99 подписчиков

Чего люди боятся в самолете, и чего стоит бояться на самом деле

587 прочитали

Аэрофобия - штука иррациональная. Статистика говорит о том, что авиакатастрофы в целом - чрезвычайно редкое явление. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Иными словами, если человек будет летать каждый день, ему понадобится в среднем 21 000 лет чтобы погибнуть.

Фото: Adobe Stock / Parilov
Фото: Adobe Stock / Parilov

В авиакатастрофах за год гибнет в среднем 500 человек. В ДТП с автомобилями - около 1 200 000 по всему миру.

Тем не менее, люди не боятся машин, но очень боятся летать. И вот чего именно они боятся:

1. Турбулентность

Самое страшное - когда ты сидишь в железной трубе, её дико трясёт, а деться тебе из неё - некуда. Выйти не ближайшей остановке не получится, и надо терпеть до конца.

Причин «болтанки» много, но основные, это:

  • Изменения давления, скорости и направления ветра.
  • Сильные порывы ветра, струйные течения.
  • Волновой эффект и восходящие потоки, особенно при полёте над горами и над границей суши и воды.⠀ ⠀
  • Грозовые тучи и облака разных типов. ⠀

Трясти может при любой погоде и на любой высоте. Сила воздушных потоков бывает очень большой, а их направление - резко меняется. Это движение огромных масс воздуха, и самолет в них - пушинка.

Но именно поэтому опасности для самолета и нет: во-первых, он на это рассчитан, а во-вторых - он как пушинка следует за порывами, то есть находится в потоке, и может выдержать любую тряску.

Подобно шарику для пинг-понга в бурлящей речке - болтать его может как угодно, но он просто будет прыгать по поверхности. Главное - не биться о камни, но в небе их нет.

Чего бояться на самом деле:

  • Летающих по салону вещей. Бывает трясёт так, что по салону летают обеды, смартфоны и ноутбуки. Могут открываться полки и выпадать сумки.
  • Неадекватных соседей. Когда вокруг визжат, воют, молятся и причитают - приятного мало.
  • Кому-то от страха станет плохо. И самолёт посадят совсем не там, где планировалось.
Страшно лететь? Сначала прочтите это!-2

Важно оставаться пристёгнутым на протяжении всего полёта, кроме тех случаев, когда вы встаёте с кресла. А если в полете включили табло "застегните ремни" - лучше всё тяжелое убрать, пристегнуться и оставаться на месте.

2. Оторвёт крылья

Да, бывает такая болтанка, что смотришь на крыло и думаешь: "а если оно треснет и отвалится?". В таком случае самолету крышка, потому что без крыла он лететь не сможет.

Хорошо, что крыло - это очень гибкая и эластичная деталь. Она продумана так, чтобы при любой тряске изгибаться, но не ломаться. Особенно современные крылья из композитных материалов.

При испытаниях самолетов к крыльям прикрепляют тросы, и тянут на изгиб, нагружая по 1000 тонн и более. Так вот, крылья при этом не ломаются. Они загибаются на 8-10 метров вверх и выдерживают, принимая затем изначальную форму. Потом их гнут сильнее, пока не сломаются. Запас там многократный.

Статические прочностные испытания крыла выглядят так
Фото: Popular Mechanics
Статические прочностные испытания крыла выглядят так Фото: Popular Mechanics

Поэтому, когда во время болтанки крылья машут с амплитудой даже в пару метров вверх-вниз, это вообще совершенно нормальное дело. Оторвать их или сломать - невозможно, они на это рассчитаны!

Двигатели, кстати, тоже не очень часто отрываются.

Чего бояться на самом деле:

  • Выбирать места лучше прямо над крылом. Во-первых, это самая прочная часть самолета. Во-вторых хороший вид. В-третьих, над крылом укачивает меньше всего - апмлитуда колебаний фюзеляжа меньше.

3. Заглохнет турбина, и мы упадем камнем об землю

Турбина - это лишь часть двигателя, а не весь двигатель. Тем не менее, такие случаи бывали - из-за поломок, человеческого фактора, топлива, и других причин. Бывало, двигатели загорались в полете, ломались лопатки, или в двигатель попадали птицы.

Именно поэтому двигателей два, а иногда три или даже четыре. Без одного двигателя любой самолет может безопасно взлететь, долететь и сесть. В случае возгорания, есть несколько очередей пожаротушения. Ну а если с двигателя сорвало внешние капоты - это вообще никак не мешает работать ему дальше.

Еще не повод переживать
Фото: BBC
Еще не повод переживать Фото: BBC

Отказы и отключения двигателей случаются сравнительно часто (не каждый день, но бывает) - но не приводят к катастрофам. Но даже если выйдут из строя ВСЕ двигатели, самолет сможет достаточно долго планировать, разменивая высоту на расстояние. С высоты 10 км (где обычно летает большинство лайнеров) самолет может запросто пролететь без тяги 120-150 км, и благополучно сесть на каком-нибудь аэродроме. Или найти ровное кукурузное поле, на худой конец.

Чего бояться на самом деле:

Да ничего не стоит. Сейчас делают очень надежные двигатели, и очень внимательно их обслуживают. А если бы вы видели, сколько контролей качества, фильтров, лабораторий и проверок проходит авиатопливо на пути от цистерны хранилища до крыла, вы бы не переживали - оно чище слезы ребенка.

4. Старый самолёт

Большинство людей знают, что новая машина первые пару лет не "делает мозг", но вот когда машине лет 10 и пробег за 200, тогда она начинает "сыпаться" - то одно сломается, то другое.

В самолетах всё по-другому. Детали меняют не когда они "застучали", и не когда износ очевиден, а превентивно - по установленному ресурсу и графику. Ваша машина была бы вечной, если бы раз в 50 тысяч вы капиталили мотор, раз в 10 тысяч меняли все до одной резинки и расходники, через 5 лет - всю проводку на новую и раз в несколько лет полностью грунтовали и красили кузов.

Самолеты обслуживают именно так. Проверки и замены - от ежедневных до годовых и далее - тяжелые формы обслуживания.

Раз в 10-12 лет проводится D-Check, когда самолет на месяц-два выводят из эксплуатации и проверяют абсолютно каждую деталь с помощью рентгена, ультразвука и других методов. Меняют всё, что положено, и всё, что подозрительно. А заодно ставят более современную авионику, системы комфорта и развлечений, новые кресла и т.д. В самолете практически не остаётся ни одной детали с завода - с D-Check он выезжает новым.

Если также тщательно обслуживать автомобиль - он проедет не один миллион километров без поломок. Но вы ведь просто раз в год меняете масло, и все?
Если также тщательно обслуживать автомобиль - он проедет не один миллион километров без поломок. Но вы ведь просто раз в год меняете масло, и все?

Соответственно, у самолета есть ресурс и летная годность - и пока они не выработаны, и самолет обслуживается - вообще без разницы, пять лет ему, 15 или 30. Самолет не бывает старым - либо у него есть ресурс, либо нет.

А "ушатанный салон" может быть и через 2 года, смотря как летать, кого возить и как обслуживать.

Но часто авиакомпании "списывают" самолет еще до наступления пределов - по причине экономии. У новых самолетов экономичнее двигатели, они комфортнее, и проще в плане обслуживания. С возрастом ремонт воздушного судна становится дороже - так как пунктов контроля и замены становится намного больше.

Чего бояться на самом деле:

Опасайтесь авиакомпаний, у которых небольшой флот, и они экономят на всём. Вы можете обнаружить "салон-франкенштейн" из дырявых сидений с разной обивкой, ремонт панелей салона скотчем, кучу неработающих лампочек, разболтанных столиков и заедающих механизмов.

Это не особо влияет на безопасность полета, а вот комфорта не будет. При этом, самолет может быть и не старым.

5. В самолет ударит молния

Удар молнии в самолет - не приговор, хотя приятного мало. Особенно для авиакомпании, которой придётся вывести самолет из эксплуатации и тщательно проверить на предмет повреждений.

Но вообще, пилоты и диспетчеры тщательно изучают метеосводки, а в кабине установлен метеорадар, помогающий избежать попаданий в грозовой фронт. Пилоты тоже хотят жить долго и счастливо, поэтому грозу стараются облететь.

Но даже если бахнет - не надо сильно переживать. Пилоты знают что делать.

6. Самолет летает кругами и никак не садится. Мы наверное упадем!

Когда вы понимаете, что аэропорт уже близко, а самолет кружит час, а то и два и никак не садится, в голову приходят самые мрачные мысли.

Соседи начинают строить теории заговора: "сливают топливо", " наверное шасси не выпускаются", "может нас захватили инопланетяне?"

Но обычно причины более прозаические - полосу чистят от снега, над аэропортом гроза. Кто-то затупил, и нарушил поток взлетов и посадок - образовалась очередь. Или попутный ветер прибавил путевую скорость, самолет рановато прилетел, и просто ждёт свой слот - сядет раньше, а его некому встречать и некуда ставить.

Но бывает, что вот уже полоса, и вдруг самолет "дает по газам" и снова взлетает. А валидол где-то в багаже.

Страшно лететь? Сначала прочтите это!-6

На самом деле, уход на второй круг - совершенно обычное дело. В среднем, в Шереметьево как минимум один самолет в час выполняет уход. Причины разные - немного выше скорость, немного сдуло ветром в сторону от полосы, полоса к моменту принятия решения еще не освободилась, да мало ли что.

Пилоты всегда при посадке расчитывают на TO/GA - то есть уход на второй круг. Но если всё сложится наилучшим образом - тогда садимся. Чаще всего так и проихсходит, но если нет 200% уверенности - всегда безопаснее сделать кружок и сесть еще раз.

Чего бояться на самом деле:

Бояться стоит полностью закрытого аэропорта назначения. Тогда вас ждет посадка на запасном. Для Москвы это может быть Пулково, Нижний Новгород или что-нибудь еще. В общем, вас ждут долгие и утомительные приключения. Но это не опасно для жизни, если много не пить.

7. Там баба за рулем!

Много раз слышал о том, что люди чуть ли не бегут из самолета, когда фразу "Добрый день, говорит капитан корабля" произносит женщина.

Обезьяна с гранатой может вам встретиться где угодно, но только не в кабине самолета. Все пилоты учатся много лет - точнее, всю жизнь. Каждый год они проходят проверки, тренажеры, контрольные полеты и сдают экзамены. И требования для женщин точно такие же, как и для мужчин.

Страшно лететь? Сначала прочтите это!-7

Сейчас в некоторых странах до 15% пилотов - женщины. И это - нормально. Если говорят, что машину женщины водят более аккуратно, то для самолета и этот стереотип не работает. Женщины пилотируют точно также как мужчины, потому что есть установленные процедуры, скорости, CRM, радиообмен, самолетовождение и прочие прочие вещи - авиация не делает скидок или различий.

Поэтому и в критической ситуации пилот любого пола поступит по инструкции, в соответствии с навыками, и так, как его учили. А пока женщина не докажет, что она квалифицированный пилот, способный принимать решения в любых обстоятельствах - ее в кабину никто не посадит.

Но лично мне всегда приятно, когда приветсвует женщина-КВС! Значит она очень большая в жизни молодец - пробиваться женщинам, всё-таки, сложнее.

Летайте с удовольствием и без страха!