Рур прощается с шахтами

С мая этого года в 17 музеях земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) демонстрируется выставочный проект «Искусство и уголь» (Kunst & Kohle). Этим проектом объединение музеев Ruhr Kunst Museen решило отметить предстоящее закрытие двух последних угледобывающих шахт — «Иббенбюрен» и «Проспер-Ханиэль» в Рурской области.

С закрытием этих шахт в Германии заканчивается и «уходит» в историю более чем 250-летняя эпоха каменного угля. Именно благодаря угольным месторождениям в началу ХХ в Рурская область стала крупнейшим в Европе центром угледобывающей и сталелитейной промышленности.

Процесс закрытия шахт начался в 50-е гг. ХХ в. в связи с угольным кризисом: с 1958 г. по 1964 г.  были закрыты 27 шахт с годовой производительностью более 14 млн. тонн угля в год. И тогда же началась трансформация Рурской области. В 60-е гг. в регионе были открыты шесть университетов, которые должны были создать для молодежи новые перспективы. В 80-е гг. Рур стал одним из первых регионов в Европе, где начали разрабатывать модель бизнес-инкубаторов и технопарков. За десятилетия Рур из индустриального центра превратился в важнейший центр IT-индустрии.

Одной из причин закрытия шахт и крупных сталелитейных предприятий стало их разрушительное воздействие на экологию. К 2030 г. Германия взяла на себя обязательства снизить эмиссию парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 г., до 2050 г. – на 80%-95%.  Федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия, где расположена Рурская область, отвечает за треть эмиссии CO2 в Германии.

Изменения неизбежны, но как ты там ни было, именно угледобывающая промышленность и сталелитейное производство оказали влияние на формирование индустриального и культурного ландшафта региона. Поэтому объединение музеев Ruhr Kunst Museen подготовило выставочный проект, посвященный теме «черного золота» в изобразительном искусстве. При этом художники смотрят не только в прошлое, но и в будущее. «Как Рур будет жить дальше?» — рефрен значительной части экспозиций, сообщает информационный портал germania-online.

Центр международного светового искусства в Унне представляет выставку «Внизу здесь — вверху», которая с помощью светового искусства отражает взгляд ее создателей на процессы изменений в Рурской области.

Музей Фолькванг в Эссене представил работы знаменитого немецкого графика Германа Кетельхёна (1884-1940).  Именно в Эссене художник создал свою крупнейшую работу — графическую серию «Работа», изображающую труд рабочего-шахтера, а также серию индустриальных пейзажей, запечатлевших Рур.

Музей Эмшерталь в Херне представил  самый масштабный в прямом смысле слова проект, автор которого художник из Ганы Ибрагим Махам. Он «упаковал» средневековый замок Штрюнкеле (филиал музея) в старые джутовые мешки, которые в Гане используются в том числе для переноски угля. На каждом из мешков стоят имена их владельцев, даты и печати. Эти мешки Махама получил со своей родины в обмен на новые. Своим проектом художник показывает, что уголь из жизни человека никуда не исчез; просто его добыча, производство и транспортировка переместились из Германии в менее благополучные места земного шара.

Музей Вильгельма Лембрука в Дуйсбурге открыл выставку «Черный – это золотой» (Schwarz ist Gold). В экспозиции собраны работы художников и скульпторов разных поколений, вдохновлявшихся эстетикой угля, его цветом и фактурой. Один из центральных экспонатов — арт-объект, созданный Алисией Кваде: она отшлифовала кусок угля так, как это обычно делают с алмазами.

В  экспозиции музея в Дуйсбурге собраны работы художников и скульпторов  разных поколений, вдохновлявшихся эстетикой угля, его цветом и фактурой.  Фото wdr.de
В экспозиции музея в Дуйсбурге собраны работы художников и скульпторов разных поколений, вдохновлявшихся эстетикой угля, его цветом и фактурой. Фото wdr.de

На одной из площадок музея Йозефа Альберса в Боттропе представлены работы известных немецких фотографов Бернда и Хиллы Бехер, которые в 50-е гг. ХХ вв. развили жанр индустриальной фотографии и оказали огромное влияние на поколения немецких фотографов. Объектами их съемки становились различные промышленные сооружения, в том числе Рура.

Кроме этого в музее представлены и работы самого Йозефа Альберса (1888-1976), уроженца Баттропа и одного из преподавателей высшей школы Баухаус в Веймаре. В 1933 г. он эмигрировал в США, его художественный опыт оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-преподавал в колледже Блэк-Маунтин, позже возглавил кафедру дизайна в Школе искусств Йельского университета.

В Музее современного искусства Кюпперcмюле в Дуйсбурге демонстрируется выставка работ звезд современного искусства, среди которых Ансельм Кифер, Айше Эркмен, Тимм Ульрихс, Сунь Сюнь, Майкл Пайстсторфер. Каждый из них создал свой оммаж итальянскому художнику Яннису Кунеллису, одному из создателей арте повера.  Главным рабочим материалом участники выставки выбрали уголь.

В дополнение к выставкам, музеи предлагают разнообразную программу мероприятий, включающую концерты, литературные чтения и показы мультфильмов, автобусные туры и велотуры.

Проект Kunst & Kohle проходит под патронатом федерального президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Официальный сайт проекта – www.ruhrkunstmuseen.com