«Выпускник»: когда любой ветер – попутный

27 August 2019

Разгневанная толпа надвигается на него со всех сторон. Он хватает огромный крест и в отчаянии пытается отбиться от этих орущих и беснующихся существ, совсем недавно бывших так похожими на людей… Нет, это не описание постапокалиптического фильма о зомби. Это старый «Выпускник» с Дастином Хоффманом.

Постер фильма
Постер фильма

Год: 1967

Режиссёр: Майк Николс («Кто боится Вирджинии Вульф?»)

Сюжет:
21-летний Бенджамин Брэддок – выпускник элитного колледжа, любимое чадо семьи из высшего общества и молодой человек, от которого очень многого ждут. Сам он при этом до сих пор не знает, куда идти и за что браться. Молодость, лето, алкоголь – и вот наш герой уже оказывается в объятьях миссис Робинсон, весьма зрелой подруги своей мамы…
Бен Брэдок в исполнении Дастина Хоффмана
Бен Брэдок в исполнении Дастина Хоффмана

«Выпускник» считается одним из величайших фильмов, когда-либо снятых в США. При этом фильм получился очень русским. Дастин Хоффман даже в молодые годы отличался идеальной игрой «по Станиславскому», максимально вживаясь в роль. На родине «Выпускник» считается молодёжной комедией, однако буквально от каждой сцены здесь веет и русской тоской, и безысходностью, и страхом будущего.

«Выпускника» смело можно назвать звероящером, из которого спустя тысячи лет эволюционировали современные попугаи. Возьмите «Американский пирог», вычеркните из него обнажёнку, сортирный юмор и ощущение грядущего праздника, обильно приправьте маму Стифлера стервозностью, собственничеством и жестокостью – вот вам и основное блюдо картины.

Это кино не для детей, но ничего развратного в нём нет. Дети просто не поймут «Выпускника». Подумаешь, переспал и с мамой, и с дочкой, да с кем не бывает. Но это неторопливое кино нужно смотреть между кадров. Для тех, кто не знает, куда плывёт, не будет попутного ветра. То же самое и с выпускниками, которых заставили учиться, для которых открыли нужные двери, которым преподнесли все блага жизни на блюдечке с голубой каёмочкой. Финальная сцена в автобусе вошла, наверное, во все учебники мира по кинематографу и актёрскому мастерству. Это классический голливудский хэппи-энд, но – Хоффман, Станиславский, неловкое молчание – и перед нами классическая русская трагедия в духе Достоевского.

Повторюсь, кино не детское и, возможно, не подойдёт для лёгкого вечера под поп-корн. Но вывод всё же однозначен.

Композиция кадра - одна из фишек фильма
Композиция кадра - одна из фишек фильма

Вывод: рекомендую для повторного просмотра

Смотреть этот фильм можно по целому ряду причин. Здесь и игра Хоффмана, и очень точно показанный кризис выпускного возраста, и тургеневские барышни в дорогих кабриолетах, и вечный вопрос гиперопеки детей… тот самый пример картины, в которой с каждым новым взглядом появляются новые краски, оттенки, мазки. А удивительный финал фильма заставляет работать фантазию на полную катушку, предоставляя зрителю возможность провести не один час в поисках возможных вариантов продолжения истории неравностороннего многоугольника.

Бен Брэддок и Элейн Робинсон (Кэтрин Росс)
Бен Брэддок и Элейн Робинсон (Кэтрин Росс)