Как привить ребенку привычку читать. Мои лайфхаки

10.02.2018

Привычка читать. Такая есть?

«Как ты приучила детей к книгам?»

Я слышу этот вопрос буквально от каждого, кому я рассказываю о наших отношениях к чтению и книгам.

И ответ всегда один:

«Никак. Мы к ним привыкли»

Под чтением я понимаю не механическое поглощение литературы по школьной программе или перечитывание дежурной книжки на ночь (не спорю, подобная практика тоже нужна и порой полезна). Но то чтение, которое обогащает и делает жизнь наполненной.

Дети, конечно, пока не понимают смысла, который я вкладываю в этот процесс. Да, и зачем? Это понимание придет к ним попозже, во взрослой жизни. Для них чтение – игра, способ взаимодействия с родителями, миром. Пусть пока так и остается.

Ниже о том, как путем нехитрых практик нам удалось внедрить одну из самых, на мой взгляд, полезных привычек – ПРИВЫЧКУ ЧИТАТЬ. Ведь правильно и вовремя привитая привычка может стать крепким фундаментом для развития других привычек и формирования ответственного образа жизни.

Как читать, если очень некогда

Когда у меня родилась первая дочка, я была еще студенткой. Приходилось читать и перечитывать кучу учебной литературы. На художественную времени не было. А на детскую художественную (сюжеты которой для маленького ребенка весьма ограничены, а для меня были попросту скучны) не было и желания.

Дело спасли детские (и не только, иногда это было что-то рокопопсовое) песенки и... стихи! Это был первый компромисс. Сама стихотворная форма историй «переключала» меня со сложных конструкций профессиональной литературы и нравилась дочке.

Мы быстро перешли с простых стишков, типа «Гуси, гуси, га-га-га» на стихи-истории, типа «В краю моем есть роща тихая одна, стоит над озером, вся в нем отражена». Рифма, ритм, звучание – все сошлось, и вопрос детского чтения на какое-то время был решен.

После подобной практики мы легко перепрыгнули на ступеньку выше: к длинным, сюжетным рассказам. Дочка могла слушать истории довольно долго, поскольку привыкла к длинным стихотворным строкам. К тому времени у меня появилось больше свободного времени, и я с удовольствием читала ей по 5-10 страниц. Второй компромисс, вуаля.

Не хочу сама!

С самостоятельным чтением вышла удивительная история. Я никак не могла придумать, как победить детскую упрямую лень читать самостоятельно. Нужна была серьезная и понятная ребенку причина, чтобы отвертеться от книги было невозможно. И я ее нашла. Все вышло, как это часто бывает, случайно. Как-то раз дочка провинилась и я сказала ей:

«Наказывать не буду, но ты должна САМА прочитать три страницы».

Невероятным образом три страницы книги, которые она не могла осилить, ссылаясь на неохоту, были не только прочитаны, но и пересказаны.

После следующего проступка я решила повторить эксперимент. Результат был таким же. В третий раз, не дожидаясь вердикта, она сама сказала мне:

«Пойду почитаю».

Мы обе рассмеялись, и на этом экспериментальные наказания чтением закончились. Проказничать она, конечно, не перестала. Но зато сам собой нашелся третий компромисс, на который пошли мы обе: никаких наказаний чтением, если она будет читать самостоятельно без всякого повода.

Сейчас дочка читает больше меня, в любых погодных и дорожных условиях, имеет «отлично» по языку и литературе и пишет короткие литературные заметки. Мне кажется, что это хороший результат для маленькой привычки.

Собственно хаки

Вот они:

читать то, что нравится и вам, и ребенку. Всегда есть варианты: атласы, карты, энциклопедии, смешинки, потешки – альтернатив классическим формам, типа сказок и стихов достаточно;

усложнять формат историй, даже есть книга имеет не соответствующую возрасту ребенка маркировку (предназначена для алышей постарше). Любую, даже самую замысловатую историю можно адаптировать: жестами, интонацией, игрой. Помните, что ребенок способен запоминать слово, услышав его дважды! Поэтому включение в детскую библиотеку книг посложнее даст возможность развивать словарный запас с самого раннего возраста;

вовлекаться в чтение, включаться в историю, становиться героями книг. Да-да, приходится быть улиткой, осьминогом и даже ножом! От двухчасового механического чтения будет такой же эффект как от двадцатиминутного «включенного». Ребенок будет благодарен за игру и внимание, а вы получите удовольствие от перевоплощения;

написать свою собственную книгу. Нет ничего лучше, чем история, придуманная мамой или папой! Я решила сделать своим детям новогодний подарок и сочинила собственную сказку «Эллис и Рождество». Поверьте, для ваших детей лучший автор – это вы, лучшая книга – написанная кем-то родным. А лучшим подарком для меня были горящие глаза детей, когда они впервые взяли в руки мою книгу. Она и ее продолжение изданы на английском языке, а в этом году вышли и на русском.

Как читать, если есть когда

К тому времени, как в нашей семье появилась младшая дочка, привычка читать затянула нас безвозвратно. Но малышу предстоял путь знакомства с книжным миром, а нас ждала ежедневная работа по воспитанию привычки.

Особого плана у меня не было. Единственное, что я решила точно: книги будут везде и должны быть разными. Начиная с полугода картонные книжки-малышки стали полноправными "жителями" ящика с игрушками. Я решила, что с раннего детства ребенок должен видеть книгу, трогать, листать, играть с ней. Казалось бы, делать банальные, простые вещи, но по факту – это и есть маленькие шаги навстречу привычке.

В этот раз я не экспериментировала с методами, зато серьезнее подошла к выбору книг, иллюстраций, организации пространства. Начну с последнего.

Пространство. Главным моим компромиссом (на этот раз с порядком в доме) стал девиз – КНИГА ВСЕГДА РЯДОМ. Поэтому книги у нас лежат везде, чтобы ребенок мог до них доползти, добежать, дотянуться. По сути, я не оставила ему выбора: пульт, родительский гаджет или книга. Потому что первые два устройства нужно сначала найти, а книга или под рукой или под подушкой всегда.

Иллюстрации. Дети, особенно маленькие, – визуалы. Им важна картинка, которая будет... любой. Главное, чтобы была яркой. Этим спекулируют многие издатели, предлагая книги с откровенно плохими художественными решениями (минимальная композиция, несоблюдение простых правил совместимости цветов, порой даже несоответствие картинки содержанию!).

Поэтому будьте внимательны к иллюстрациям. Даже не имея художественного образования и не разбираясь в цветах и оттенках, любой родитель способен визуально отличить хорошие иллюстрации от плохих. Чтобы не быть голословной, приведу пример подборки, сделанной российскими иллюстраторами «Лучшие иллюстрированный книги 2016 года».

Что касается наших нынешних предпочтений, то любимыми остаются книги с иллюстрациями:

Оливье Таллека (серия про Риту и Бублика, «Большой Волк, Маленький Волк»),

Евгения Антоненкова («Про Ежика и Медвежонка», «Чашка по-английски», «Умная собачка Соня»),

Сары Лундберг (серия книг про Виту),

Свена Нурдквиста.

Выбор. Тут без подсказки профессионалов обойтись сложно. Я ориентируюсь на подборки, составленные писателями и книжными блогерами (например, блог «Маленький читатель», сайт и книжная полка на Bookmate Андрея Жвалевского (подростковая литература), самими издательствами (например, «Настя и Никита» (там можно скачать пдф их книг), «Росмэн», «МИФ»).

Если читаете книги на английском, то смотрите подборки книжных премий (например, список награжденных Медалью Калдекотта или Ньюбери, подборки на Goodreads (к примеру, Best Christmas Holiday Books)) или книжных блогов (например, NoTimeForFlashCards.com или Boolino.com).

И все же основным критерием остается интерес ребенка, который настолько изменчивый, насколько постоянный. Поэтому нужно штудировать подборки и предлагать малышу понравившиеся книги.

И ещё хаки

Забирайте себе и внедряйте:

искать свой формат. Все дети разные: кому-то приглянется книжка-картонка, кому-то – женский журнал или повареная книга. Для формирования привычки все сойдет. Младшей дочке, например, не нравятся книги с пластиковыми глазами, но неожиданно полюбились толстые журналы, типа National Geographic и ОnAir, поэтому мы с удовольствием листаем их;

подмечать и поощрять. Здесь снова скажу про возраст. Дети очень пытливы и возрастная маркировка им ни о чем не говорит. Поэтому если они интересуются учебниками старшего ребенка или вашей книгой об информационном стиле, поддержите этот интерес, расскажите о книге, вместе полистайте ее, рассмотрите обложку;

К этим двум пунктам у меня ВАЖНАЯ ОГОВОРКА: издание не должно травмировать психику или наносить иной вред здоровью малыша! Поэтому выбирая литературу не по возрасту, прежде ознакомьтесь с ее содержанием сами.

чередовать способы активности, связанные с книгами. Чтобы книга, в которой мало картинок и/или нет наклеек или заданий, не ассоциировалась у малыша с чем-то скучным и неинтересным, стоит разграничивать непосредственно чтение (например, перед сном) и игру с обучением;

всегда брать с собой. Знакомая книга – это связь с домом, с привычным местом, в котором все понятно и спокойно. Поэтому книги в путешествии и в гостях – это не только развлечение или обучение, но и способ успокоить ребенка.

Если мягко, но настойчиво прививать привычку к чтению, то результат может быть приятно неожиданным. Как это произошло в нашей семье. Договоритесь с собой и ребенком о том, что лучше для каждого из вас обоих вместе. Смело идите на компромиссы! И читайте с удовольствием!