История завода швейных машин "Зингер" в Подольске


В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, «Мануфактурная компания Зингер» (официальное название с 1863 года) вступила на российский рынок. В 1896 году родилось русское акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» (с 1901 года — «Компания Зингер в России»). Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте. Поэтому решено было основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, где летом 1900 г. общество приобрело участок земли и приступило к строительству, которое возглавил Вальтер Франк Диксон, ставший впоследствии директором предприятия. Строительство «Зингера»

Закладка цеха. 1904 г.
Закладка цеха. 1904 г.

Зингер вспоминает, как он собрал свою первую швейную машину. "Я работал днём и ночью, спал 3-4 часа в сутки, ел один раз в день, потому что знал, если сейчас машина не будет сделана за 40 долларов, она не будет сделана никогда. Сборку машины заканчивали ночью на 11-й день работы. Около девяти вечера решили испытать готовую машину.

Первая попытка не удалась, и рабочие, уставшие после напряжённой работы, разошлись по одному, решив, что всё закончилось неудачей. Я продолжал пробовать машину, мой помощник Зибер держал лампу, но в нервном состоянии, после нашей бесконечной работы и треволнений я не смог получить нормальную строчку. Убитый горем, около двенадцати ночи мы с Зибером пошли в гостиницу, где жили. По дороге мы присели на штабеле досок и Зибер меня спросил, не заметил ли я, что слабые петли образовывались на лицевой стороне ткани. В это мгновение меня осенила мысль, что я просто забыл отрегулировать натяжение верхней нити, и мы вернулись в мастерскую. Я отрегулировал натяжение нити и прошил пять безупречных строчек. Совершенство этих строчек меня полностью удовлетворило, мы вернулись в гостиницу и крепко уснули."

Инженерно-технические работники завода. В середине (сидит) Диксон Вальтер Франк, американский подданный, директор завода.
Инженерно-технические работники завода. В середине (сидит) Диксон Вальтер Франк, американский подданный, директор завода.

В 1902 году начался выпуск первой продукции - так называемых семейных (бытовых) швейных машин. А к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск швейных машин семейного типа достиг более 600 тысяч штук - максимума из всего, что производилось в предыдущие и последующие годы. Продавались швейные машины в более чем 3 000 фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей российской империи. В них покупатели могли приобрести машинку в рассрочку. Благодаря отличному качеству продукции, компания «Зингер» заслужила право именоваться "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".

Директор завода В.В. Диксон (сидит в середине) вместе со своими помощниками и мастерами.
Директор завода В.В. Диксон (сидит в середине) вместе со своими помощниками и мастерами.
Завод компании фабрики швейных машин «Зингер», рабочий день завершён
Завод компании фабрики швейных машин «Зингер», рабочий день завершён
Работники завода «Зингер». Фото из семейного архива Валентины Викторовны Докиной
Работники завода «Зингер». Фото из семейного архива Валентины Викторовны Докиной
Инженерно-технические работники завода "Зингер". 1910 г.
Инженерно-технические работники завода "Зингер". 1910 г.
Вид на территорию завода «Зингер», 1912 год.
Вид на территорию завода «Зингер», 1912 год.
1912 г.
1912 г.
Общество потребителей компании "Зингер".  Начало ХХ века.
Общество потребителей компании "Зингер". Начало ХХ века.
Общество потребителей компании "Зингер" в Подольске. 1910-е гг.
Общество потребителей компании "Зингер" в Подольске. 1910-е гг.

Год 1917 стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания «Зингер» передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А в ноябре 1918 года он был национализирован. После национализации основное производство было приостановлено. Численность рабочих сократилась в несколько раз. Здесь начали делать сковородки, сошники, чугунки, утюги.

Бывший "Зингер", 1922 г.
Бывший "Зингер", 1922 г.

Только в 1924 году с конвейера сошли первые советские машинки. А уже через год объем продукции вырос в 4 раза. Переломным для завода оказался 1928 год. До революции 75% деталей были импортными. С этого года подольская машинка стала полностью отечественной.

Подольское единое потребительское Общество в здании бывшего "Общества потребителей компании «Зингер», 1920-е годы.
Подольское единое потребительское Общество в здании бывшего "Общества потребителей компании «Зингер», 1920-е годы.
"5 октября 1928 г. в Подольск к рабочим гиганта машино­строения — механического завода приехал М. И. Калинин. Свыше 7 тысяч человек собрались в литейной послушать вы­ступление всесоюзного старосты. Просто и ясно говорил Ми­хаил Иванович о хозяйственном строительстве, о причинах трудностей социалистического строительства — трудностей роста, движения вперед.»
"5 октября 1928 г. в Подольск к рабочим гиганта машино­строения — механического завода приехал М. И. Калинин. Свыше 7 тысяч человек собрались в литейной послушать вы­ступление всесоюзного старосты. Просто и ясно говорил Ми­хаил Иванович о хозяйственном строительстве, о причинах трудностей социалистического строительства — трудностей роста, движения вперед.»
Комсомольская бригада сварщиков швейных машин - механического завода «Зингер», 1929 год.
Комсомольская бригада сварщиков швейных машин - механического завода «Зингер», 1929 год.
Подольск. Завод треста «Госшвеймашина» на Серпуховском шоссе. Почтовая открытка № 50. Автор Т.А. Бирюкова, 1930-1936 годы.
Подольск. Завод треста «Госшвеймашина» на Серпуховском шоссе. Почтовая открытка № 50. Автор Т.А. Бирюкова, 1930-1936 годы.

1932 год был ознаменован вводом в строй литейного цеха, крупнейшего в Европе. Его мощность составляла 36 тыс. тонн чугуна в го. Помимо корпуса бытовой швейной машинки здесь начали отливать детали новой промышленной машины класса 31. В 1935 году по поручению наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе завод приступил к выпуску мотоциклов ПМЗ А 750.

Подольский мотоцикл ПМЗ-А-750
Подольский мотоцикл ПМЗ-А-750

Война заставила на время перестроит производство. Выпускали корпуса мин, снарядов, фугасных авиабомб. В июне 1944 годе завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

ПМЗ в годы войны
ПМЗ в годы войны

В июле 1946 года были собраны первые 100 бытовых швейных машин - послевоенная продукция вновь стала мирной.

Первая проходная Подольского механического завода имени Калинина
Первая проходная Подольского механического завода имени Калинина
Рабочие возвращаются со смены на заводе им. Калинина.
Рабочие возвращаются со смены на заводе им. Калинина.

В конце 50-х годов завод столкнулся с новым для себя явлением — кризисом перепроизводства. План 1957 года составлял около 3 млн. швейных машин. Спрос на машинки упал и план пришлось снизить до 1 млн. 200 тыс. шт. Стала очевидной проблема качественных изменений в конструкции и технологии. Прошло несколько лет, и на конвейере предприятия появилась принципиально новая машинка типа «зигзаг«, получившая название "Чайка".

"Чайка" – это вам не "Зингер": http://www.podolsk.ru/about/n2204.html

Особое место в вековой истории предприятия занимают годы, в которые заводом руководил Иван Игнатьевич Поночевный. Строгий, внимательный директор, требовательный к себе и подчиненным, на долгие годы остался в памяти заводчан образцом самоотверженного отношения к работе и чуткого отношения к людям. При нем коллектив ПМЗ был награжден орденом Ленина.

Большая реконструкция завода началась в 80-х годах, когда его возглавлял Валентин Васильевич Любодеев. В это время на базе предприятия создается объединение "Подольскшвеймаш", с филиалами в ряде городов страны. Идет строительство и на головном заводе. Основным объектом стал новый окрасосборочный цех, в котором было установлено итальянское и немецкое оборудование.

Годовой выпуск составил 1,5 млн. бытовых и 50 тыс. промышленных швейных машин. Все эти годы Подольский механический завод (ПО "Подольскшвеймаш", затем Концерн "Подольск") обеспечивал легкую промышленность бывшего СССР промышленными швейными машинами, а бытовая швейная машина, сходившая с конвейера завода, являлась практически единственной для рукоделия в семье. http://www.tdzigzag.ru/history/singer/

История завода в девяностые годы ничем принципиально не отличается от тысячи других историй. В 1991 году с заводского конвейера сошло 1.750 тыс. семейных машин. Дальше – таблица не умножения, а вычитания. Хлынувшие в Россию китайские, немецкие и японские машинки выбили «подолки» с рынка. Завод акционировался, стал называться ОАО «Зингер», наладил у себя сборку машинок «Зингер», по-прежнему выпускал «Чайки» (над ней неустанно работали, чтобы приблизить к рынку), но ни славы, ни денег это уже не приносило. Тогда же разработали специальную модель для армии, которая может работать в полевых условиях и раскладываться в считанные минуты. Однако спрос быстро насытился.

Сейчас на территории завода арендуют площади две сотни предприятий, они не имеют к швейным машинам никакого отношения. Правопреемником Подольского механического завода являлся промышленный холдинг, он занимался вопросами аренды, и здесь же находился заводской музей. Иногда в музее собирались ветераны.

На базе отдела сбыта завода был создан торговый дом, называвшийся "Зингер", затем "Зингер-Подольск", "Торговый дом "Зигзаг".

ТД «Зигзаг» продает машины импортного производства.

Компания по производству швейных машин New Home была основана в США в 1860 году, практически одновременно с фирмой "Зингер". Через 25 лет после того, как гениальный изобретатель Вальтер Хант сделал своё знаменитое открытие - иглу с ушком на острие - в Америке работало уже 74 завода по изготовлению швейных машин.

Производство машин "New Home" достигло в 1906 году 150 тысяч штук. В 1937 году в США в пользовании находилось более 7 миллионов машин "New Home".

Торговой маркой компании New Home была борзая собака с надписью «Light Running» - «Лёгкое управление», «Лёгкий ход». Эта надпись часто располагалась в центре платформы машины.

В 1960 году компанию "New Home" купила японская фирма Janome - наиболее интенсивно развивающийся в настоящее время разработчик и производитель швейных машин.

В 2011 году в Подольске увековечили память о "Зингере" и ПМЗ, открыв памятник швейной машинке.