Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

2 April
Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

2 апреля во всем мире отмечают Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Прохожим раздают листовки, рассказывающие о тех, чье восприятие окружающего мира отличается от стандартного.

На сегодняшний день каждый 68-й ребенок в мире страдает аутизмом – это более 67 миллионов человек. С каждым годом число таких детей увеличивается. Людям с таким расстройством трудно социализироваться: они боятся или не могут общаться, плохо распознают эмоции, но, главное, иначе воспринимают обращенную к ним информацию – они как бы живут в собственном закрытом мире.

Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

Волонтеры организации "Рука об руку" в Подольске рассказывают прохожим об аутизме

Ежегодно родители детей с РАС сталкиваются с проблемой: как учить ребенка, для которого обычная школа не подойдет. Ученика с тяжелой формой расстройства в СОШ обучить не смогут, и даже с легкой формой РАС результат получается безрадостным: проблемное поведение создает сложности учителю, одноклассники же такого ребенка не понимают.

Тем не менее, аутизм – это не слабоумие, в жизнь по другому сценарию. Однако крайне необходимым условием преодоления этих трудностей является включение ребенка с аутизмом в среду обычных сверстников.

И, чтобы вывести такого ребенка «в люди», необходимо приложить колоссальные усилия.

Один в поле воин

Ирина Лаврентичева -- мама двоих детей, у одного из которых расстройство аутичного спектра. Ребенок ходил в обычный детский сад, но, когда пришло время отдавать дочку в школу, женщина поняла: в городе подходящих мест нет, хотя в образовательных документах давно закреплены положения об обучении детей с особенностями здоровья. Тогда-то и возникла идея: создать отдельный ресурсный класс для детей с расстройством аутентичного спектра.

Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

- Когда я задумала создать проект, то изучила все, что было на тот момент: законы, специальные образовательные программы; смотрела на опыт московских школ, в которых уже реализовано инклюзивное образование. Затем прошла курсы «Включи меня», созданные родителями детей с РАС, и после всей необходимой подготовки стала действовать – рассказывает женщина.

К Ирине начали присоединяться другие родители, члены МООРДИ "Рука об руку". Всех их объединяла цель – дать возможность детям учиться. Тогда навстречу родкому пошла подольская Гимназия № 7, которая в статусе инновационной площадки помогла поставить образовательный «эксперимент».

- На тот момент директором гимназии была Екатерина Викторовна Назарова, она приняла нас, за что ей огромное спасибо, при ее поддержке проект стартовал. – рассказывает Ирина.

Ирина Лаврентичева (вторая справа) награждена премией губренатора
Ирина Лаврентичева (вторая справа) награждена премией губренатора

В скором времени проект Ирины Лаврентичевой получил II премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье», а В 2019 году гимназия с данным проектом завоевала III место в региональном этапе VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Работа закипела. 1 сентября 2018 году в школу на занятия в ресурсном классе пришли девять детей.

Особый подход к обучению

Основное отличие ресурсного класса от обычного – индивидуальная забота о каждом ученике. Детей, которым особенно трудно находиться на уроке, сопровождают тьюторы -- наставники успокаивают, помогают разобраться в учебном вопросе и вернуть фокус внимания к уроку.

Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

- Интенсивность поддержки определяется для каждого ученика индивидуально: в зависимости от интеллектуального дефицита и наличии проблемного поведения. Эта поддержка постоянно меняется в зависимости от изменений, происходящих с ребенком, и с учетом его возраста. – рассказывает Ирина.

Педагог ресурсного класса Мария Сергеевна Дицкая
Педагог ресурсного класса Мария Сергеевна Дицкая

Как и в обычном классе, учитель у доски объясняет тему, однако делает это по специальной адаптированной программе с учетом особенностей детей. Да и сам класс выглядит немного иначе: здесь есть парты с ограниченным обзором, чтобы дети чувствовали спокойствие «ограждаясь» от других, а также оборудована зона отдыха – необходимая для ребят с РАС, которых быстро утомляет новая информация и присутствие в коллективе.

Но единственный шанс адаптироваться в обществе - быть в нем, хотя детям с РАС это тяжело дается. Поэтому важным условием обучения является то, что детей постепенно учат выходить в «большое плавание»: ребята посещают некоторые уроки вместе с остальными учениками гимназии, учатся адаптироваться в социуме, вливаются в стандартный учебный процесс.

Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

- Это непростая задача. Но благодаря общим усилиям все получаеются: дети осваивают школьнкую программу, учатся общаться. Хочется отметить огромный труд педагогов ресурсного класса- это сплоченная профессиональная команда. - говорит Ирина.

Проект набирает обороты

По словам Ирины, уже в первый год работы ресурсного класса стало понятно: востребованность проекта очевидна. Все больше родителей Подольска хотят привести сюда своих детей.

Инклюзивная площадка в гимназии№7 - единственное учебное заведение в Подольске, в котором осуществляется обучение детей с РАС в форме отдельного класса, и мест для всех желающих просто не хватает.

Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

- Было сложно, было трудно, даже отчаяние, что взвалила на себя непосильную ношу, но все получилось и слава богу, что проект растет и у родителей детей с РАС в Подольске есть место, куда можно отдать ребенка на обучение. Но таких классов надо делать больше, потому что в одной гимназии просто нет места. Вопросов очень много; на сегодняшний день и родители звонят без конца и с одним вопросом: как попасть к вам в проект.- делится женщина.

Проект растет: в 2020 году был организован еще один ресурсный класс, будет новый набор и в 2021-м.

Куда дальше?

После окончания девяти классов школы обучающиеся получают аттестат, который дает право учиться дальше и получать профессию. Однако необходимость в наставнике у подросших «ресурсников» по-прежнему остается. Тем не менее люди с РАС могут работать в различных сферах – все зависит от разновидности расстройства.

Учимся вместе: о жизни подольского класса детей с аутизмом

Интересно, что некоторые зарубежные компании рассматривают особенности таких людей как конкурентное преимущество. Так, сотрудников с аутизмом выгодно отличает скрупулезное внимание к мелочам, им не надоедает выполнять монотонную работу и находить закономерности. Особенно прогерссивными ялвются зарубежные компании сфере IT, где для таких тестировщиков них адаптируют пространство, выделяют наставников и всячески идут на встречу; еще бы: эти люди не только дотошно выполняют свои обязанности, но также крайне редко меняют работу.

Многие люди с аутизмом высокофункциональны и могут работать и обеспечивать себя, им нужна лишь незначительная внешняя поддержка. Главное: как можно раньше поставить диагноз и стараться интегрировать ребенка в общество.

Источник: Подольск.ру

Все статьи