по инновациям, безусловно, – руководитель нового образца. Имея опыт работы ИТ-директором, можно и нужно переключаться на управление инновациями. Чем менеджер по информационным технологиям и инновациям отличается от всех остальных, что новое он должен уметь делать — об этом мы подробно поговорим на курсе.

Современные цифровые сервисы позволяют существенно изменить методы управления компанией – если есть человек, который знает, как это делается. Многие ИТ-директора, особенно в финансовых компаниях, начинают задумываться, как организовать постоянный поток инноваций для клиентов и коллег, и это единственно верная стратегия. Многие – но не все. Не все осознают, что многое пора менять, пришло время учиться управлять по-новому – иначе придут молодые управленцы, которые любят инновации и мигом займут это место. Линейные руководители, ИТ-замы зачастую стремятся к развитию, поскольку хотят и продвижения по карьерной лестнице, и бльшей востребованности в своих компаниях, и интересных задач.

А всех, кому кажется, что почивать на лаврах можно еще долго, в самое ближайшее время ожидает «волшебный пинок» или... банальное увольнение.

— Не самый заманчивый сценарий. 

— Конечно. Человек с опытом работы ИТ-директором должен идти дальше: он должен стать партнером/советником генерального директора, заняться стратегией, начать руководить инновационными программами и освоить функции директора по цифровизации и развитию бизнеса.

— Предполагает ли курс практические занятия?

—Конечно. Он построен на основе опыта западных и отечественных компаний и теоретическим быть не может: мы со слушателями будем разрабатывать различные решения для их компаний. Работа со стороны учащихся занимает более 50% всего времени. И большая часть задач на курсе – групповая, что очень важно, поскольку в компании мы ведем коллективную деятельность. Так, мы разберем, по какому принципу все знания в компании делятся на явные и неявные. Одна из задач для слушателей – сделать классификацию знаний в своей компании. Попробуйте сходу обдумать задачу и поймете, насколько это непросто. Но научиться обязательно стоит.

Записывайтесь на курс Бориса Славина «Управление информационными технологиями и инновациями в условиях цифровой экономики» в учебном центре Softline

Автор: Борис Славин

Российский ученый, педагог и общественный деятель