Путник идет сквозь время. История модели Wayfarer

Соединенные Штаты Америки. Пятидесятые. Три года Корейской войны, президент Эйзенхауэр, издается набоковская «Лолита», Джексон Поллок разбивается в автокатастрофе. Появляется Wayfarer от Ray-Ban.
Соединенные Штаты Америки. Пятидесятые. Три года Корейской войны, президент Эйзенхауэр, издается набоковская «Лолита», Джексон Поллок разбивается в автокатастрофе. Появляется Wayfarer от Ray-Ban.

Дизайнеру Рэймонду Стеджману удалось полностью отразить свое время в форме, которой суждено было стать культом. Простые и чистые линии, резкость трапециевидной оправы, впервые используются элементы пластика. Путник – так переводится Wayfarer. Практичность для тех, кто колесит по пыльным шоссе на своем мотоцикле.

Стиль для эпохи, помешанной на эстетике, для поколения жестких и светлых смельчаков, «бунтарей без идеалов», Джеймсов Динов (а сам актер не раз появлялся в очках этой модели). Неудивительно, что, спустя несколько лет после выпуска, Wayfarer или крайне похожие очки других брендов носил практический каждый: от Боба Дилана до Джона Кеннеди. Модель была обязательным атрибутом идолов поп-культуры.

70-е

Впрочем, уже в 70-е модель оказалась на грани небытия. Диско диктовало свои условия. Минимализм и аккуратность уступили экспрессии и oversize. И правда, Путник мог навсегда застрять в прошлом, превратиться в памятник стилю былых времен, стать приятным ностальгическим антуражем, если бы на помощь Ray-Ban не пришел Голливуд.

80-е

Первым толчком стал фильм «Братья Блюз» 1980. В памяти массового зрителя навсегда остался не только сокрушительный драйв и хорошая музыка, но и две пары очков Wayfarer, в любое время дня и ночи закрывающих глаза главных героев. «До Чикаго - 106 миль, у нас полный бак бензина, полпачки сигарет, темно, и мы в темных очках». Фильм вновь спровоцировал интерес к модели, но, тем не менее, за год после выхода фильма продалось всего 18000 пар. Тогда в 1982 году Ray-Ban заключил контракт суммой в 50000 долларов на размещение собственной продукции в фильмах и телешоу.

С 1982 по 1987 очки бренда появлялись в более 60 проектах! Один из них, «Рискованный бизнес», выдался особенно популярным. История боязливого студента престижного университета (роль, превратившая Тома Круза в звезду!), под градом проблем добравшегося до вершины предприимчивости, вновь вдохнула в Wayfarer жизнь. Танцующий без штанов Том Круз, Том Круз, достающий сигареты зубами, Том Круз, открывший бордель в родительском доме.

Том Круз, смотрящий сквозь линзы очков Ray-Ban. Почти тот же Джеймс Дин, легенда 50-х, но развязнее, ироничнее, хитрее. Новой эпохе – новые декорации. Сделка удалась. Компания Bausch & Lomb Inc. (на тот момент собственник бренда) едва справлялась с наплывом покупателей. И все же история циклична, а тренды ветрены.

90-е – очередной кризис

Классика не совместима с рейвом. Строгая форма – с кислотными панорамами вошедших в моду оправ. 90-е – также конец американского периода Ray-Ban и конец модели Wayfarer в её изначальном виде. Спад популярности пришелся на непредвиденные траты Bausch & Lomb, и знаменитый оптический бренд сменил владельца.

Сегодня Ray-Ban принадлежит итальянской Luxottica, которая и переработала внешний вид бывшей иконы. Wayfarer наших дней рождены в 2001 году, форма все так же проста, но она лишилась угловатых угрожающих очертаний, все так же выдержана, но куда мягче и элегантнее. Изменился размер: линзы теперь меньше. Оправа полностью изготавливается из ацетата целлюлозы. Их носит уже не сорвиголова в кожаной куртке, не «рискованный бизнесмен», но житель современного мегаполиса; smart-вариант для smart-человека.

И чудо – рождение измененной формы вернуло своего предка на глаза знаменитостей. В начале и середине 2000-х винтаж приобрел статус желанной экзотики. Заметив такой всплеск внимания, в 2007 Ray-Ban вновь выпустил классические очки Wayfarer. Убраны лишь несколько элементов дизайна, значительно расширен цветовой ассортимент. Сегодня мягкое и современное сосуществует с бунтарским, острым, хорошо нам знакомым. А продажи этой формы стабильно чудовищно высоки.

Эпилог

Путнику приходилось переживать разное: стремительные полеты, еще более стремительное падение, его боготворили, о нем забывали. Но с уверенностью можно сказать, что отпечатки его ног пронизывают всю западную культуру, всю повседневность последних 65 лет, он плоть от плоти прошлого и самая органичная часть настоящего. Путник идет сквозь время и не собирается останавливаться.

Купить очки Вэйферер.

Сергей Изотов