УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПАЗЛ «ДИРЕКТОР/СОБСТВЕННИК». КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДИРЕКТОР В КОМПАНИИ?

18.01.2018

Александр Шемякин

Собственник и директор должны дополнять друг друга, а не клонировать (как это чаще бывает).

Но давайте обо всем по порядку. Если вы до сих пор не решились на директора в своей компании, пора уже это попробовать. И не важно какое количество людей в вашей компании (бизнесе). Причин на это как минимум две:

  • Сегодня слишком много вопросов, которые пронизывают всю компанию. Вам одному просто времени и сил не хватит, чтобы это достойно курировать и развивать. Я бы выделил 8 ключевых направлений о которых мы поговорим ниже.
  • Каждое из этих 8 направлений требует каждый день совершенно полярных (разнонаправленных) действий. Постоянное улучшение и твердое администрирование. Делать первое и второе одновременно мне представляется занятием достаточно сложным.

8 ключевых направлений, требующих внимания на уровне ТОПов и пронизывающих всю компанию.

Чтобы не заниматься пустым чтением, берите в руки ручку и бумагу. Оцените параллельно вашу компанию по шкале от «0» до «10»:

  • Продукт. На сколько он хорош? На сколько он умеет закрывать потребности ваших клиентов? Его ценность (для клиента) выше стоимости? Продавать сегодня посредственные продукты – пустая трата времени и сил. Продукт должен быть клевым, дерзким, вызывать восторг и «ВАУ-эффект» у 75% ваших клиентов.
  • Упаковка (дизайн) вашей компании. Внешний вид имеет значение. Помните у Жванецкого: «Встретили меня по одежке, проводили тоже не очень …». Если ваш замечательный продукт «не упакован», клиент может до него не добраться. Это ваши сайты, визитки, коммерческое предложение, фирменный стиль, внешний вид офиса, витрины, POS-материалы, внешний вид сотрудников фронт-офиса и т.п. Сколько поставите?
  • Продвижение и привлечение. Вы умеете делать это технологично? Низкозатратно? В нужных объемах и в любое время года? Насколько хорошо работает каждый канал привлечения лидов? Оно вообще (продвижение) у вас есть, или это на уровне «месяц удался или не очень»?
  • Продажи. Это система или все «на одном человеке»? На сколько технологично вы умеете преобразовывать лидов в покупателей? С какой конверсией? Какова цена клиента, его LTV?
  • Команда. Вы умеете сдерживать натиск противников (конкурентов), «держать строй» в трудные времена? Как в фильме «300 спартанцев». А возможно задавать тон в своем сегменте рынка и формировать новые стандарты качества. Или чуть что, сразу сопли, шантаж, заявления об увольнении. У вас «стадо сотрудников» или «команда»?
  • Сервис. Насколько вы (ваши сотрудники) обязательны при работе с клиентом? Вы можете похвастаться скоростью? А быть вежливыми, гостеприимными и доброжелательными в каждой точке контакта с клиентами?
  • ИТ-платформа. Да, вы не ослышались. Пусть даже у вас магазин одежды на 20 м2 по площади. Хотите жить, а не выживать? Задумайтесь об этом. Главная конкуренция, которая нас ждет – это конкуренция не с людьми, а роботами. Системами автоматизации, ИТ-платформами. Хотите пример? Deutsche Bank – легенда в мире банковского бизнеса. Основан в 1870 году. 145 лет истории, активы по всему миру. Капитализация на сегодня около 21 млрд долларов. Этот гигант проигрывает сегодня платежной системе PayPal — крупнейшей дебетовой электронной платёжной системе. По сути ИТ-платформе с историей всего в 15 лет и капитализацией около 44 млрд долларов.
  • Финансы. Вы умеете генерировать прибыль? Стабильно, регулярно, в нужном количестве. У вас налажен четкий учет, дисциплина и управление финансами? Новость хорошая, большой размер финансовых активов уже не гарантирует вам безоблачного будущего завтра. Но и без денег далеко не уедешь.

Все направления выше сегодня пронизывают всю компанию, им нужна стратегическая поддержка на уровне руководства.

И не фантазируйте, вы один (как собственник) всего этого не потянете. Я не считаю себя глупым и медленным. Но признаюсь, чувствую, что порой «не успеваю». Мы недавно переделали 2 сайта, подступаемся к мобильному приложению. А на прошлой неделе услышал выступление уважаемого мной эксперта: «Мобильные приложения – уходящая тема. Пора вкладываться в чат-ботов». Как быть? Спроектировать

Первый пазл: 2 компетенции (из 8 выше) за вами, 1-2 забирает ваш директор, остальные закрепляете по штатным сотрудникам.

Директор должен вас дополнять, а не быть клоном собственника. Ваша слабость – его сила. Ваша сила – его слабость. Посмотрите, как строится пазл: на впадину соседняя выпуклость и наоборот. При этом каждый из вас не должен быть «по нулям» в части любого из этих 8 направлений. Системное мышление никто не отменял.

А теперь посмотрим на связку «собственник/директор» с другой стороны. Вы можете себя назвать идеальным руководителем? Будем реалистами, все далеко не так. Ицхак Адизес выделил 4 ключевых компетенции руководителя. Если коротко и тезисно

Устройство руководителя «в разрезе» по формуле PAEI:

  • Производитель результата (Producer) ориентирован, в первую очередь, на результат. Человек деловой и практичный. «Что трепимся?! Где здесь деньги? А что будет на выходе? Работать!»
  • Администратор (Administrator) – нацелен на оптимизацию и минимизацию использования имеющихся ресурсов. Также он должен систематизировать весь процесс управления организацией, упорядочить его, установить так называемый бюрократический порядок. Скрупулёзный и педантичный организатор порядка. «А регламенты у вас соблюдаются? Как написано в стандарте, так и поступайте».
  • Предприниматель (Entrepreneur). Находчивый и креативный генератор новых идей. Способен придумывать и успешно внедрять новое, у него всегда много планов и наработок. «Есть новая идея. Кто за? Хватит заниматься этим, продукт устарел, и пора отправить его на пенсию»
  • Интегратор (Integrator) – это не просто руководитель, это лидер, способный создать общие традиции, ценности, корпоративную культуру организации. Он определяет общую для всех стратегическую цель, призывает трудиться всем вместе, тем самым поддерживая в организации единство. Гармонизатор отношений. «Что скажут люди? Как мы их замотивируем на решение этой сложной задачи?»

Поставьте себе от 0 до 5 по каждой из четырех компонент. Довольны результатом? Только не спешите расстраиваться,

Идеальных руководителей не бывает

При этом связка «собственник/директор» должна максимально дополнять друг друга до полноценной формулы PAEI.

И это будет вторым управленческим пазлом. Если у меня сильное A, не надо его дублировать на уровне директора. Но при этом он должен поддерживать мою линию, и не быть «по нулям» в этом направлении.

Пусть ваша слабость (как собственника) компенсируется его силой (директора).

В этом и есть сила команды!

Практика:

Проведите оценку себя и директора по двум управленческим пазлам выше. Распределите задачи так, чтобы вы дополняли друг друга, а не залипали в жесткой конфронтации.

А если вы не довольны своим директором, порядком в компании или давно задумываетесь о позиции директора в вашей компании – это к нам, пройдем вместе этот путь (быстрее, с меньшим количеством ошибок), опираясь на наш опыт:

  • Проведем экспресс-аудит за 7 дней. Оценим «точку А», сильные и слабые стороны вашей компании.
  • Подготовим компанию для появления Директора, соптимизировав вашу стратегию (по 8 ключевым направлениям выше) и систему бизнес-процессов за 40-90 дней.
  • Смоделируем оптимальное взаимодействие «собственник/директор» за 10 дней.
  • Подготовим, организуем и проведем конкурс на Директора за 7 дней.
  • Поможем адаптировать нового директора и передать часть вашей нагрузки (как собственника) за 30-45 дней после конкурса.

Оставляйте заявки здесь.

Заинтересовало? Пишите на info@resultat.consulting или вариант №2: возьмите директора напрокат.

Фильм, который стоит посмотреть:

Путь создания оптимальной команды очень хорошо показан в фильме «Человек, который изменил все».Сюжет фильма рассказывает о реальных событиях бейсбольной команды «Окленд Атлетикс» и ее генеральном менеджере Билли Бине. Стоит только команде чего-то добиться, как тут же лучших игроков перекупают. А из чего строить новую команду, ведь денег совсем нет. И на мировом рынке — кризис. Не замечаете сходства с реальным бизнесом?

Бин придумывает новую уникальную систему подбора игроков и начинает зарабатывать на этом колоссальные деньги. В этом ему помогает аналитик Питер Брэнд, с помощь которого они стали обращать внимание не на звездных игроков, а на реально полезных бейсболистов в каждом матче. Основываясь на психологических и аналитических анализах, математике и распределении ролей, они создают лучший результат в условиях жестких финансовых ограничений. Есть чему поучиться и нам с вами, коллега.