31 подписчик

Без фигни в январе 2022

"АнтиФауст" - Георг Фризен, 1993 год.

Фильм из категории "чуть было не утраченные жемчужины кино". VHS-кассету с фильмом нашли и восстановили замечательные люди из группы "From outer space" (на них можно подписаться Вконтакте). А до того, картина без малого тридцать лет пробыла в забвении.

К "Фаусту" Гёте фильм имеет отношение постольку поскольку. Речь тут идет о некоем опустившемся ангеле, которому предлагается последний шанс вернуться на небо и вновь исполнять свои обязанности. Единственное, что нужно сделать для этого - убить собственную дочь, рожденную от смертной женщины. Она, дескать, слишком чудная вышла, не место ей в мире бренной плоти. Ангел за работу берется, однако девушка оказывается хоть и блаженная на вид, но вполне способная постоять за себя, да и обстоятельства не складываются.

В плане забавных фактов можно отметить три.

Первый - в роле дома главной героини снялся особняк Рябушинского, построенный гениальным русским архитектором Фёдором Шехтелем. По крайней мере знаменитая лестница в кадре мелькает несколько раз. За интерьер квартиры ручаться не могу, но там есть шикарная ванна в стиле модерн.

Второй - автомобиль BMW Isetta 600, на котором перемещается монах, друг матери героини. Никогда бы не подумала, что такой очаровательный тазик может не только существовать, но и ездить.

Третий - тётка со сковородкой легко заменяет собой любого бога из машины и прекращает всякую чертовщину на раз. Она появляется в переломной сцене фильма, когда кажется, что гибель героини уже неотвратима и разрешает ситуацию наиболее абсурдным из возможных способов. Развязка получается, как говорят англоязычные, anticlimactic.

В целом, фильм оставляет приятное впечатление, хотя недостаток финансирования и некоторая неровность в повествовании бросаются в глаза.

На мой взгляд, не смотря на некую абстрактность места и времени действия (в фильме действие разворачивается в условной Европе, в неопределенное время), сюжет явно пытается отрефлексировать ситуацию, в которой оказалась в 90-х Россия. Главные герои (девушка, ее отец, даже монах) оказываются окружены каким-то ублюдочным паноптикумом, который настойчиво пытается их вовлечь в то или иное непотребство. "Вы стали более высокомерны... и терпимы" - сообщает падший ангел циничному журналисту, подразумевая терпимость ко злу, к пороку, как своему, так и чужому. Тема макабрического балагана повторяется в фильме снова и снова, пока не достигает своего пика в жутковатом не то обеде, не то балете, устроенном в честь "лучших людей города" (сцена настолько жуткая и мерзкая, что остается благодарить фильм за дешевизну, при хорошем бюджете на это было бы просто невыносимо смотреть).

В конце героиня все-таки покидает юдоль земную, которая становится все мрачнее и мрачнее, но делает это не по чьему-то указанию, а по собственную желанию и на своих условиях, движимая состраданием к своему отцу.

Очаровательное кино из мрачной эпохи.

7 из 10

"Не смотрите вверх" - Адам МакКей, 2021 год.

Эти миром правит не тайная ложа, а явная лажа! И это не так смешно, как кажется.

Сдается мне, что фильм наверняка не прошел бы цензуру, если бы в нем не было пародии на Дональда Трампа. Тому, кто метнет в этого мужика очередную порцию помета, простят даже пожирание младенцев. А еще в нем есть Тимоти Шаламе, который в кои то веки похож на гетеросексуала.

"Не смотрите вверх" - более чем удачная сатира. Фильм абсурдный, злой и причиняет дискомфорт. Он не жалеет своих героев и гибель цивилизации в финале воспринимаешь скорее с облегчением, наконец-то этот балаган закончился. А то шоу стало слишком навязчивое, и клоуны в нем давно уже не смешные.

Сюжет простой. Астрономы замечают, что к Земле летит огромный метеорит, который гарантировано уничтожит нашу цивилизацию. Они сообщают об этом миру и... Во вселенной здорового человека все народы солидаризируются, объединяют усилия, под руководством ведущих ученых и руками миллионов рабочих предотвращают катастрофу, после чего произносят пафосные и проникновенные речи о великом будущем человечества. А в нашей вселенной начинается е...ный цирк с конями и проститутками, а в конце все летит псу под хвост.

"Надо уходить отсюда, это какое-то шоу фриков" - констатирует героиня Дженнифер Лоуренс, перманентно пребывающая в состоянии когнитивного диссонанса, от чего у ее героини постоянно стремное лицо. Тот факт, что актриса напрочь не умеет играть тут даже в кассу, ее стремные гримасы накидывают кринжа в и без того кринжовые ситуации.

А если серьезно, то я нашла в фильме много общего с последней "Матрицей". Оба фильма, пусть каждый по своему, берутся за тему тотального доминирования Символического. Люди в "Не смотрите вверх" ведут себя иррационально, но не потому что они идиоты по жизни (хотя многие из них без сомнения такие и есть), а потому что они полностью поглощены Символическим, оно затмило для них Реальность, стало реальнее Реальности. И вот уже люди больше доверяют телеведущим, чем собственным глазам, уважаемый астроном терпит поражение в спорах о звездах с интернет-троллями, а новость о неотвратимом Армагеддоне меркнет и бледнеет рядом с очередным звездным разводом. Тотальной девальвации подвергается то, что сделало нас теми, кто мы есть сейчас - наша рациональность, практичность и трезвый расчет, которые вывели когда-то человечество из дремучего леса мифологических монстров и религиозных суеверий. Здравствуй - новая Иррациональность! Мир в котором спекулятивная меновая стоимость вещей (да и людей) абсолютно доминирует и практически удаляет их потребительскую ценность. Важно не то, какова вещь сама по себе (полезна или вредна), а то какой она выглядит в миллионах отражений бесконечных твиттеров-фейсбуков-тик-токов. Правда, факт, выдумка, постправда. Забудьте об обезьяньих процессах, современный мир горазд откалывать кунштюки и покруче.

И вопреки конспирологам, никакого заговора тут нет. Нет тайных рептилоидов с Нибиру, которые заморочили нам головы. Нет даже тайного заговора правительств. Возвращаясь к словам героини Лоуренс (а она в фильме, на минуточку, проводник рационального): "Они не так умны, чтобы быть теми злодеями, которыми вы их видите". Мы все тут рабы нарратива, даже те, кто нам, снизу, видится архитекторами Матрицы.

автор - Линор Горалик
автор - Линор Горалик

Фишка фильма вот в чем.

Адов эпизод в Белом Доме, когда герои Лоуренс и ди Каприо, астрономы, сидят в Белом Доме и ожидают приема у Президента (Президент изволит бухать). Их сопровождает мужик из НАСА и какая-то военная шишка. Так вот, эта самая военная шишка, в звании генерала, в какой-то момент приносит героям перекус, воду и орешки, и берет с каждого по десять долларов (ну, типа, он купил и они ему должны вернуть эти деньги, все честно). Позже героиня Лоуренс обнаруживает, что орешки и вода взялись с кухни Белого Дома и они там совершенно бесплатные. В этот момент у героини происходит когнитивный диссонанс, который ее до конца фильма не отпускает. Она не понимает, какого черта генерал, явно ни в чем не нуждающийся человек, проделал с ними такой пошлый и дешевый мошеннический трюк.

А ты понимаешь зачем? В этом то и есть вся соль шутки.

Без сомнения один из лучших фильмов 2021 года. Второй - "Свинья" с Николасом Кейджем.

8 из 10

"Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" - Сидни Поллак, 1969 год.

Не смотрела я про ваших кальмаров, не смотрела. Да и вообще сериалы не люблю. А на ту же тему могу привести вот этот фильм.

Фильм Сидни Поллака снят по одноименной книге американского писателя Хораса Маккоя, вышедшей в 1935 году (она переведена на русский и есть в продаже). История повествует о многодневном танцевальном марафоне. И казалось бы, что в этом может быть такого ужасного? Но бездны Ада разверзаются перед зрителем на удивление быстро.

За окнами танцевального зала царит интербеллум, одна мировая война едва успела отгреметь, а на горизонте уже сгущаются тучи следующей. Экономический кризис превратил миллионы людей в в безработных голодранцев, бродяг, блуждающих от города к городу в поисках хоть какого-нибудь заработка. Главный приз танцевального марафона выглядит в их глазах непреодолимым соблазном. К тому же кормежка и ночлег на шару. Словом, отбоя в желающих посостязаться в выносливости за деньги нет.

Организаторы не стесняются использовать человеческое отчаяние и устраивают максимально циничное и мерзкое шоу. Все что угодно, лишь бы праздный зевака остался доволен и занес еще немного денег. Например, после 600 часов танцев людей заставляют бегать по кругу, как лошадей на ипподроме. Это даже называют дерби. Пришедшие последними пары выбывают из соревнования. Но что веселее всего, так это то, что даже приз - фуфло. У победителей из призовой суммы вычтут расходы на еду, ночлег и так далее, потом остаток суммы поделят на двоих и вытолкают оборванцев пинками за дверь. Прибыль от паскудного зрелища предназначена не для них.

И это отвратительное шоу предстает метафорой капиталистических отношений, в которых одни всю жизнь проводят в изнуряющей погоне за призраком экономического благополучия, в то время как другие извлекают реальную прибыль из их бега.

В фильме не показано прошлое героев. Как они дошли до такой жизни не важно. Не показывают и мира за пределами танцевального зала. Весь мир тут, ограничен танцполом и грязными подсобными помещениями, в которых несчастные проводят отведенные им короткие перерывы. Главный герой в полубреду пытается подставить лицо под пыльные лучи солнца, проникающие в зал с улицы через маленькие оконца под крышей, но свет быстро уходит и марафон продолжается. Вся Вселенная сводится к изнуряющей, сводящей с ума рутине из которой нет выхода. В конце звучит выстрел. Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Отлично снятый и весьма жуткий фильм.

9 из 10

"Ветер амнезии" - Кацуо Ямадзаки, 1990 год.

Что будет, если лишить человека всего того, что он получил от общества. Знания, мнения, память поколений, даже речь и воспоминания о личной жизни? Обнажится ли тогда "истинная природа" или человек окажется низведен до животного? Так то ответ очевиден. Человек, лишенный социального, не является человеком и не способен демонстрировать человеческое поведение. Однако, в "Ветре амнезии" все немного по-другому, потому что художник так видит. Я такого опрощения не приветствую, но что поделаешь.

Однажды нам миром начинает дуть странный ветер и люди забывают все, что когда-либо знали. Цивилизация в один момент рушится, оставляя бродить на руинах племена безгласых дикарей. Юноша Ватару, в результате удачного стечения обстоятельств вернувший себе умение говорить и кое-какие знания, отправляется в путешествие. Его спутницей становится инопланетное существо в обличии девушки. И да, вся ситуация - это результат эксперимента пришельцев. Юноша и его спутница встречают разных людей, созданные ими машины, благополучно пережившие своих творцов, и пытаются понять природу человека.

Получилось немного наивное, но не безынтересное произведение, в котором то и дело проскакивают странные инцестуальные мотивы.

6 из 10

"Этот дом" - Палома Баэза, Эмма де Свааф, Ники Линдрот фон Бар, Марк Джеймс Рулс, 2022 год.

Антология из трех новелл, которые объединяет демонический (или нет) дом.

В первой новелле дом, построенный таинственным архитектором и преподнесенный в дар живущему по соседству семейству, поглощает своих новых владельцев, превращая их в предметы интерьера. Товарный фетишизм как он есть. С макабрической, но, в принципе, естественной развязкой, когда фетиш превращает своего обладателя в свою принадлежность.

Во второй новелле дом пытаются продать. На нашем телевидении такого вроде бы нет, но вот на Западе есть такой тип передачи, в которой парни покупают старый дом, реставрируют его за свои деньги, а потом продают. В этой схеме можно получить прибыль, выйти в ноль или понести убытки. Как повезет. В этом интрига передачи, зрители, как и герои, не знают, будет ли очередное предприятие финансово выгодным. Новелла напоминает выпуск такой передачи, только в конце персонаж вместо барыша получает инфернальное откровение и перерождение в духе Лавкрафта.

Третья новелла отличается по настроению и уже не является хоррором, а скорее меланхоличной, странноватой сказкой. Старый дом на этот раз выступает в качестве якоря, привязывающего героиню к прошлому. Жить в нем уже практически невозможно, бросить жалко. Подступающий к порогу потоп является метафорой происходящих с миром перемен, уничтожающих привычные ориентиры и погребающих в тумане горизонт планирования. С помощью чудаковатых хиппи героиня все-таки находит в себе силы отпустить прошлое и отправиться в неизвестность. При этом дом, что интересно, не исчезает под водой, а превращается в лодку.

Литература и кинематограф полнятся историями про нехорошие жилища, но бес засевший в этом доме - это бес фетишизма. Герои верят, что дом дает или может дать своему обладателю искомый социальный статус, желанную жизнь взамен текущей неудовлетворительной. Все они заблуждаются, потому что фетиш - это просто груда кирпичей, а их слепое поклонение ему вполне способно вызвать настоящего беса.

Ну и конечно, криповая стоп-моушен анимация, кто ее не любит.

6 из 10