ОЦЕНИТЕ РАЗБАЛАНСИРОВКУ ВАШЕЙ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ

25.12.2017

Александр Шемякин

Вы хотите быть здоровым?

Глупый вопрос, скажете вы. Конечно, да. Другого ответа я и не ожидал. Вот только одно уточнение, а как бы вы оценили, здоровы вы сейчас или нет? Если да, то насколько. Тут уже можете и замешкаться. Грамотный человек скажет:

«Обследоваться надо»

И будет на 80% прав. Скорее всего поможет:

1. Пульсометрия. Количество сердечных сокращений в минуту. Желательно в покое, при нагрузке, через 1 минуту после снятия нагрузки.
2. Давление. То самое (желаемое) «120/70».
3. Анализы крови, врачи подскажут какие.
4. МРТ (КТ) главных органов.

Не буду вас грузить медицинскими терминами, это не главное. Главное, что все системы жизнеобеспечения должны быть здоровыми. И мозг, и сердце, и печень, и кровеносная система. Не правда ли? Нас интересует здоровье не какого-то отдельного органа, а системы (вас) в целом. Помните, как когда-то отравились? Не думаю, что в тот момент вас устраивали ваши здоровые руки и ноги. Ну да ладно, оставим человека в покое. Возникает вопрос:

Как оценить здоровье вашего бизнес-проекта?

Он здоров или нет? Если да, то насколько. Ведь у него тоже есть «главные органы» жизнеобеспечения. Я бы выделил 6 основных:

  • Деньги (денежные потоки). Кровеносная система вашего бизнеса.
  • Продажи. Как мне кажется сердце нашего «бизнес-организма», пульс, которой стоит регулярно мерить.
  • Сервис (до, во время и постпродажный). Аналог нашей системы пищеварения.Не подсказываю, что в ней происходит с клиентом…
  • МТБ (материально-техническая база). Я бы сравнил ее с опорно-двигательным аппаратом человека.
  • Персонал (на уровне исполнителей). Руки, ноги, глаза, уши и даже речевой аппарат.
  • Менеджмент компании. Мозг или «центр управления полетом», включая нервную систему «бизнес-организма».

Хочу заметить, производство и логистику я позабыл не случайно. Она важна как эндокринная система человека. Но не видна и пока для рассмотрения не интересна.

Ваш клиент «этого» не видит…

Ему глубоко и «по барабану» до того, как вы производите, откуда забираете сырье, когда и как оно (сырье) приезжает к вам на склад для хранения. Он видит и получает конечный продукт, ощущает контакт с вашими сотрудниками «фронт-офиса» (хамство секретарши, грубость уборщицы в коридоре, грязную одежду коммерсанта Ивана). Мы с ним взаимодействуем в «точках контакта». А на них (точки контакта) влияют те самые 6 органов. С этим думаю стало понятнее.

Как оценить здоровье ваших «бизнес-органов»

Предлагаю начать без науки, интуитивно по шкале от 0 до 10 баллов. Где 0 – будет «у нас здесь все по нулям, хуже не бывает, дела отвратительные». А 10 – вы искренне довольны состоянием бизнеса по данному направлению, это «то, о чем вы мечтали и хотели». Нарисуйте прямо сейчас большую букву «Ж». В которой каждое ответвление будет обозначать одно из 6 направлений. Проставьте оценки и соедините точки. Что получилось?

Насколько полученная фигура далека от колеса?

Давайте рассчитаем разбалансировку. Для этого из максимальной оценки (по любому из направлений) вычтите минимальную оценку. Например: вы поставили себе «8» за направление «МТБ». Достойный офис, недавно сделали ремонт, компьютеры и техника то, что надо. При этом совсем (или мягко говоря абсолютно) не довольны продажами. И это направление оцениваете не выше «3»-ки. Тогда разбалансировка составляет 5.

И это тревожный звоночек…

Представляете себе человека, у которого здоровое сердце. Светлая голова, отличная кровеносная система, почки работают «как часы». Но при этом прострелена печень (в буквальном смысле). Надолго ли его хватит? Также и в бизнесе, при отвратительном сервисе, скоро потеряете последних клиентов. Возникнут проблемы с деньгами (которых в хорошие времена хватало). А там и до закрытия компании рукой подать. Вывод:

Бизнес-система должна быть сбалансированной

Целевое значение показателя разблансировки: меньше или равняется 2-м. И развитие должно быть сбалансированным. Не надо «накачивать» деньгами и личным вниманием то, что и так у вас на «10». Поступить надо с точностью до наоборот.

Бросить сильное (разумно и на время), в пользу слабого

Сделать форму вашей Ж-диаграммы ближе к круглой.

Итого, алгоритм действий:

  • Оцените разбалансировку вашей компании по ключевым шести направлениям.
  • Также рекомендую посмотреть взгляды ваших ключевых сотрудников по этому вопросу. Сверьте «компас».
  • Ну и самое главное, наметьте план на следующий месяц по подъему самого слабого направления. Чтобы не пришлось вызывать бизнес-реанимацию.

Могу предложить вам больше: помощь в приведении в порядок ваших бизнес-процессов. Если интересует, буду рад вас видеть на моем тренинге "Порядок в бизнес-процессах".

Нашел у себя на канале видео, думаю будет полезно: