"ВХОДИТЬ ИЛИ ЗАБИТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС", ИЛИ КАК ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ВЫБОРЕ ПРОЕКТА

Александр Шемякин

Сегодняшний мир – это столкновение противоречий.

Живое воплощение первого закона философии: единство и борьба противоположностей.

  • Мегабайты полезной информации и терабайты рекламного мусора.
  • Миллионы возможностей и примерно такое же количество угроз.
  • Тысячи способов заработать и десятки тысяч вариантов потерять все (что накопили с трудом).
  • Сотни бизнес-проектов, в которые стоит входить, и тысячи «планово-убыточных» направлений.
  • Десятки безотказных рецептов «как стать счастливым и успешным» и сотни вариантов «как сделать из себя законченного неудачника».

А жизнь у вас одна. Пробовать методом слепого перебора: долго, малоэффективно и хлопотно. Если каждой возможности и случаю отвечать «да» можно быстро превратиться в «имитатора кипучей деятельности». А по сухому остатку иметь явную просадку. В прошлой статье мы разобрали правила формирования портфелей (делового и личного) проектов. Если пролетели мимо, отсылаю назад к статье «Набей покрепче чемоданы».

Давайте подробно рассмотрим правило максимума по критериям.

Если говорить инженерным языком: вам нужен простой фильтр, который будет пропускать в портфели проектов только качественное «сырье». А если совсем просто: перед тем как запустить любой проект в жизнь, вам нужно принять простое решение.

Входить в проект или забить (забыть, если вам больше нравится)?
Прежде чем читать дальше, напишите свой вариант ответа: как вы принимаете решение сейчас «входить или забить»?

Хочу предложить набор критериев для формирования делового портфеля проектов. За основу взята методология из книги Сергея Азимова «Как зарабатывать деньги без стартового капитала», которую я немного подкрутил под себя.

Получается следующий десятиступенчатый фильтр:

1. Личный относительный доход. Сколько денег в перспективе это дело будет приносить вам в час (на единицу затрат вашего личного времени). Многие увлекаются абсолютным доходом и… Становятся рабами собственного бизнеса. Простая подсказка для прироста относительного дохода в любом деле: начинайте и заканчивайте любой бизнес-проект с должности исполнительного директора. Это ваш первый наемный сотрудник!

2. Радость и удовольствие от процесса. Насколько вам нравится заниматься этим сейчас (и в близкой перспективе). Оцените чувственный аспект удовольствия по десятибалльной шкале.

3. Раб или хозяин? Этот проект требует вашей включенности и отрыва от текущих дел? Без вашего участия «это» работать будет или нет? Предпочтение отдаем «хозяйским» проектам (если не мечтали всю жизнь стать рабом на галерах).

4. Товар или система? Ваш «новый» бизнес (его успех) основывается на товаре или сильной системе? В первом варианте хочу вас разочаровать. Китай сегодня «копирует» ЛЮБОЙ навороченный гаджет за 2-3 недели и выбрасывает на рынок клон с ценой для клиента ниже в 2 раза, чем ваша себестоимость (с учетом дикой российской производительности). Интересен бизнес, в основе которого система. Яркий пример «Макдональдс»: безотказный конвейер, успешно работающий в любом городе мира с достаточно «простым человеческим ресурсом». Пользуясь случаем, хочу сказать, что у меня есть проект, который помогает собственнику отойти от «товара» и построить бизнес-систему. Подробности по ссылке.

5. Сколько надо вложить «на входе». Здесь все очень просто – сумма стартовых инвестиций в рублях. Я имел личный опыт стартапа без вложений денег вообще. Думаю и вы найдете с десяток примеров.

6. Перспектива на будущее. А что может получиться из всего этого через 3 года, 10 лет. Насколько это «долгоиграющий проект»? Развлечение Марка Цукерберга (Facebook) превратилось в гиганта соцсетей, который в пик своей славы стоил почти как весь российский Газпром.

7. Когда первые деньги? Какой промежуток времени пройдет до момента когда вы получите первую операционную прибыль (входящий положительный поток наличности). Измеряем в днях с момента принятия решения заняться этим проектом.

8. Окружение проекта. Поясняю на личном примере. У меня есть строительная и тренинговая компании. И надо вам сказать качество окружения этих проектов отличается на порядок. Если на строительной площадке принята ненормативная лексика, силовые переговоры (или жесткие манипуляции), давление, требования, наезды (на порядок больше, чем благодарности и признания личной ответственности). То в тренинговом бизнесе все наоборот: интересные, образованные, благодарные и очень красивые (как личности) люди. Так что смотрите внимательно при выборе, какое окружение будет у вашего проекта. Предпочтение отдаем окружению (и проектам), которое вас развивает.

9. Что можете потерять? Если все пойдет НЕ ТАК, как планировалось. Что ставится на кон? Здоровье, деньги, жизнь, обязательства, репутация… Опишите вариант, если все накроется медным тазом. Проиграйте версию полного поражения. Как говорил мой коуч: перед тем, как войти в бой, проиграй версию полного поражения. Победитель-проект имеет наименьшие потери в случае провала. И уж само собой сохраняет жизнь и здоровье с минимальным ущербом для вашей репутации.

10. Простота бизнеса. Лично я (в самом начале предпринимательского пути) все любил усложнять. Структура компании, навороченность продуктов (и их количество), система мотивации и т.п. А предпочтение следует отдавать простым и изящным решениям. «Все гениальное просто» - А. Эйенштейн. И всем молодым предпринимателям я всегда рекомендую начать с модели «купи-продай». А дальше время покажет (и научит по дороге).

А чтобы наше с вами общение не превратилось в очередную бесполезную лекцию, возьмите свой существующий бизнес-проект (или стартап) и оцените по всем 10 критериям прямо сейчас.

Если у вас совместный с партнером (или партнерами) бизнес или вы таковой планируете, приглашаю на мой бизнес-завтрак Партнерство: 9 золотых правил, которые помогут не разругаться и не разориться совместному бизнесу, который состоится 12 апреля. Приходите вместе с партнерами по бизнесу.