«Яркость» (Bright) – Дэвид Эйр (David Ayer), 2017 год

Продолжая знакомство с полнометражными фильмами потокового сервиса Netflix, посмотрела раскритикованную в пух и прах «Яркость». Учитывая, что невнятная «Окча» мне не слишком понравилась особых надежд я не испытывала. Но фильм оказался куда симпатичнее, чем можно было о нем подумать.

У создателей получилось объединить городское фэнтези и кондовый такой полицейский боевик из 90-х. Что-то в духе «Смертельного оружия» или «Танго и Кэш», только юмора чуть поменьше. Но в целом ностальгию вызывает.

Собственно, сам сюжет прост как палка. Двое полицейских, человек и орк, отношения которых далеки от идеала, оказываются не в то время не в том месте. Им в руки совершенно случайно попадает волшебная палочка. Да-да, настоящая волшебная палочка, вроде тех, что в фильмах про Гарри Поттера, только эта светится как прожектор маяка и трещит как сошедшая сума транформаторная будка. Палочка обладает почти безграничными возможностями, вот только трогать ее простым смертным нельзя, разнесет. За палочкой охотятся ее бывшие владельцы, очень сурового вида эльфы-сектанты, а также прознавшие о ней бандиты, рассчитывающие сорвать большой куш. Герои и рады бы передать этот магнит для неприятностей в компетентные органы, но до этих самых органов еще нужно добраться живыми.

Все события, за исключением завязки и развязки, укладываются в одну ночь и, по сути, представляют собой одну энергичную непрекращающуюся погоню. Кетчупа завезли на съемочную площадку знатно, перестрелки и погони происходят в духе боевиков 90-х годов, когда кровопролитие и горы трупов никого не смущали.

Сюжет не содержит в себе ничего лишнего. Он обструган до минимума необходимого для понимания происходящего на экране. История самой волшебной палочки до момента ее появления перед героями, намечается лишь пунктирно, без каких-либо подробностей. Есть эльфы-сектанты, которые хотели бы палочкой воскресить некоего злого дядю, почившего две тысячи лет назад. Есть подпольная организация, которая противостоит эльфам-сектантам и типа защищает мир от злого дяди, почившего две тысячи лет назад. Есть федеральное агентство, которое гоняется как за первыми, так и за вторыми и бдит, чтобы весь мусор был под ковром, потому что федеральные агентства всегда ведут себя так. Но все они останутся на периферии истории, понятные и вполне осязаемые, но явно не главные в этой истории. По сути, зритель узнает обо всем этом только то, что знают главные герои, парочка не обремененных образованием уличных полицейских. Один вырос на племенных сказках, второй возле телевизора. Они просто пацаны с района, ввязавшиеся не в свое дело. Возникшую перед ними проблему они оценивают как пацаны и решают как пацаны, не вдаваясь в научные или философские рассуждения, не устраивая экскурсов в историю. Именно в этом многие видят недостаток фильма, его плохо прописанный мир, но мне так не кажется. Это скорее попытка быть проще, не обременять действие побочными сюжетными линиями, лишними объяснениями и долгими диалогами.

В пространство «Яркости» зрителя вводят в основном посредством визуальных образов (граффити, притоны, полицейские кордоны и прочее) и вскользь сказанных фраз. Фантастические элементы перемежаются с элементами реальными: полицейский произвол, уличная преступность, бытовой расизм и коррупция. Одно перетекает в другое, перемешивается, сплавляется. И делается это достаточно деликатно, так чтобы не отвлекать внимание от героев. В итоге получается зафактуренная, вполне убедительная картина мира. Даже там, где сеттинг «Яркости» прописан очень скупо ощущения фанерного задника почти не возникает. Вселенная фильма не просто не хуже, она даже лучше того, что нам в последнее время предлагают на большом экране, когда сюжет тонет в бесконечных ответвлениях и запутывается в собственных объяснениях (не буду тыкать пальцем, вы и сами знаете такое кино). Конечно, там есть к чему придраться, но все же лучше среднего по палате.

А взаимоотношения между главными героями вообще удались. Они в фильме главные, на них сконцентрировано все внимание. Все остальное в фильме лишь фон для их взаимодействия. С одной стороны герой Уилла Смита, находящийся в стадии профессионального выгорания, придушенный кредитами и ждущий возможности уйти в отставку, с другой полный энтузиазма герой Джоэла Эдгертона, орк, для которого поступление на службу с детства было мечтой. У них нет ничего общего, но по ходу истории они находят общий язык, учатся понимать друг друга. Некоторые сцены с ними получились очень проникновенными и эмоционально насыщенными.

В целом, кино понравилось. Я бы с удовольствием посмотрела его на большом экране. «Яркость» хороша прежде всего тем, что не пытается прыгать выше головы. Это немного ностальгический полицейский боевик в немного необычном для такого рода фильмов антураже городского фэнтези. И ничего лишнего.