Художник-иллюстратор Светлана Бутенко и героиня ее комиксов Космоножка

"Я не создавала Космоножку, я ничего не придумывала, она пришла сама и заявила о своих правах". Художник-иллюстратор Светлана Бутенко и героиня ее комиксов Космоножка заглянули на огонёк моей лампы.

За 2 года твоя группа ВКонтакте выросла со ста человек до четырех тысяч, а твои комиксы нередко можно увидеть в пабликах-милионниках, вот только авторство они почти никогда не указывают. Поэтому для начала хотелось бы попросить тебя коротко рассказать о появлении главной героини твоих комиксов – неразумной девке Космоножке и твоем творческом пути читателям, не знакомым с твоими рисунками.

Наверное, мне стоит выдумать какую-нибудь захватывающую историю появления Космоножки и поражать ею воображение людей. А вообще-то дело было так. Я тогда ещё никаких комиксов не рисовала. Я просто создавала свой первый жж, и мне нужны были имя и узнаваемый юзерпик. И вот пока я мучительно думала, каким бы словечком назваться, из соседней комнаты мама с хохотом закричала, что она нашла в книге очень забавное слово – «космоножка». Это она читала книгу Похлёбкина, и там было написано, что это диалектное название какого-то блюда. Есть предположение, что Похлёбкин был вдохновенный враль, этакий капитан Врунгель от кулинарии, и половину достовернейших фактов и редких слов для своей книги про еду просто придумал сам. Но так даже интереснее, в любом случае, моё имя само меня нашло и именно в ту минуту, когда было нужно. Идеальное имя – в нужных пропорциях и придурковатое, и глубинно-космическое, и чудятся в нём многоножки и всякие рептильные формы жизни. А юзерпик я нарисовала, вдохновившись юзерпиком человека, сподвигшего меня на ведение жж. У первой Космоножки из головы торчала кисточка. Датой появления Космоножки можно считать 19 декабря 2008 года.

Потом был один жж, потом другой, потом С. подарил мне набор дорогих цветных акварельных карандашей – такие классные, сама бы я себе такие не купила, зажмотилась бы – и надо же было что-то ими делать? И я начала рисовать комиксы про своё альтер-эго и выкладывать в жж – мне это было забавно, ну и чтобы развлечь друзей. Корявенькие такие были комиксы, на коленке сделанные.

Космоножка
Космоножка

На самом деле со ста человек до почти четырёх тысяч группа выросла за последний год. До того там тусовались только друзья и просто люди, зашедшие на огонёк. А потом как попёрло… Не знаю, что больше сработало – проект на «Планете» (который и задумывался скорее, как способ сделать так, чтобы Космоножку увидели новые люди), или внезапная популярность картинки с муравейником (правда, многие паблики аккуратно отрезали мою подпись), или что-то другое. Но у меня не было цели набрать побольше народу. Хотят – пусть читают, не хотят – не держу. А я с тех пор стала уделять больше внимания технической стороне – качественнее отрисовывать, сканировать, чистить. И экспериментировать, несмотря на то, что в комментариях немедленно начинается раздражающее нытьё: «паблик скатился, Космоножка уже не та». Вот как будто я где-то клялась этим людям, что я всегда буду «та» и буду рисовать именно то, что они хотят там видеть.

В октябре 2016 года Светлана запустила краудфандинговый проект на платформе Planeta. Люди поддержавшие проект, который, кстати говоря, получил 280% от заявленной суммы, получили от художницы открытки, кружки, сумки, и даже альбом комиксов с изображением Космоножки.

Не было ли идеи придумать Космоножке подруг и друзей или вовсе создать нового персонажа, который бы занял такое же ключевое место в твоем творчестве, как и она?

Обычно авторы комиксов наделяют главного персонажа либо близким другом, либо маленьким говорящим животным – для пущего обаяния. Но нет, у Космоножки нет ни того, ни другого. У неё вообще-то есть две подруги (одна из них сибирячка) и как минимум один друг, с которым она снимает квартиру, просто в комиксах они появляются редко.

Насчёт создать персонажа – знаешь, я была бы рада создать ещё персонажа, но я не умею. Я не умею создавать персонажей. Я не создавала Космоножку, я ничего не придумывала, она пришла сама и заявила о своих правах, а мне оставалось только зарисовывать. Впрочем, подсознание иногда прикалывается; например, однажды мне приснился весьма упоротый комикс, героями которого были девушка Камилла и жираф Апокалипсис… 

В марте ты публиковала шуточный тест «Являетесь ли вы живым человеком или персонажем комиксов?» Так кто же ты все-таки в большей степени: художница или созданный тобой же персонаж?

– А это к кому из нас вопрос? Есть я – человек и художница (хотя это очень такое словечко, с претензией на величавость: художник – это малиновый берет, кисти, краски, холст два на три, батальное полотно, алкоголизм, жалобы на то, что высокое искусство нынче никто не понимает, – а не вот это вот всё, что у меня, и труЪ художники могут смотреть на меня свысока и будут, наверное, совершенно правы); а есть Космоножка, и это тоже в какой-то мере я, но я – не только она. Нас тут, на самом деле, много.

Тест: «Являетесь ли вы живым человеком или персонажем комиксов?»
Тест: «Являетесь ли вы живым человеком или персонажем комиксов?»

Есть две книги, в создании которых ты поучаствовала в качестве иллюстратора: «Путешествия: инструкция по эксплуатации» и «Если бы Конфуций был блондинкой». Расскажи, что мы должны о них знать?

Первая книга – что-то вроде справочника для тех, кто хочет путешествовать, но не знает, как это лучше организовать. Сборник лайфхаков. Её мы писали вместе с С. (это мой муж, Александр Бутенко). В качестве иллюстраций там использованы картинки с Космоножками. Вторая книга полностью Сашина, это сборник разных эссе, и там несколько моих простеньких иллюстраций, не космоножковых. Когда мы делали первую книгу, мы там всё делали сами, я была и за корректора, и за редактора, и за верстальщика, и за иллюстратора. И всё это получилось таким трогательным, таким корявеньким… Я, например, понятия не имела, как готовить иллюстрации так, чтобы они хорошо смотрелись в книге. Изначально они были цветные, и когда я их увидела в чёрно-белой печати, я подумала: «о Господи…» – но что было делать? Эти книги многое дали в плане опыта – первая попытка собрать книгу на Ridero, первый краудфандинговый проект, первая работа с типографией. Тираж напечатали небольшой, несколько книг ещё осталось, так что, если кому-то надо книгу с автографом, у меня есть.

«Путешествия: инструкция по эксплуатации»
«Путешествия: инструкция по эксплуатации»
«Если бы Конфуций был блондинкой»
«Если бы Конфуций был блондинкой»

Один из моих любимых комиксов – это «Николай Семёнович», уже ставший народным достоянием. Насколько я помню, его идея родилась, когда тебе заказали видеоролик об экономии электричества и воды. Много вообще поступает коммерческих заказов? Можешь назвать самый масштабный из них и самый странный?

А Николай Семёнович стал народным достоянием? Забавно. Туда ему и дорога. Видеоролик, кстати, не состоялся (да и не мог состояться, по такому-то комиксу, нашли у кого заказывать).

Я себя не позиционирую как иллюстратора, я слишком мало умею для этого. Вообще сколько-то условно-коммерческих заказов поступает, только почти все они о том, что ах, как мне нравятся ваши рисунки, а нарисуйте-ка мне двадцать картинок, правда, денег у меня нет, но зато я вас пропиарю (где-нибудь в никому не известном журнальчике). Короче, денег нет, но вы держитесь. Сначала меня это удивляло, потом злило, потом начало забавлять – то есть люди реально думают, что мне нечем заняться и я хочу порисовать для кого-нибудь бесплатно. Я даже нарисовала это: 

«Короче, денег нет, но вы держитесь»
«Короче, денег нет, но вы держитесь»

Был как-то странный заказ на иллюстрирование книги; я была в некотором затруднении, потому что книга была о том, как перестать быть нищим чмошным неудачником и стать крутым и богатым, но как-то так по этой книге получалось, что я сама как раз и есть тот самый нищий чмошный неудачник и без всяких шансов на победу. Я поражалась абсурду этой ситуации, но всё же некоторое количество иллюстраций сделала. А был заказ, от которого я отказалась, хотя многие, наверное, вцепились бы в него – мне предложили регулярно рисовать какие-то товарищи, которые занимались обзорами и продажами очень дорогих статусных часов, они хотели, чтобы я рисовала что-нибудь смешное в противовес всей этой атмосфере чопорности и статусности; мне стало весело, я нарисовала комикс о том, как Космоножка случайно попадает на закрытую выставку для избранных, забирается на сцену, цитирует Павла Майорова: «Не тратьте жизнь на чепуху! Предайтесь свальному греху!» – и её выгоняют оттуда специально приготовленными для этого случая ссаными тряпками; нарисовала – и всё, больше уже не интересно. Я бы не смогла каждую неделю рисовать что-то смешное на заданную тему, это было бы скучно и высосано из пальца, и пришлось честно об этом им написать и отказаться. 

Некоторые твои рисунки прямо-таки пропитаны русским духом и наполнены отсылками к фольклору. Здесь и скетчи по типу «Дедуля на ярмарке» или «Игги Поп – толоконный лоб», и серия рисунков «О соседях», и иллюстрации к частушкам. Можно ли это назвать некой попыткой «русификации» жанра комиксов, придуманного на западе?

Нет. Не знаю. Не думала об этом. А этот жанр точно придумали на западе? Давай определимся с терминологией: что такое комикс? Если считать, что комикс – это серия рисунков (иногда в сопровождении текста), рассказывающих одну историю, и не притягивать за уши какую-то развлекательную составляющую, то корни у этого жанра очень древние и не совсем западные. На Руси всегда любили рассказы в картинках, только в средневековье это были лубки (один из самых известных, например, «как мыши кота хоронили» – это же самый настоящий комикс), а ещё раньше – житийные иконы (из сохранившихся самые древние относятся примерно к XI веку). Кстати, житийная икона, комикс и мультипликация – это однокоренные, близкие и перетекающие друг в друга вещи, и есть мультфильм «Потец» (по Введенскому), где это гениально и очень наглядно показано. Так что я ничего не придумываю, я просто продолжаю традицию, которой не менее тысячи лет.

«Игги Поп - толоконный лоб»
«Игги Поп - толоконный лоб»
«Дедуля на ярмарке»
«Дедуля на ярмарке»
Из серии «Соседи»
Из серии «Соседи»

Твоя цитата: «Зона комфорта – это не обязательно трёхэтажная вилла с видом на океан. Зона комфорта – это то, к чему привык». К чему привыкла ты? И что для тебя является выходом из зоны комфорта?

Например, научиться танцевать, вот это был бы очень крутой отход от уютненького «я ничего не умею, отстаньте от меня, я тут лучше у стеночки посижу». 

"Зона комфорта"
"Зона комфорта"

Судя по некоторым твитам и зарисовкам можно сделать вывод, что ты интроверт до мозга костей (а может даже в какой-то степени социопат). Так ли это? Знаю по себе, что это порой вызывает трудности при общении с клиентами, заказчиками. Какой можешь дать совет таким, как мы, чтобы работалось легче?

СоциоФОБ, а не социоПАТ. Социопат это когда уже болезнь. Интроверт – это да. Совет? Ну вот, например, отличный совет могу дать: постарайтесь родиться сразу богатыми и талантливыми, чтобы можно было позволить себе личный особняк за пять километров от ближайшего жилья и жить там припеваючи, не утруждая себя работой и общением.

Если серьёзно, я сама предпочитаю работу «на дядю» в мастерской. «На дядю» – это чтобы как раз не связываться с общением с клиентами, а в мастерской – чтобы иметь дело с вещами и материалами, а не с людьми. А универсального совета, как жить интроверту в обществе, заточенном на экстравертов, у меня нет, мои бедные страдающие интровертные собратья. Учитесь у котов: заводите себе личную коробочку, прячьтесь в неё и отдыхайте в ней при любой возможности. А то ведь помрёте.

Знаешь, недавно у нас с С. была идея – создать антикафе специально для интровертов. Уют, книги, настольные лампы, чай, печеньки и тишина. И во всех местах можно спрятаться: «я в домике». Я сама очень остро нуждаюсь в таком месте. Но антикафе зарабатывают в основном на мероприятиях, а у интровертов какие мероприятия? А без них получается невыгодно, мы считали, считали – даже аренду не отобьёшь. Жалко.

Если бы такое антикафе реально существовало, думаю, я был бы там частым гостем.

К некоторым своим постам ты прикрепляешь аудиозаписи. Скажи, пожалуйста, кроме Гражданской обороны что-нибудь вообще слушаешь?

Лол. Я сейчас её не слушаю, она у меня внутри сама играет. Сейчас слушаю всякое другое. Прямо сейчас, например, слушаю тувинцев. Ят-Ха. И ещё монголов каких-то…

В этом году у тебя прямо беда с техникой. Сначала сломался фотоаппарат, затем сканер и компьютер. Сильно это тебя выбило из колеи? Предполагала ли, что на свете столько добрых людей, готовых помочь не только советом, но и копеечкой?

…И пылесос ещё! С фотоаппаратом это обидно было, он был классный, но я в итоге купила с рук почти такой же. А компьютер даже не жалко было, он был такой старый и тупой и так тормозил, что я даже обрадовалась, что он наконец-то сдох и можно со спокойной совестью купить новый. В итоге собрали новый, кое-что использовав от старого, ещё и монитор обновили. Предполагала ли, что на свете столько добрых людей? Если отвечать прямо очень честно, то да, скажем так, допускала возможность, опыт краудфандинга научил. Мне это сами читатели и предложили – объявить сбор, сообщили о своей готовности помочь. Я так это понимаю, что люди давали деньги не мне, а главным образом Космоножке. И думаю, у всех были разные мотивы. Возможно, в благодарность за что-то. Или захватывающее ощущение себя волшебником, что вот можешь помочь – и помогаешь, вот прямо сейчас. И это очень классно. Иногда у человека есть потребность кому-то помочь, потребность в щедрости. Тот, кто даёт от чистого сердца, получает на самом деле не меньше, чем принимающая сторона; я сама, когда работала, с каждой зарплаты отправляла немножко денег в фонд «Подари жизнь» и чувствовала при этом глубокое удовлетворение, так что я могу понять, чем руководствуются люди, которые дают кому-то денег на нравящийся проект просто так. Мне в комментариях даже обстоятельно написали, почему мне дают денег, особенно мне понравился пункт «потому что вы вызываете доверие». Я чувствую благодарность ко всем людям, которые поддержали Космоножку и дали ей возможность проявляться дальше, если она пожелает проявляться.

В октябре 2016 года ты давала интервью порталу Contralto People. В нем было сказано, что ты уже два года сидишь с ребенком и мечтаешь вырваться из этого «наседкиного бытия». Тебе удалось это сделать?

Год. На тот момент я сидела с ребёнком год. А сейчас два. Я боюсь это всё сглазить, но на самом деле с двухлетним ребёнком легче и интереснее, чем с грудничком. Грудничок воспринимает маму как личную вещь, которая никуда не должна отлучаться ни на секунду. У двухлетки всё-таки уже есть какие-то свои интересы, она интересуется миром и людьми и может хоть ненадолго занимать себя сама. Плохо то, что за это время у меня успела накопиться огромная усталость. Но я сейчас хоть иногда могу делать что-то для себя. Вот неделю назад я в Питер ездила на два дня – впервые за три года совершенно одна, наконец-то могу это сделать, уехать, ночевать в хостеле, гулять где захочу. А так обычно я рисую по ночам, днём детёныш не даёт. Вообще сейчас и у меня, и у мужа главные драгоценности – это возможность побыть одному и личное время. В однушке с ребёнком всё это сложно организовать. В последнее время появилась возможность иногда нанимать няню, вот это очень здорово. 

Раз уж заговорили о семье, поведай, как муж и дочка относятся к твоему увлечению? Вдохновляют ли они тебя на новые идеи?

С. иногда говорит задумчиво, с характерным таким киевским акцентом: «У всіх жінки як жінки, а у мене – Космоножка» ... Он меня поддерживает. И спасибо ему за это. Мы вообще друг друга поддерживаем в разных начинаниях. А Доня, если я при ней рисую, немедленно отбирает у меня карандаш и требует изобразить то, что ей нравится – трамвай, зонт с дождём, кота, дом. Тут не до комиксов уже. Но на самом деле она в каком-то смысле и есть главный вдохновитель. Потому что я рисую, главным образом, для того, чтобы почувствовать: вот тут я – мама; наступает ночь, просыпается мафия – теперь я совсем другое что-то, тут я транслирую Космоножку и мне весело. Это способ самоидентификации, способ не раствориться в роли мамы, быть кем-то ещё. 

Слышал, что ты готовишь настольный календарь на 2018 год. Может быть, хочешь сделать анонс или дать читателям координаты, где его можно будет заказать? Как-никак, скоро настанет время запасаться подарочками.

Готовлю. Это не простой календарь. В нём двадцать четыре месяца, потому что каждый месяц в нём присутствует в двух состояниях: в простом и в грёбаном. Когда календарь стоит на столе, с одной стороны у него, например, апрель, а с другой – грёбаный апрель. И картинки соответствующие. Садится человек за стол, прислушивается к своему настроению и решает, что у него сейчас: апрель или грёбаный апрель, и соответствующей стороной к себе поворачивает. Сейчас я ищу типографию, которая всё это напечатает, не испоганив, и не за сумасшедшие деньги. Как только я найду, где печатать, и посчитаю стоимость календаря и доставки, я немедленно выложу информацию везде, где я есть – ВК, FB, жж и в Твиттере, и можно будет заказать прямо у меня и с доставкой.

Совсем недавно ты написала, что в Telegram появился твой фейк. Точнее фейк Космоножки (что в принципе одно и то же). Но там вроде бы все обошлось и, надеюсь, что этот инцидент не заставит тебя разочароваться в нашем уютном мессенджере. Спасибо тебе за интервью, буду рад тебя видеть среди читателей своего канала!

– Спасибо и тебе тоже. Это было хорошо!

«Картинка на случай, когда какой-то ноунейм пришел брать у тебя интервью»
«Картинка на случай, когда какой-то ноунейм пришел брать у тебя интервью»

Космоножка: ВКонтакте, FaceBook, Twitter

Подписаться на канал: "Люди, что вдохновляют"