Храмовый комплекс Рогожского кладбища

Год постройки:Между 1776 и 1813.
Адрес:Россия, город Москва, Рогожский поселок, дом 29.

Проезд:м. "Площадь Ильича", далее на трамвае №46,38 две остановки до остан."Рогожский торговый центр", далее до кладбища 15 минут пешком вдоль третьего кольца.

Храмы комплекса:

1. Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище

2. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище

3. Старообрядческая церковь Рождества Христова Рогожской общины

4. Церковь Воскресения Христова в колокольне Рогожской общины

Рогожская слобода (кладбище). Местность в Москве, на которой расположена старообрядческая митрополия Московская и всея Руси и современное Рогожское кладбище, издревле считалось одним из важнейших центров российского старообрядчества. Во время страшной чумы 1771 г. московские старообрядцы взяли на себя организацию противоэпидемических мероприятий, спасших город от полного вымирания. В память об этих событиях императрица Екатерина Великая даровала эту обширную территорию под организацию древлеправославного духовного центра и старообрядческого кладбища.

Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами. Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем в 1790 г. рядом с ним начато было сооружение по официальному наименованию - часовни, по сути же - огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. По обширности не было равного ему в Москве. Только один московский храм превосходит Покровскую церковь вместимостью - это храм Христа Спасителя. Но московским старообрядцам не дали закончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и редкостными по древности иконами. В конце XVIII - начале XIX в. территория Рогожского поселка занимала площадь более чем в 24 га.

Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.

В 1854 г. у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам, а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 г. С начала XIX в. Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец».

В начале XIX в. рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы возникло еще одно храмовое сооружение кладбища - зимняя каменная церковь во имя Рождества Христова. В этом храме собирались церковные Соборы. На них съезжалось древлеправославное духовенство, представители монастырей, делегаты от иногородних общин, попечители. Благодаря стараниям попечителей храмы были украшены не хуже кафедральных соборов древней Руси. Собранные несколькими поколениями иконы были превосходного старинного письма. В зимнее время служба проходила в храме Рожества Христова, а в летнее - в Покровском соборе. В двунадесятые праздники и так называемые царские дни служились «молебны соборные», то есть всеми священнослужителями, находившимися в тот момент на Рогожском. Крестные ходы проходили несколько раз в год. Для освящения воды существовал специально выкопанный пруд с обустроенным протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. На пруду была устроена деревянная иордань, в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным Уставом.

Особое значение Рогожское кладбище приобретает в середине XIX в., когда на его территории утверждается российский центр Белокриницкой иерархии. К концу XIX в. в Рогожском старообрядческом духовном центре находилось более 20 крупных зданий. С приходом советской власти все они, за исключением Покровского собора, были национализированы и переданы в собственность государства. За годы советской власти внешний облик старинного старообрядческого центра сильно изменился. Само кладбище было передано в ведение московских властей. Вскоре с территории некрополя были вывезены многие гранитные и мраморные памятники, которые впоследствии использовались на строительстве метрополитена. В этот период были утеряны старинные фамильные захоронения - на их месте появились новые, не имеющие отношения к старообрядчеству. Вместо резной каменной ограды появилась стена с колумбарием. Примерно в 70-е гг. XX в. были закопаны Рогожские пруды - комплекс естественных водоемов с проточной водой, уничтожена часовня «Иордань». На месте прудов построен стадион.

Часть зданий (преимущественно двухэтажные деревянные постройки) была снесена, другую часть государство использовало для своих нужд. Так, например, в здании Бугровской богадельни расположился детский приют, здание храма Рождества Христова долгое время служило складом, затем столовой. В Доме причта, по некоторым данным, располагались бани, что повлекло за собой серьезные повреждения этого исторического здания.

С середины 1990-х гг. государство стало поэтапно возвращать здания Церкви. 7 февраля 1995 г. было подписано постановление Правительства Москвы №102 «О передаче зданий и сооружений церковно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» XVII-XX вв. в безвозмездное и бессрочное пользование Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви». Однако предстояла большая работа по реставрации Рогожского культурно-исторического ансамбля, поскольку большинство переданных Церкви зданий находились в плачевном состоянии.

Календарь РПСЦ. 2010, с. 150-152.

История старообрядчества. РПСЦ. 2007, с. 20-21.

Храмы комплекса:

1. Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище

Год постройки:1776.
Архитектор:перестройка 1863-66 гг. - В.Н.Карнеев

Ещё в 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью, существующей поныне.Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Храм во имя Николая Чудотворца, сооруженный на средства московских купцов-старообрядцев. После того, как в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие, в 1854 году храм был передан единоверцам и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. Церковь была перестроена в русском стиле на средства купца Н. М. Алясина в 1866 г. по проекту архитектора Н. В. Карнеева. Заново была сооружена трехъярусная коло­кольня с шатровым завершением, на которую были подняты колокола общим весом 660 пудов, главный из них весил 360 пудов. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, - южный придел во имя Божией Матери "Троеручицы". В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1993 гг. Покровский придел был передан старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Главный храм и южный придел до 1960-х гг. числился единоверческим. В 1988 году единоверцам для совершения служб был предоставлен храм Михайловской слободы Московской области. Беглопоповцы в 1993 году выехали в церковь Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улице. Тогда же Храм Святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище был полностью передан Русской Православной Церкви. Начиная с 1970-х годов, церковь неоднократно реставрировалась как внутри, так и снаружи. В настоящее время храм имеет главный престол свт. Николая, приделы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского. При храме действует воскресная школа и библиотека. С запада от Никольского храма находится соединённый с ним крытым переходом дом московского старообрядческого архиепископа.


2. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище

Год постройки:Между 1790 и 1792.
Архитектор:М.Ф.Казаков
Адрес:г. Москва, ул. Рогожский поселок, д.29

Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим М.Ф. Казаковым в стиле классицизм, долгое время являлся самым большим в Москве.

Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся.

Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по старинному хороший хор певчих». При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена.

В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. А после смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, на нем лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища не прекращались богослужения, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой). Службы велись здесь и во время войны.

В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. В 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. С 1863 года и по настоящее время в храме находится кафедра предстоятеля староорбядцев Белокриницкого согласия.

Более подробно об истории Рогожской слободы - духовного и административного центра РПСЦ - можно прочитать в статье Д.А. Урушева "У Рогожской заставы" и книге Макарова "Очерк истории Рогожского кладбища в Москве".


3. Старообрядческая церковь Рождества Христова Рогожской общины

Год постройки:1804.
Архитектор:И. Д. Жуков
Адрес:Россия, г.Москва, Рогожский пос., 1а/29

Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова

Рогожский посёлок ул., 29, стр. 2

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.

Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных придела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила. Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня.

В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.

С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания.

В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов. В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.

Храм был превращён в столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище. В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разметил здесь базу игральных автоматов.

Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания середины XIX века. В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника. В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной Старообрядческой Церкви.

25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет. 2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров. 24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.


4. Церковь Воскресения Христова в колокольне Рогожской общины

Год постройки:Между 1908 и 1913.
Архитектор:Горностаев Ф. Ф.
Адрес:г. Москва, Рогожский поселок, д.29

Воскресенская церковь-колокольня на Рогожском кладбище

Архитектором храма был Ф.Ф. Горностаев (кроме того, известнейший историк русского зодчества). Высота сооружения около 80 метров, самый большой колокол весил 1000 пудов (больше 16 т). На фасаде колокольни красовались рельефные изображения райских птиц и неясыти (пеликана), кормящего птенцов своей кровью. В основании колокольни располагался небольшой Воскресенский храм. Интерьер его украшала роспись в новгородском стиле XVI века, его иконостас состоял из древних икон. На втором ярусе располагалось книгохранилище.

В 1933 г. Воскресенский храм был закрыт. Его книги и рукописи отправили в ленинскую библиотеку, а большинство колоколов — на переплавку. В здании устроили склад.

Во время войны было решено взорвать колокольню, чтобы она не привлекла внимание немецкой артиллерии. Заложили взрывчатку, произошёл взрыв, но здание устояло. Лишь трещина возникла по всей его длине. Местами она видна и сегодня. После войны храм-колокольню передали Архиепископии. Храм вскоре восстановили, сделали к нему пристройку и освятили во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1990 г. на колокольню вновь водрузили огромный колокол (он сохранился во МХАТе). В 2000-х гг. проводилась реставрация её фасадов.

В декабре 2013 г. на главках храма установили отреставрированные кресты, торжественно освящённые митрополитом Корнилием. 1 февраля 2015 г. освятили колокольню во имя Воскресения Христова. Сейчас здесь работает архив древних книг, открытый для всех, желающих познакомиться с историей древлеправославия (старообрядчества). Сегодня Покровский собор и Воскресенская колокольня — объекты культурного наследия федерального значения.

Другие постройки Храмового комплекса:

5. Контора-гостиница (XIX в.)


6. Богадельня (XIX в.)
7. Дом причта


8. Дом причта

Контора-гостиница (XIX в.)


9. Богадельня (XIX в.)
10. Резиденция старообрядческой митрополии (начало XX в.)


11. Хозяйственная постройка
12. Пруды


13. Иордань на пруду


14. Ворота

Часовня на территории храмового комплекса