3 subscribers

Стеклянный шар со снегом: рецензия на «Петровых в гриппе и вокруг него»

Концентрированная русская зима с гриппом, алкоголем и новогодней ёлкой - вот, что такое книга Алексея Сальникова. А в домике, стоящем в центре этого стеклянного шара со снегом – семья Петровых. Он - механик в гараже, она - библиотекарь. Вроде бы разошлись, но как бы и не совсем, и их сын живет то с одним родителем, то с другим. В общем-то, несколько дней, описанных в романе - с рутиной, воспоминаниями и повседневными «приключениями» - наверное, очень похожи на дни до того или после.

Стеклянный шар со снегом: рецензия на «Петровых в гриппе и вокруг него»

Тем не менее, «Петровы в гриппе и вокруг него» - в первую очередь веселая, редкостно веселая по русским меркам, книга. Мрачноватая действительность провинциального города здесь вызывает смех. Сумасшедшие в транспорте - отлично, эксцентричные друзья – замечательно, простоватые работники библиотеки – прекрасно. И все столкновения главных героев с людьми из внешнего (по отношению к их семье) мира - афористичные и живые, как истории, которые можно услышать на кухне за ужином. Своим тоном роман, с одной стороны, напоминает классические иронические произведения (в тексте неуловимо присутствует то ли Гоголь, то ли Чехов), а с другой - «Generation П» Пелевина.

Само построение предложений и подбор слов часто вызывают смех (скажем, вместо «он» или «она» всегда – «Петров» или «Петрова», даже если получается повтор). Однако многословная и часто остраненная (взгляд на привычные вещи как бы с точки зрения марсианина) манера письма периодически приводит к дублированию мыслей и ненужным объяснениям. В части, написанной от лица Петрова, когда он был ребенком, это очень утомляет. Вместе с тем Сальников пишет «доступно», используя во множестве разговорные выражения и часто ссылаясь на поп-культуру (меня особенно порадовало обращение к «Черепашкам ниндзя»).

Правда, не все в книге так уж однозначно смешно. От истории друга Петрова или болезни Петровой становится тоскливо и страшно. Общая непринужденность повествования скрадывает это неприятное, но не дает ответа, помогает ли такое отношение к действительности или вредит. В конце концов оказывается, что семья Петровых ничем не лучше чудаковатых знакомых и сумасшедших прохожих, которых они встречают на протяжении романа. И это понимание вызывает острое чувство беспокойства.