Дом который построил Геппенер

Торговый дом А. С. Хомякова

Москва,улица Петровка, д. 3, стр. 2

исторический доходный дом в Москве на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Петровка. Построен в 1900 году архитектором И. А. Ивановым-Шицем. Здание является редким сохранившимся памятником, выполненным в Москве в стилистике венского модерна.

Современное угловое здание построено в 1900 году по проекту И. А. Иванова-Шица в соавторстве с учителем М. К. Геппенером.

В 1931 году дом был надстроен двумя этажами. По своему градостроительному положению дом визуально замыкает центральную часть улицы. Первоначальный проект предполагал строительство более грандиозного сооружения, однако в натуре это выполнено не было. Фасад здания богато украшен скульптурными и декоративными деталями, заимствованными Ивановым-Шицем из языка греческой классики. Во внешнем облике доходного дома выделяются также большие окна и доминирующие членения, подчёркнутые использованием различных материалов,— камня, штукатурки и керамической плитки, что характерно для московского модерна. В целом стилистика здания определяется искусствоведами как «благородный „Style nouveau“ греческого типа a la Отто Вагнер». В композиции здания акцентирована его угловая часть, в которой устроен гранёный эркер со входом, увенчанным полуротондой во втором этаже, служащей, в свою очередь, балконом третьего этажа. Первоначально угловую и боковые части дома венчали мощные аттики, утерянные в ходе реконструкции. Надстройка здания значительно исказила его первоначальный облик и художественную целостность. Были утрачены и некоторые декоративные детали: металлический фриз углового эркера, декоративные вазы и парапеты над сандриками окон третьего этажа, маски женских голов в угловой части четвёртого этажа, львиные маски карниза и картуша. Частично сохранилась первоначальная отделка входного вестибюля со стороны Кузнецкого Моста. Планировка здания изначально предусматривала серию зальных помещений, легко приспосабливаемых для конторских или торговых целей. Первый этаж здания занимал банк Г. Волкова с сыновьями, на втором и третьем этажах находился мебельный отдел магазина «Мюр и Мерилиз», ряд других контор. Часть помещений сдавались под комфортабельные квартиры. К дому со стороны Петровки примыкает ещё одно принадлежавшее Хомяковым здание — построенный по проекту О. Бове главный дом усадьбы, в котором жил известный публицист, философ и математик А. С. Хомяков, которого посещали здесь А. С. Пушкин, А. Мицкевич, Н. В. Гоголь и другие. У Хомякова жили Н. М. Языков и Б. Н. Чичерин.

До постройки современного здания на этом месте стоял деревянный дом. Первый этаж дома занимали справочная контора, кондитерская Иости, перешедшая позднее к Люке, а затем к Дубле. Большой популярностью пользовались книжный магазин И. И. Глазунова, магазин редкостей и книг Г. Волкова с сыновьями и их банкирская контора, магазин и мастерская золотых дел мастера И. Фульда, магазины дамских мод и уборов Дарэанса, Равеля. В доме располагались дешёвые меблированные комнаты «Ницца» (позднее «Тулон»), где жили многие артисты Большого и Малого театров, в том числе, в середине 1890-х годов, Е. Д. Турчанинова. Здесь же размещался популярный в театральных кругах трактир «Щербаки». В 1891 году обширный земельный участок отошёл к внучатому племяннику и полному тёзке публициста — А. С. Хомякову. В 1898 году деревянный дом сгорел. Перед сгоревшим зданием находился треугольный участок, сильно сужавший Кузнецкий переулок. Городская дума попыталась выкупить его у Хомякова, однако последний за участок в 250 м² заломил немыслимую цену в 100 тыс. рублей. Хомяков огородил спорный участок железным забором и насадил там несколько кустиков, прозванных москвичами «Хомяковой рощей». Владельца участка остро критиковали в печати, в одном из изданий появилась карикатура: осёл с лицом Хомякова гуляет в роще. В конце концов после двенадцатилетней тяжбы и постановления Думы о принудительном отчуждении участка Хомяков согласился уступить его за 38,5 тыс. рублей, что также превышало его рыночную стоимость.

В советское время в здании размещались: трест «Текстильимпорт», Московское отделение здравоохранения (1920-е годы), затем Наркомвод СССР, Министерство речного флота РСФСР, Ассоциация советских международных автомобильных перевозчиков, Главное управление международных автомобильных сообщений (Совтрансавто). В разное время в доме жили: оперный певец Н. А. Шевелёв, артисты МХТ Л. М. Леонидов и М. П. Болдуман, исследователь и писатель В. А. Обручев. В этом доме снимались сцены комедии Э. Рязанова «Служебный роман»: именно здесь размещалось возглавляемое Калугиной (А. Фрейндлих) «Статистическое учреждение», в котором работали Новосельцев (А. Мягков), Самохвалов (О. Басилашвили), секретарша Верочка (Л. Ахеджакова) и другие персонажи фильма. В настоящее время большую часть здания занимает Федеральное агентство морского и речного транспорта. В доме находится также ресторан группы компаний А. Новикова «Большой». В 2008 году проведена реставрация фасада здания.

Инженерная станция

Москва,Верхние поля улица дома 39,43

Здание постройки до 1898 года

Одно из немногих сохранившихся старинных построек Люблинской станции аэрации – посёлка Люблинский.

Здание, как и соседнее, отреставрировано и частично перестроено.

Из-за того, что оба здания (дома 39 и 43) представляют историческую ценность, при прокладке нового участка ул. Перерва от ул. Верхние Поля до Краснодарской ул. его пришлось существенно заузить и сделать криволинейным, в противном случае здания пришлось бы снести.

Поселок Поля Орошения возник в конце ХIХ века к юго-востоку от Москвы при Люблинских фильтрационных полях.

архитектор Максим Карлович Геппенер

Москва Нижние поля улица,дом №27. Конюшни.

архитектор Геппенер

Геппенер Максим Карлович (1848-1924) – русский архитектор немецкого происхождения.

Архитектурное образование получил в 1869 г. в Германии на строительном отделении Политехникума в Карлсруэ. Через год, приехав в Россию, поступил в помощники к московскому архитектору А.С. Каминскому.

Позже, получив звание классного художника, был назначен архитектором Воспитательного дома, а в 1879-1893 гг. работал на той же должности в Николаевском сиротском приюте.

Среди зодчих модерна входил в немногочисленную группу старшего поколения.

Со второй половины 1900-х гг., являясь членом Технического Совета при Управе, Максим Карлович вел, главным образом, административную работу. А после 1914 г. совсем отошел от творческой деятельности.

Водонапорная башня архитектора Геппенера
Москва улица Нижние поля, д. 27 строение 12
Люблинские поля орошения
164 года назад родился архитектор Максим Карлович Геппенер, автор проектов многих социальных и промыш

Современные московские коммуникации до сих пор хранят следы работы этого талантливого архитектора. Максимилиан Карлович Геппенер принимал участие в создании фасадов зданий Рублевской водозаборной станции, водокачки в Мытищах, производственных корпусов Алексеевской насосной станции и Воробъевского резервуара. Сегодня можно увидеть объекты, которые были созданы по проектам Геппенера. Это здание насосной станции канализации у Крутицкого подворья, в котором теперь размещается механический цех управления канализации «Мосводоканала». Алексеевская насосная станция - теперь завод «Водоприбор». А Воробъевский резервуар чистой воды неподалеку от МГУ до наших дней не утратил своей работоспособности. Визитной карточкой М. К. Геппенера специалисты считают Крестовские водонапорные башни. В этих сооружениях лучше всего проявилось стремление архитектора придать красоту и возвышенность утилитарным сооружениям, призванным обслуживать нужды города. Башни находились недалеко от Рижского вокзала, были похожи на средневековую крепость и просматривались даже с Воробьевых гор. В Крестовских водонапорных башнях помимо резервуаров для воды находились учреждения московского водопровода и квартиры служащих. К сожалению, посмотреть на них сегодня нельзя, в 1939 году они были взорваны.

старое фото 1900
http://oldmos.ru/photo/view/99789

В 1892-1898 годах на территории, принадлежавшей казенному ведомству Красных лесов, за селом Люблино, на месте древнего Чагинского болота, были устроены гигантские очистные сооружения города - Люблинские поля фильтрации, занявшие более тысячи десятин земли (одна десятина - 1, 09 га). К ним отошли части наделов деревень Марьино, Батюнино, Курьяново. Летом 1898 года была задействована первая очередь очистных сооружений. Сюда начали закачивать сточные воды города. До этого нечистоты вывозились ассенизационными обозами на сады и огороды, сточные воды отводились в ручьи, реки и пруды без предварительной очистки.С конца 1980-х годов поля фильтрации стали засыпаться и застраиваться жилыми домами.

Москва Люблино улица Нижние поля дом № 29 строение 16

архитектор Максим Карлович Геппенер

К сожалению строние не попало в объект культурного наследия от 1997 года.Разрушается.

годы постройки приблизительно 1880-1900

Москва Нижние поля улица дом №15

Люблинские поля орошения. Здание технической конторы и квартир служащих

Дом №15, в стиле модерн, 1901 года постройки, сохранился, хотя в 1990-е гг. обезображен.

архитектор П.Павлов Геппенер

фото 1913-1914

http://oldmos.ru/photo/view/17436

1990 год фото

http://www.oldmos.ru/photoview/99785

Дом смотрителей и агронома

Москва Верхние поля улица дом №16

стиль модерн, архитектор М.Геппенер, 1901 год

Верхние поля улица (1959 год)

Названа по находившимся в этой местности верхним полям орошения Люблинской канализационной станции аэрации. В 1987 году в нее была включена улица «Моснефтекип».

Старые названия (частей улицы) : улица Нижние Поля, улица Мосвокстроя и Чагинское шоссе.

От улицы Нижние Поля до Московской кольцевой автомобильной дороги. Поселок Поля Орошения возник в конце ХIХ веке к юго-востоку от Москвы при Люблинских фильтрационных полях (полях орошения) под названием Московские Городские Поля Орошения.

Москва,Гороховский переулок,17
Евангелический приют для сирот (Школа акварели Сергея Андрияки).
Детский приют Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях (1888—1889, архитектор М. К. Геппенер). Начиная с 1999 года здание занимает Школа акварели Сергея Андрияки.
Готическое здание по адресу Гороховский переулок, 17 возвели в 1889 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера.
Здание двухэтажное, с полуподвалом. Выстроено из красного кирпича с декоративным вкраплением белого.
Левая часть строения, в которой располагается главный вход, спроектирована в виде шестигранного эркера и напоминает средневековую башенку, завершением которой является шпиль. В правой части здания находится сквозной проезд с улицы во двор. Второй этаж над этой аркой завершается изящным щипцовым фронтоном с установленным на нем флюгером.
В 1909 году к основному зданию была сделана пристройка в виде одноэтажного флигеля по проекту архитектора Артура Федоровича Карста. Спустя некоторое время это строение подняли еще на один этаж и органично вписали в архитектурные формы и декор, исполненные еще Геппенером.
Приют для сирот «Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях» организовало еще в 1862 году. Сначала воспитанники этого заведения размещались на Немецкой (ныне - Бауманской) улице в женской богадельне, а после, в 1887 году, были переведены в дом Якова Лерха в Гороховском переулке, 19.
В 1888 году Евангелическое общество выкупает участок земли по Гороховскому переулку, 17 и 5 июня этого же года подает прошение в Городскую управу города Москвы на снос имеющихся на участке строений и возведение приюта для сирот.
На торжества по случаю открытия, которое состоялось в 1889 году, в Евангелический приют прибыл сам князь и генерал-губернатор Москвы Владимир Андреевич Долгоруков, подчеркнув этим важность устройства в городе таких благотворительных заведений.
На полном содержании в сиротском приюте находилось одновременно порядка 40 детей. Сюда принимались дети от двух до восьми лет обоего пола, но обязательно евангелического исповедования. Помимо сирот, здесь могли получить кров и обеспечение даже дети из бедных семей, не только немецких, но и русских.
Интересен режим дня, по которому жили местные воспитанники. Так, подъем приходился на 7 часов утра. Через полтора часа - в половине девятого - детям давали молоко с хлебом. Далее, с 10 до 12 малышам преподавали грамоту и счет, после чего они отправлялись на обед. В 16 часов опять молоко, а затем прогулки по саду или занятия рукоделием. Отбой приходился на 8 часов вечера.
По достижении восьмилетнего возраста детишек устраивали в «Школу для бедных детей и сирот».
Благотворительное заведение находилось в этих стенах вплоть до 1915 года, когда после немецких погромов в Москве было принято решение о его закрытии.
В годы советской власти, в 1923 году здесь открыли «Детский дом для питания». В 1940 году сюда заселился Мособлпромсовет, а с 1972 одно из его подразделений - Архитектурно-планировочное управление.
До конца 1990-х годов здание занимали мастерские «Архитектурно-художественного фонда» и «Московский областной художественный фонд».
К 1999 году бывший Евангелический приют в Гороховском переулке, 17 отреставрировали силами Института «Спецпроектреставрация», после чего здесь начала работать школа акварели под руководством Сергея Андрияки. Помимо учебных классов, в здании разместили музейно-выставочный комплекс.

Полицейская пожарная часть с башней-каланчей в Сокольниках
Москва,Русаковская ул.,26к1, метро «Сокольники»
Архитектор: Геппенер
Архитектурный стиль:Модерн
Сокольническая полицейская пожарная часть с башней-каланчей (1881-1884гг., архитектор М.К.Геппенер), ныне пожарная часть №12.
В древней Москве, застроенной деревянными зданиями, пожары носили фатальный характер — от одной непогашенной свечи выгорала половина дворов.
Все население города несло «пожарную повинность», которая обязывала жителей вести ночное дежурство (по 1 человеку с 10 дворов), а в случае пожара жители округи должны были явиться на место пожара со своими ведрами, топорами, баграми.
В XVII веке за ликвидацию пожаров отвечал Земский приказ, которому подчинялось 200 служащих, составлявших пожарную команду. На Кремлевской стене дежурили сторожа, извещавшие о пожаре звоном колокола.
В 1804 году создана первая городская профессиональная пожарная команда, которая делилась на пожарные части, тогда же отменили «пожарную повинность». С конца XVIII века над зданиями полицейских частей, при которых помещались пожарные части, возводились башни-каланчи. (Слово каланча имеет татарское происхождение, в переводе с татарского обозначает вышку). Каланчи возвышались над окружающей 1-3 этажной застройкой, что позволяло быстро установить место пожара и оповестить о нем с помощью сигнала соседние части.
В верхней части каланчи располагалась обходная галерея, где круглосуточно дежурил пожарный-часовой, наблюдая за местностью вокруг. При пожаре вывешивались шар, флаг или фонарь, давался сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей.
Постройке каланчи в те времена придавалось огромное значение — на разработку ее проекта объявлялся архитектурный конкурс. Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части — вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Здание Полицейской-пожарной части в Сокольниках с пожарной каланчей и смотровой площадкой было выстроено в 1881-1884 гг. в самом начале улицы Стромынка, на Стромынской площади. Архитектор М. К. Геппенер. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и Пожарная часть (рота) № 12.
Реконструировано в 1999 году.
Башня-каланча пожарной части в Сокольниках, на сегодня единственное в Москве так хорошо сохранившееся здание пожарной части с изящной вышкой и обходной галереей, поддерживаемой ажурными кронштейнами. На шпиле пожарной каланчи восстановлены шары - знаки, рассказывающие другим пожарным частям о силе пожара.
В старину, на галерее, расположенной в верхней части Каланчи, круглосуточно дежурил пожарный, наблюдая за местностью поверх крыш домов. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал вниз в помещение дежурной команды, которая собиралась и выезжала в указанном им направлении в течение 2-3 минут, включая упряжку лошадей. Эта система сохранилась до самой революции, а на окраинах и несколько лет после нее, несмотря на наличие телефонной связи уже в 1900-х годах.

Москва Люблино улица Нижние

поля , д. 27 19бс2

.................

Здание постройки до 1898 года

архитектор Максим Карлович Геппенер

К сожалению строние не попало в объект культурного наследия от 1997 года.Разрушается.

Люблинские поля орошения

годы постройки приблизительно 1880-1900

Москва Люблино улица Нижние

поля , д. 27 19бс1

.................

Здание постройки до 1898 года

архитектор Максим Карлович Геппенер

К сожалению строние не попало в объект культурного наследия от 1997 года.Разрушается.

Люблинские поля орошения

годы постройки приблизительно 1880-1900

Завод Водоприбор
Москва,улица Новоалексеевская, дом 16с20
Проезд:Метро "Алексеевская"
Архитектор: Геппенер
Архитектурный стиль: модерн
Наверняка, многие Алексеевцы знают, что в нашем районе поблизости от Новоалексеевской улицы и 1-го Рижского переулка находится уникальный архитектурно-исторический ансамбль конца XIX века, состоящий из зданий бывшего приюта братьев Бахрушиных и зданий Алексеевской водоподъёмной станции (ныне завода «Водоприбор»). Часть исторических зданий Алексеевской водоподъемной станции (нынешнего завода Водоприбор) можно увидеть через старый забор с чугунными решетками вдоль Новоалексеевкой улицы. Они были построены в конце XIX века корифеем русской промышленной архитектуры М.К. Геппенером при реконструкции мытищинского водопровода. Алексеевская станция отвечала за перекачку воды из Мытищ в Крестовские башни, которые располагались на месте нынешнего Крестовского путепровода.
Цитата:
«… В Мытищах, в двух верстах от станции Ярославской железной дороги, была сооружена водоподъемная станция. Вода поднималась… из колодцев, заложенных на глубине 15 сажен, в машинное здание. Отсюда по трубам она поступала в Алексеевский резервуар, построенный на водоподъемной станции близ села Алексеевское, в двух верстах от Крестовской заставы. Отсюда вода перекачивается в водонапорные резервуары, заключенные в двух Крестовских башнях, а из этих башен с высоты 14 сажен над уровнем земли, вода поступает самотеком в городскую сеть труб»
Поблизости от Водоприбора, со стороны 1-го Рижского переулка, расположен комплекс зданий «Сиротского приюта имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных ». Он был заложен в 1896 году как детский приют для бедных и сирот православного вероисповедания. По проекту архитектора Карла Гиппиуса был выстроен детский городок, состоящий из шести отдельных домиков на 20-25 человек каждый. Центром приюта была церковь Живоначальной Троицы.
Сейчас в основных зданиях приюта размещается издательство «Мир», а небольшие постройки отданы арендаторам и бомжам. Многие здания находятся в полуразрушенном состоянии, незаконно пересраиваются. В июне 2012 года одно из зданий приюта сгорело вследствие поджога. Храму повезло чуть больше — его отдали церкви. В храме идут службы, и он постепенно восстанавливается. Между сбитой штукатуркой и осыпавшейся кладкой с чудом сохранившихся фресок проглядывают лики святых, некоторые из которых предположительно написаны рукой Васнецова.
Еще во время бурного прогресса лужковской строительной коммерциализации земель, судьба этого комплекса дореволюционной архитектуры начала вызывать у жителей близлежащих микрорайонов серьезное беспокойство. Из многих источников в район поступала информация о том, что городская власть имеет виды на коммерческую застройку данной территории. Но, до поры до времени, это были лишь слухи. Однако сейчас мы уже знаем точно — этим историческим зданиям угрожает уничтожение.
В конце прошлого года завод «Водоприбор», проработавший на этом месте 120 лет, фактически перестал существовать. Было объявлено о переносе производства в г. Малоярославец Калужской области. Хотя чуть раньше, в октябре 2012 года, Департамента земельных ресурсов Москвы продал Заводу Водоприбор земельный участок площадью 7.8 гектар, на котором находятся здания завода. Сделка прошла по существенно заниженной цене. При кадастровой стоимости земли в 468 млн рублей, город продал участок всего лишь за 94 млн. рублей. А всего месяц спустя предприятие вместе со зданиями и землей было выкуплено питерской компанией Эталон-Инвест, которая сразу же объявила, что собирается построить на месте завода гигантский жилой комплекс с подземным паркингом более чем на 2 000 квартир, общей площадью 140 тыс кв. метров. Чтобы построить такую махину, исторические здания завода, скорее всего, пойдут под снос. Строители не заинтересованы в их сохранении.
Но почему не спросили об этом нас, жителей? Что мы хотим видеть на месте завода «Водоприбор» и Бахрушинского приюта? Может быть лучше на этой территории сделать общественную зону с музейно-выставочный комплексом, спортивными и социальными объектами, которых так не хватает нашему району.
Выдержит ли наш район появление такого жилого гиганта, ведь никакое дополнительное строительство социальной и дорожной инфраструктуры в районе не планируется. Какой будет дополнительная нагрузка на дороги нашего района? Как увеличатся очереди в поликлиники, школы и детские садики?
Шанс спасти эти здания существует. Давайте постараемся его максимально использовать. Бахрушинский приют является памятником архитектуры регионального значения, а здания завода «Водоприбор» — заявленный памятник архитектуры. Нельзя допустить уничтожения этих удивительных объектов. Всех активных и неравнодушных жителей просим писать нам.
На просторах Интернета в ЖЖ нам попались фотографии зданий завода «Водоприбор», сделанные в октябре 2012 года. Даже не вериться, что скоро эти красивые здания могут снести! Это будет настоящее преступление!
Это здание было спроектировано Геппенером как запасной резервуар Алексеевской насосной станции и построено в 1890–1893 годах. После завершения модернизации Мытищинского водопровода на нем даже установили памятную доску из итальянского мрамора, украшенную золоченым гербом Москвы, которая не дожила до наших дней.

Казарма рабочих.

Москва,улица Нижние Поля, 21а

Здание постройки до 1898 года

архитектор Максим Карлович Геппенер

К сожалению строние не попало в объект культурного наследия от 1997 года.Разрушается.

Люблинские поля орошения

годы постройки приблизительно 1880-1900

Это дом 21а, сейчас там 1 отделение МОТОТРЭР ГИБДД ЮВАО!

Конюшни.

Москва Нижние поля улица,дом №27с4

Геппенер Максим Карлович (1848-1924) – русский архитектор немецкого происхождения.

Архитектурное образование получил в 1869 г. в Германии на строительном отделении Политехникума в Карлсруэ. Через год, приехав в Россию, поступил в помощники к московскому архитектору А.С. Каминскому.

Позже, получив звание классного художника, был назначен архитектором Воспитательного дома, а в 1879-1893 гг. работал на той же должности в Николаевском сиротском приюте.

Среди зодчих модерна входил в немногочисленную группу старшего поколения.

Со второй половины 1900-х гг., являясь членом Технического Совета при Управе, Максим Карлович вел, главным образом, административную работу. А после 1914 г. совсем отошел от творческой деятельности.

Геппенер, Максим Карлович варианты имени, встречающиеся в документах: Вильгельм-Эдуард Максимилиан Геппенер, Максимилиан Карлович Геппенер, или Гепнер, нем. Hoeppener) (4 июня 1848, Москва — 10 декабря 1924, Москва) — русский архитектор немецкого происхождения.

Важнейшие постройки М. К. Геппенера связаны с реконструкцией коммунального хозяйства, проектированием и строительством сооружений московского городского трамвая. Был автором проектов ряда зданий для различных учебных заведений.

Участие в перестройке доходного дома (1866, Москва, Трубниковский переулок, 15)[сн 3];
Перестройка главного дома городской усадьбы А. И. Ломова, И. П. Брашнина (1873, Москва, Малый Дровяной переулок, 5, стр. 1), объект культурного наследия регионального значения[12];
Особняк купца Ф. М. Наживина (1874, Москва, Садовническая улица, 19, к. 1);
Перестройка дома (1875, Москва, улица Покровка, 31);
Перестройка дома (1875, Москва, Воротниковский переулок, 12);
Колокольня Никольского единоверческого монастыря (1876—1879, Москва, Преображенский вал, 25);
Доходный дом (1878, Москва, Просвирин переулок, 2);
Пристройка башни к особняку Ф. Ф. Биркеля (1879, Москва, Верхняя Сыромятническая улица, 16), перестроен;
Перестройка доходного дома А. В. Андреева (1881, Москва, Брюсов переулок, 19);
Петровское реальное училище, совместно с К. Якоби (1881—1883, Таллин, проспект Эстонии, 6]);
Особняк (1884, Москва, Плотников переулок, 15);
Сокольнический полицейский дом (1884, Москва, Русаковская улица, 26), объект культурного наследия регионального значения[12];
Четвёртая московская женская гимназия (1886—1887, Москва, Садовая-Кудринская улица, 3);
Перестройка доходного дома (1887, Москва, Смоленский бульвар, 17, во дворе);
Церковь Троицы Живоначальной в Щурове (1887—1907, Коломна, Октябрьская улица, 3)[13];
Изменение фасада дома А. И. Рожновой (1888, Москва, Чистый переулок, 11);
Детский приют Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях (1888—1889, Москва, Гороховский переулок, 17), ныне — Школа акварели Сергея Андрияки;
Особняк Н. М. Титова (1890, Москва, Трубная улица, 26а, во дворе);
Крестовские водонапорные башни (1890—1893, Москва, у начала Ярославского шоссе на Крестовской заставе), разобраны в 1939 году;
Административный корпус Комиссаровского технического училища (1891—1892, Москва, Большая Садовая улица, 14, стр. 4), объект культурного наследия регионального значения[12];
Классный корпус Комиссаровского технического училища (1891—1892, Москва, Большая Садовая улица, 14, стр. 3)[14], объект культурного наследия регионального значения[12];
Проектирование и строительство сооружений Мытищинского водопровода (Мытищинская и Алексеевская водоподъемные станции, другие постройки) (1893—1890-е, Москва);
Перестройка главного дома и жилого флигеля со службами городской усадьбы К. А. Мейера (1894, Москва, переулок Чернышевского, 4, стр. 1, 2), выявленный объект культурного наследия[12];
Собственный особняк (1894, Москва, переулок Чернышевского, 8);
Особняк (1894, Москва, Поварская улица, 3), не сохранился;
Ксенинский приют (1895, Москва, Малый Козловский переулок, 1);
Оформление улиц между площадью Красные Ворота и Каланчёвским проездом к коронационным торжествам (1896, Москва), не сохранилось;
Городское начальное училище для девочек им. К. В. Капцовой (1896—1897, Москва, Леонтьевский переулок, 19/2 — Шведский тупик, 2/19);
Главная насосная станция (машинное здание, механический цех, жилой и административный корпус, ограда со сторожкой) (1896—1898, Москва, Саринский проезд, 13, стр. 1, 2, 4, 6), выявленный объект культурного наследия[12]; ныне — музей воды;
Строительство здания Императорского Московского инженерного училища путей сообщения по проекту И. С. Китнера (1897—1901, Москва, улица Образцова, 9);
Дом городских училищ имени Императора Александра II (1899—1890, Москва, Миусская площадь, 9), объект культурного наследия регионального значения[12]; ныне — Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева;
Проектирование и строительство сооружений московской трамвайной сети (1890-е, Москва);
Рублёвская водопроводная станция Москворецкого водопровода (1900—1903, близ с. Рублёво)[15];
Резервуар Москворецкого водопровода (1900—1903, Москва, Воробьёвы горы)[15];
Училищное здание (1902, Москва, Скорняжный переулок, 4);
Доходный дом А. С. Хомякова с парикмахерской «Базиль», совместно с И. А. Ивановым-Шицем (1902—1903, Москва, Кузнецкий Мост, 6, правая часть);
Перестройка Доходного дома Воронцовой — Евдокимова — Шориной, совместно с И. А. Ивановым-Шицем (1903, Москва, Кузнецкий Мост, 7/6/9), объект культурного наследия регионального значения[12];
Краснопрудная электрическая подстанция городских железных дорог, совместно с А. Ф. Мейснером (1904, Москва, Краснопрудная улица, 16);
Пожарная часть с каланчой (1900-е, Петровск);
Сокольническая электрическая подстанция городских железных дорог, совместно с А. Ф. Мейснером (1910, Москва, Вторая Боевская улица, 8);
Перестройка главного дома городской усадьбы П. А. Новикова — Н. В. Смольянинова — Л. М. Савелова, совместно с Н. Г. Фалеевым (1911, Москва, Трубниковский переулок, 15, стр. 1), объект культурного наследия регионального значения[12];
Конкурсный проект здания Московского купеческого собрания, совместно с И. А. Ивановым-Шицем (1914, Москва), 3-я премия, не осуществлён.
Строения бывшей Люблинской станции аэрации (1901, Москва, улица Верхние Поля), 16, 39, 43 корпус 1), улица Нижние Поля, 15)
Работал в Москве в Строительном совете городской управы. Главный архитектор коммунальных служб города в период их строительства при Н. А. Алексееве. Учитель и впоследствии соавтор И. А. Иванова-Шица.
Родился 4 [16] июня 1848 в Москве, в купеческой семье. Предположительно, учился в Петропавловском мужском училище при лютеранской церкви свв. Петра и Павла[1][сн 1]. Окончил Третью Московскую реальную гимназию[сн 2]. В 1865—1869 годах учился на строительном отделении Политехникума в Карлсруэ[1]. В годы учёбы приезжал в Москву, где выполнял незначительные архитектурные заказы[2]. В 1870 году участвовал в постройке здания музея и библиотеки в Бадене[2], предположительно, под руководством обербаурата Карла Йозефа Беркмюллера[1]. По возвращении в Москву в 1871 году Геппенер поступил в помощники к московскому архитектору А. С. Каминскому. В том же году получил от Императорской Академии художеств звание неклассного художника за выполненный им проект концертного зала[2][1].

В феврале 1876 года Геппенер был назначен архитектором Воспитательного дома. С июня 1877 года работал в Московской Городской Управе, сначала в должности младшего, а затем старшего члена Строительного Совета, члена Архитектурно-технического отдела Строительного отдела[3]; оставался членом Совета до 1913 года[4][5]. В качестве члена Строительного Совета участвовал в выполнении крупных городских заказов: проектировал сооружения Мытищинского водопровода, трамвайной сети, канализации, строил училища, приюты и гимназии[2]. В 1879—1893 годах служил архитектором Николаевского сиротского приюта и Александринского сиротского малолетнего училища. В 1879 году вступил в Московское архитектурное общество (МАО)[2][5].

В 1881—1895 годах Геппенер являлся членом училищного совета Училища для бедных детей и сирот Евангелических приходов. С 1894 по 1899 годы — архитектор Главного архива Министерства иностранных дел[6]. В 1898 году — архитектор Управления московских женских гимназий[5]. В начале 1890-x годов у Геппенера стажировался молодой И. А. Иванов-Шиц. Геппенер — соавтор Иванова-Шица по строительству доходного дома Хомякова на Кузнецком мосту и по конкурсным работам 1914 года[7]. В ноябре 1905 года М. К. Геппенер был избран председателем МАО, но уже в ноябре следующего года сложил с себя полномочия[8]. С 1913 года являлся членом Технического совета Московской городской управы, заведовал справочным столом. В 1914 году был избран почётным членом МАО[5].

После Октябрьской революции был сотрудником консультационного бюро Строительного отдела при Московском совете рабочих депутатов (с 1918 года); с 1921 года — сотрудником архитектурной секции Строительно-технического комитета и технического отдела (по совместительству)