А НУЖЕН ЛИ ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СЕМЬЕ?

18.01.2018

Александр Шемякин

Перенести все самое эффективное из бизнеса в семью, а душевное и приятное из семьи в бизнес

Эту идею мне подкинул когда-то Н.И. Козлов, и она дала плоды. На сегодня я предлагаю оставить в покое вторую часть этого тезиса и разобраться с первой (про семью).

Случай из жизни среднестатистического российского руководителя

Вечер, все возвращаются домой. По квартире разносится запах от мусорного ведра, которое явно переполнено и требует срочного вмешательства (пора вынести). Недовольные, усталые лица мужа, жены, ребенка после школы. Летит фраза сына: «А чем у нас пахнет?». В ответ: «Мусор надо вынести». После непродолжительной паузы от отца: «Сын, вынеси ведро». Из другой комнаты недовольный ответ: «А почему я, мне уроки надо делать…». И вроде семья нормальная, и люди толковые, и «могли бы жить»…

Вот только простые вопросы не решаются

Или решаются сложно, долго, с надрывом и потерей ресурса отношений. Люди бизнеса сказали бы «не рентабельно». Кстати, если этот кейс перенести в бизнес получится похожая ситуация. Утро, суета, начинается рабочий день. Звонит телефон, офис-менеджер Катя еще не вернулась из туалета, где она наводит утренний марафет и поправляет прическу. Из кабинета шефа после третьего звонка летит недовольное: «Возьмите трубку!». Инженер Петр добавляет: «Действительно, возьмите кто-нибудь трубку». Сотрудник офиса Мария: «А что ты на меня смотришь, сам и возьми. Я тут документы готовлю…». Пока идет перепалка, гудки прекращаются. А потенциальный клиент, выругавшись, звонит к конкурентам. Ничего не напоминает?

К сожалению, в большинстве семей и компаний царит безответственность

А почему я? Как что, так я? Это не мои обязанности (задачи, вопросы, круг ответственности)? Угадайте, откуда эти фразы. Из бизнеса или семьи? Правильный ответ, везде «похожего добра» хватает. Заканчиваю проблематизацию (по-другому мы не просыпаемся), переходим к делу. И сразу рецепт оздоровления:

Надо четко распределить и очертить ответственность

Во всех сферах вашей жизни. И для этого есть замечательный инструмент, который называется «Матрица ответственности». В бизнесе отлично приживается и помогает наводить порядок. Так почему бы его не использовать в семье?

Чувствую женская половина человечества напряглась, да и часть мужской засомневалась. ОК, тогда решайте для себя. Хотите полчаса спорить «кто будет выносить мусор» или оставить время на любимые дела, совместный активный отдых? Плата за второе – дисциплина, договоренности, правила и ответственность. Устроит? Тогда учимся на практическом примере.

Разберемся с деталями. В семье мы применяем упрощенную схему. Как ее читать и работать с ней:

1. По горизонтали выписываются процессы (бизнес-процессы для деловой версии). При этом вначале указывается группа процессов. Например, «Уборка, чистота и порядок». А потом уже процессы, входящие в группу. Например, «Стирка белья».

2. По вертикали указываются все участники процессов. В компании это будут должности сотрудников, а в семье муж, жена, дети и все те, кто вам помогает. Если с вами живет бабушка, она тоже попадет под раздачу. Зато скучать не будет, глядишь, и проживет дольше всем на благо.

3. Колонка «Примечание» служит для каких-либо текстовых уточнений.

4. На пересечении процессов и участников вписывается роль каждого. Возможные роли для упрощенной версии:

О — ответственный за процесс. По-другому хозяин процесса, организует и отвечает, чтобы было все «О Кей» по данному направлению.

У — участник процесса, который помогает, поддерживает линию ответственного в пределах семейных договоренностей.

Третий вариант — заливка серым — обозначает, что в этом процессе не участвует.

Как вы уже догадались, на каждую строчку (процесс) допускается только один ответственный

А то снова вернетесь в ситуацию «невынесенного мусора». А на вопрос: «Почему не вынес?» Услышите вечное: «А я думал, что это сделает он (она)». Думаю, здесь все понятно. Мне же хочется подсказать какие основные группы семейных процессов я бы рекомендовал распределить между собой и детьми:

1. Питание (еда)
2. Уборка, чистота и порядок
3. Отдых и досуг
4. Атмосфера, климат (психологический) и здоровье
5. Деньги и материальное обеспечение
6. Ремонт
7. Воспитание и организация детей
8. Стратегия развития семьи

Справитесь? Если постараетесь и наберетесь терпения, точно получится. А если возникнут трудности или захочется подробно разобраться в тонкостях процессного подхода (менеджмента), оставьте заявку на нашем сайте, мы точно поможем.

А пока не забывайте в бизнесе и семье

Четко распределять ответственность в рамках процессов.

Успехов, коллега!

Навык

Сделайте матрицу ответственности для своей семьи. Дайте почитать эту статью мужу (жене) и обсудите, насколько это вам будет полезно.

Книга:

Стоит почитать книгу о компании-гуру процессного подхода. «Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» Дж. Лайкера. Эта книга о целостном подходе к организации бизнеса. Toyota — одна из самых преуспевающих в мире компаний. Дао Toyota состоит из двух основных компонентов: непрерывного совершенствования и уважения к людям.

Эта книга поможет вам понять, что позволило компании Toyota достичь тех успехов, которые она имеет на сегодняшний день. В книге вы найдете массу практических идей, которые помогут вам выработать свой собственный подход к бизнесу и создать свою систему, свое дао в вашей организации.