Тяжелые будни японских христиан

07.01.2018

Уже к концу 16 века европейские государства полным ходом вели торговлю с дальним востоком, параллельно просвещая местных язычников.

Японские власти (сёгунат) не слишком жаловали чужую религию и настойчивых чужестранных миссионеров.

Правительством был взят курс на постепенную изоляцию страны от европейцев.

Остров Кюсю был оплотом католического христианства. Сюда регулярно прибывали всё новые и новые миссионеры, что обращали чужую паству в западную религию. Строились монастыри, открывались семинарии, и уже к началу 17 века в Японии насчитывалось больше 100 тысяч христиан.

Конечно, сёгунат не стал ждать, пока все японцы начнут исповедовать западную религию и окончательно утратят свою национальную самобытность.

Остров Кюсю (юг Японии)
Остров Кюсю (юг Японии)

В 1587 году в Японии было официально запрещено распространение христианской религии. Начались гонение миссионеров и репрессии местных активистов.

Среди распространителей западной религии была в тренде казнь огнём. На связанных крестьян (иностранцев не казнили) надевали соломенный балахон и поджигали солому. 

Конечно, недалекие японские палачи не знали, что огонь очищает истинного христианина от любой скверны. Таким образом, представители католицизма погибали от ожогов, но избавлялись от всех грехов.

К концу 1637 года население было измучено несколькими годами засухи, тайфунов, неурожаев и голода. Ко всему прочему добавились грабительские налоги, ведь государству тоже нужно на что-то жить.

Тут-то к долголетнему религиозному конфликту вмешался социальный протест.

17 декабря 1637 года на христиански настроенном острове Кюсю вспыхнуло восстание и перекинулось на более северные регионы Японии.

Ядром протестного движения были не только недовольные христиане, но и ронины (самураи без хозяина и статуса).

Духовным лидером стал совсем юный Амакуса Сиро – сын далеко не бедствующего японца с почитаемого когда-то рода.

Амакуса Сиро
Амакуса Сиро

Западные имиджмейкеры сделали для своего предводителя шикарный образ. По их словам, юноша был мессией – «Четвертым сыном неба», который мог ходить по воде, управлять лесными жителями, а изо рта у него извергался огонь.
Ну как можно не поддержать огнедышащего мессию?

Интересным будет тот факт, что сам Амакуса никогда ничего не заявлял о своей божественности.

Правитель Нагасаки уже через неделю отправил на бунтовщиков 3000 самураев, в надежде истребить восстание, пока оно не перекинулось на всю страну.

Хм, я не упомянул, что к концу декабря мятежников уже насчитывалось больше 23 тысяч?

Ну так вот, 23 тысячи крестьян, ронинов и женщин стерли регулярные вооруженные формирование самураев в пыль (28 декабря). В Нагасаки вернулось не больше 100 самураев.

Но праздновать победу довелось недолго. Огромные войска сёгуната вскоре атаковали незначительно возросшие силы мятежников.

Потеряв пару тысяч людей, восстание было отброшено на полуостров Симабара.

На полуострове повстанцы осадили и взяли полуразрушенный средневековый замок Хара, который позже наскоро восстановили.

На стенах замка виднелись деревянные кресты и христианские знамёна, он превратился в оплот католического сопротивления.

С января представителями правительственных сил начался обстрел замка.
Провластные самураи поснимали пушки со своих судов и заняли несколько орудий у китайских торговцев.

Так же осаждавшими было отправлено требование к голландским торговым кораблям. Раз они тут рядом курсируют, то пусть помогут обстрелять замок с мятежниками. Голландское судно «де Рюп», стоя на рейде, нанесло значительные повреждения каменным укреплениям.

Бытует легенда, что голландское ядро влетело в башню, где Сиро держал военный совет, и оторвало ему рукав одежды. Сразу после этого мятежники открыли скудный огонь в ответ и убили двух вражеских матросов. Испугавшись подобных потерь, торговцы приняли решение удалится подальше от конфликта.

В начале февраля загнанные в угол мятежники предприняли решение отправится на рисковую вылазку в лагерь врага. 

2000 воинов сёгуната были убиты, а большинство храбрых повстанцев вернулось в свою крепость временным победителем.

Что же, март уже не сулил ничего хорошего для христиан. У них в замке заканчивалась еда, а к осаждающим прибыло свежее подкрепление. Оставалось только наедятся на чудо.

12 апреля 1638 года 200 000 воинов сёгунов пошли на штурм замка Хара.

С подобным численным преимуществом мятежники справится не смогли.

Замок Хара пал 15 апреля 1638 года. При штурме погиб Амакуса Сиро.

Перед смертью он написал: «Теперь те, кто был со мной в осаждённом замке, будут моими друзьями в ином мире».

Его, как и еще тысячи бунтовщиков, обезглавили, а голову привезли в Нагасаки. Трофей был выставлен на пике в качестве публичного предупреждения всем тем, кто еще мог сочувствовать христианам.

Во время восстания погибло примерно 37 тысяч повстанцев и 10 тысяч правительственных воинов.

Итогом восстания стал запрет христианства в Японии. 

Во всём были обвинены «варвары-христиане», въезд в Японию иностранцам был запрещён, торговые отношения с португальцами и голландцами были прерваны, а европейские купцы отправлены куда подальше.

Япония накрыла себя железным колпаком. Японцам было запрещено покидать страну, а тем, кто находился заграницей – запрещалось возвращаться.

На любое предложение западных благодетелей сёгунат отвечал отказом. 

Страна стала абсолютно закрытой, а самураи периода Эдо (1603 - 1868) не принимали участия в сражениях следующие две сотни лет.

Если вам понравилась статья, поддержите меня лайком.
Также подписывайтесь на канал, обещаю вам массу интересных исторических фактов и событий.