Ландшафтный парк Царицыно

Адрес музея: 115569, Москва, улица Дольская, д. 1
м.Царицыно, выход под мост
Бирюлевский дендропарк - м.Царицыно, на авт. 203, 245, от м.Кантемировская на трол.11, 82.
Борисовский пруд - м.Каширская, трол.71, авт.275.

Главный вход в музей-заповедник «Царицыно» Парадные ворота главного входа в музей-заповедник «Царицыно» сооружены в 2007-м году. Рядом Визит-центр музея-заповедника «Царицыно» у ст.м./ж.д. ст./ «Царицыно».

Сооружён в 2007 году.

На 2008-й год запланировано сооружение здания второго визит-центра, у входа от ст.м. «Орехово».

Дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.
Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное


Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков


Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.


Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного[зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой.


Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамбле.


Местность, ставшая впоследствии Царицыном, известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское.

Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако в 1982 году при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых.

В период Смутного времени постройки Ирины Годуновой были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.


В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых,

Михаила Фёдоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну (сыну князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи.

Музей-заповедник Царицыно»


Пейзажный парк ансамбля "Царицыно" был создан в последней трети XVIII-первой четверти XIX в. на месте регулярных увеселительного и плодовых садов усадьбы Черная Грязь,заповедных рощ по берегам Царицынского (Верхнего) пруда. В конце XVIII- первой половине XIX в. в садово-парковый комплекс входили также оранжерейное хозяйство и обширные воздушные сады за оврагом. Площадь правобережной части парка, наиболее ценной и хорошо сохранившейся, составляет на настоящий момент около 42 га.


Начало пейзажному английскому парку было положено в 1784 после приезда в Царицыно специально приглашенного садового мастера Френсиса Рида, по "апробованному" проекту которого началось постепенное преобразование территории. Рид работал в Царицыне до своей смерти в 1799 и создал новую композиционную структуру пейзажного парка. Он объединил прогулочными маршрутами разнообразные участки, живописные видовые точки и перспективы. Рид также включил в новую планировку парка несколько старинных регулярных аллей-проспектов, сохранил участок партера и боскетов у Большого дворца.


Природно-исторический парк "Царицыно" расположен между московскими районами Царицыно, Бирюлево Восточное и Орехово-Борисово Южное. На этой ООПТ находятся более 80 организаций. Наиболее известная среди них - Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно".
Весь Царицынский парк занимает площадь свыше 100 гектаров – от района Царицына до города Видное.


Как проехать:
Долина реки Язвенки - м.Орехово.
Царицынские пруды, Бирюлевский лесопарк - м.Царицыно, выход под мост
Бирюлевский дендропарк - м.Царицыно, на авт. 203, 245, от м.Кантемировская на трол.11, 82.
Борисовский пруд - м.Каширская, трол.71, авт.275

Музей-заповедник Царицыно – Усадьба и парк
В 1775 году В.И. Баженов получил задание от Екатерины II – построить подмосковную царскую резиденцию в усадьбе «Черная грязь», которая вскоре получила имя - Царицыно. Древнерусский зодчий решил отступить от классического стиля и создать единую композицию с использованием живописной асимметрии различных зданий. Строительство затянулось на годы, поскольку с отъездом двора в Петербург деньги перестали выделяться. Построенные В. Баженовым корпуса дворцовой усадьбы стали ветшать. Через 10 лет Екатерина отстранила зодчего от работы и поручила построить Дворец Михаилу Казакову. Созданный зодчим Дворец был разрушен. М. Казаков постарался сохранить многое из проекта В. Баженова. В результате был создан компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее “готическим” декоративным убранством. Благодаря этому, Царицынский дворец является единственным в Европе дворцовым комплексом, построенным в стиле «псевдоготики» или «русской готики». Однако мечта Екатерины так и не сбылась - дворец не был при ее жизни достроен. После ее смерти в 1797 году строительство прекратилось. Только в 21 веке Дворец и весь ансамбль были восстановлен.

В.И. Баженовым в 1776-1778 гг. были также построены Оперный дом – Средний дворец и Малый дворец, предназначенные для императрицы Екатерины II. Малый дворец, - самый маленький из трёх дворцов императрицы Екатерины II. Его называют еще полуциркульным по очертанию небольшой полукруглой площадки, на вершине которой он располагался. Малый дворец находится напротив западного фасада Большого дворца, на главной аллее. Средний дворец расположен между Малым дворцом и Фигурными воротами, ведущими в парк. Название Оперный дом он получил позже, в 1804 году, когда хотели его использовать для концертов и музыкальных вечеров. Хлебный дом также называют Кухонным корпусом. Он был предназначен для хранения продуктов. Здесь должны были располагаться кухни, кладовые и помещения для служителей. Строительство было начато в 1784-1785 гг. архитектором В.И. Баженовым. но до конца не было завершено.

Одно из строений сохранившееся до наших дней, - галерея Миловид с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И.В. Еготовым. В 1805 году им же была построена восьмиколонная беседка Золотой сноп (Храм Цереры), в центре которой установлена статуя древнеримской богини плодородия Цереры. Первое название – Золотой сноп беседка получила по снопу, украшающему ее крышу. На южном острове верхнего Царицынского пруда установлена арка, которую называют Русалкины ворота. От Русалкиных ворот открывается вид на павильон Нерастанкино, находящийся на высоком берегу. Этот павильон также сооружен архитектором И.В. Еготовым. Недалеко от него можно видеть восстановленный грот. Церковь во имя Иконы Божией Матери была построена в 1722 году на месте деревянной церкви. Отдельно стоит крестильная изба. По красочному фигурному мосту в виде арки можно прогуляться.
Рядом с дворцовым ансамблем раскинулся пейзажный парк начала XIX века. Верхний Царицынский пруд образует вместе с Шипиловским и Борисовским самый большой в столице каскад прудов. Работает конный двор, где можно покататься на пони, на лошади. На другой стороне пруда есть горки и турники, канаты и кольца и другие спортивные сооружения. Приятно то, что в парке устроены дорожки и есть скамейки для отдыха. Работает лодочная станция.

Фундамент Камер-юнфарского корпуса

На территории музея-заповедника «Царицыно» расположено немало ценнейших историко-архитектурных объектов, некоторые из которых, к сожалению, дошли до нас только в частичном виде. К таковым относится и фундамент Камер-юнфарского корпуса.

Это здание было построено по проекту известного архитектора В.И. Баженова для горничных или, на тогдашний лад, камер-юнфар Екатерины II в 1776-1778 годах. У императрицы было несколько таких приближенных дам, которые должны были прислуживать ей в любое время дня и ночи и по очереди находиться в ее покоях. Свободное от дежурства время камер-юнфары проводили в специально построенном для них корпусе, расположенном в непосредственной близости от дворца.

В 1795 году корпус был разобран в связи с новым строительством, а в 2006-2007 годах его фундамент музеефицирован.

Фундаменты и фрагменты стен Большого (Четвертого) Кавалерского корпуса.

1782-1784 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Большой Кавалерский корпус был одним из главных зданий

первоначального дворцового ансамбля Царицыно.

Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II.

Фигурный мост
построен архитектором В.И.Баженовым в 1776-1778 году.
въезд в усадьбу Царицыно

Название «Фигурный мост» принадлежит самому В.И. Баженову и указывает на изощренный декор этого сооружения из красного кирпича и белого камня. По верху мост выглядит нарядной галереей, входы в которую торжественно оформляют парные полубашни с нишами. Трудно даже перечислить все оригинальные украшения Фигурного моста. Тут и зубцы «ласточкин хвост» (как на стенах Московского Кремля), и разные колонки, и пирамидки – обелиски, и множество прочих резных «фигур». Кажется, что зодчий применил все богатство геометрических форм линий! Воинственно – брутальные детали сочетаются с прихотливыми композициями, очаровывающими своей по – девичьи жеманной манерностью…
Среди русских зодчих XVIII века Баженов не имел себе равных по изобретательности и виртуозности в соединении разнообразных пластических элементов. Массивная крепостная конструкция и пышный наряд Фигурного моста создают вместе необыкновенно увлекательный архитектурный образ. Достаточно уже одной этой постройки, чтобы отнести дворцовый ансамбль Баженова в Царицыне к шедеврам русского зодчества XVIII века.

Кавалерский первый корпус


Москва,Царицыно,Дольская улица,
Кавалерский первый корпус, одноэтажный павильон, часть Баженова архитектурного ансамбля в Царицыне. Построен В. И. Баженовым в1784–1785 на берегу Большого оврага или, как написал архитектор в одном из донесений, «блис кухонь, к самому тут находящемуся рву». Массивность Кухонного корпуса подчёркивала малые размеры здания. Как и два других нынешних кавалерских корпуса, получил своё название в 1947 при паспортизации сооружений ансамбля. Баженов называл его и соседний восьмигранный Кавалерский Второй корпус «малыми домиками» или «домами», «последними» из числа возводившихся по утверждённому Генеральному плану села Царицына 1776. Назначение корпусов-домиков не было определено точно. В экспликации к несохранившемуся Генеральному плану начала 1779 один из них (под литерой «О») архитектор обозначил как «Дом для официантов» (какой именно — не ясно, но принято считать, что восьмигранный, который в переписке упоминался первым), другой (под литерой «S») — «Дом неизвестной». Первоначально В. И. Баженов ориентировал дом на заовражную часть ансамбля, формируя второй «генеральный фасад» Царицына со стороны въезда по Каширской дороге (см. ст. Дороги Черногрязской вотчины). Затем, в процессе строительства, изменил ситуацию, развернув дом на 180˚ и обратив его вход к центру и главным дворцам. Функциональное назначение здания было менее важно для архитектора, чем его местоположение в общей структуре ансамбля.
В плане здание имело форму «уголка» или квадрата, из которого вынута четвёртая часть. Длина каждой из двух длинных сторон 17,35 м., боковых торцов — 8,72 м., высота по максимальной точке 10,6 м.

Первый Кавалерский корпус, единственный среди баженовских зданий в Царицыне, не имел сводов и купольного покрытия, а его окна имели не стрельчатую, как показал архитектор на панораме Царицына в 1776, а прямоугольную форму. Масштаб окон увеличен введением второго ряда «лежачих» оконных проёмов. Вход размещён на диагональной оси, во внутренней части «угла». На фасаде он отмечен четырёхколонным неглубоким портиком и высоким декоративным фронтоном, которые акцентируют сравнительно сдержанный белокаменный декор дома: прямые наличники окон, карнизы и аркатурно-колончатый ажурный парапет, обегающий по верху здания. Вертикали гранёных белокаменных тяг, врезанных в красный кирпич парных колонн, фланкирующих вход, зрительно утверждают вертикальный строй портика. Фигурный фронтон, выполненный по аналогии с северным и южным фронтонами Второго Кавалерского корпуса, имеет в основании волюты, в завершении —пирамидки, внутри — полусферу с лучами, звёздами и «листьями».

Внутри здание имеет три комнаты: центральную угловую, к которой примыкают две боковых. Между собой комнаты последовательно соединены и образуют анфиладу по внешнему контуру «угла». Кроме того, комнаты снабжены входами из вестибюля и коридоров, расположенных вдоль фасада корпуса.

На протяжении XIX в. здание Первого Кавалерского корпуса практически не использовалось и постепенно ветшало; были утрачены кровля, полы, печи, дверные и оконные рамы.

В 1872 титулярный советник П. В. Домбровский взял корпус в арендупод дачу (по реестру Удельного ведомства — оброчная статья № 173). Согласно договору, он не имел права «изменять наружной архитектуры» и «уничтожать внутри стены». В 1883–1896 здание арендовал московский купец 2-й гильдии, потомственный почётный гражданин Аршак Бакшиевич Халатов (1847–?). При нём оно было значительно перестроено. В 1896–1901 корпус и прилежащий к нему земельный участок (0,6 га) служили дачей для учёного-нумизмата А. В. Орешникова и его семьи (см. ст. В. А. Зайцева). Опись, составленная в 1902, зафиксировала сделанные двумя последними арендаторами «приспособления для жилья», изменившие внешний вид и интерьеры здания. Оно стало трёхэтажным. К корпусу были пристроены две крытые железом деревянные террасы на столбах. На первом этаже по-прежнему было три комнаты, но из коридора наверх вели две лестницы. В одной из комнат, называемой «залой», был устроен камин; в другой, приспособленной под кухню, — сложена русская печь. Высота помещений первого этажа составляла 2,7 м., второго и третьего, сходных по планировке, — 2, 6 м. На участке, окружённом забором, росли сосны, лиственницы, дубы, березы, тополи, липы, осины, черёмуха и другие.

В 1902–1904 здание и земельный участок находились в аренде у титулярного советника П. Г. Поллака. С 1 января 1905 корпус «находился в хозяйственном заведовании», т.к. желающих арендовать его не было, несмотря на двукратно назначаемые торги.

С 1 января 1906 здание на 36 лет взяли в совместную аренду А. Е. Крутовский и А. И. Виноградов, предполагавшие провести в корпусе «внутреннюю капитальную отделку» для устройства меблированных комнат. После пожара в январе 1909, в результате которого внутренняя отделка здания и все деревянные пристройки к нему сгорели, единоличным арендатором стал А. Е. Крутовский, обязавшийся восстановить корпус в течение года. Он предложил свой проект перестройки, предполагавший увеличение его в высоту до 9,8 метров, что обеспечивало устройство полноценных второго и третьего этажей. Мнение удельного архитектора В. Шеймана было положительным: «В художественном отношении строение это интереса не имеет, за исключением плана своего, который остаётся без изменения, и портика над входом, который должен быть непременно сохранён в целости и только приведён в порядок после пожара». Крутовский закончил перестройку корпуса к 1911. В результате количество комнат увеличилось до 23. Главное управление уделов, выдавая «вынужденное» разрешение, отмечало «крайнюю нежелательность искажения надстройками старинных зданий». В случае ремонта или восстановления зданий, имеющих художественное или историческое значение, «следует на будущее время избегать изменения пропорций фасада, как это имело место в настоящем случае, так как перерезанные новыми окнами (второго этажа — ред.) карнизы и непомерно высокий парапет, маскирующий третий этаж, нарушают общую пропорцию и характер здания». В 1911–1921 в корпусе находились меблированные комнаты, сдаваемые Крутовским на летний период в аренду дачникам.

Весной 1921 здание занял Ленинский Совет рабочих и крестьянских депутатов (в результате чего оно получило название Дом Советов), с намерением приспособить его для круглогодичного использования: необходимо было утеплить стены и двери, сделать 87 зимних рам. Однако уже осенью совет был вынужден вернуться в своё прежнее помещение — Смотрительский дом, т.к. работы по утеплению произведены не были. В 1922–1932 в здании находился детский дом, в котором жили дети из пострадавших от голода районов Поволжья. В 1932 корпус был вновь перестроен для исполкома Ленинского районного совета. Перед его входом была разбита клумба и установлен памятник В. И. Ленину. С 1960-х гг. в нём размещалась детская музыкальная школа.

Большой мост через овраг


Большой мост через овраг — одно из главных сооружений царицынского архитектурного ансамбля. Он строился архитектором В. И. Баженовым в 1778−1779, 1784−1785 годах. Достаточно массивный, мост кажется легким благодаря арочным пролётам: большим — у основания, мелким — в верхней части. Центральная часть боковых стен с тремя стрельчатыми арками, пучками полуколонн и ажурными проемами-розеттами напоминает фасады старинных католических соборов.
По замыслу архитектора, Большой мост должен был соединять дворцовую часть ансамбля с заовражной, где предполагалось построить конюшни, а также с Каширской дорогой, связывавшей Царицыно с Москвой.
Еще в начале работ, когда начали рыть рвы, «открылось множество ключей», бьющих на склонах оврага, и строителям пришлось забивать в землю сваи. В 1779 году работы прекратились (из-за нехватки денег) и возобновились лишь через пять лет. Однако совсем скоро, в июне 1785 года, императрица отстранила В. И. Баженова от строительства своей резиденции и постройка осталась незавершённой.
В начале XIX века были достроены боковые части моста, сделано покрытие проезда и выполнен кирпичный парапет с башенками-столбами (под руководством архитектора И. В. Еготова). В конце XIX века через мост проходила дорога, соединившая железнодорожную станцию с селом Царицыным и Каширским шоссе. С конца XIX века и до 1975 года Большой мост служил частью Царицынского шоссе, связывавшего Царицыно с Москвой, а во время Великой Отечественной войны по нему проезжали танки и другой тяжёлый транспорт, в результате чего мост довольно сильно пострадал. К началу 1980-х годов обрушились проезды над арками, почти полностью был утрачен парапет и многие декоративные элементы. Реставрация 1985–1995 1986−1992, а также 2007 годов позволила восстановить облик Большого моста начала XIX века.

Парк Царицыно. Фонтан.


Светомузыкальный фонтан - главная достопримечательность парка Царицыно.
Этот необычный "источник влаги", изменяющий направление, подсветку и силу струй под музыку, открылся в 2007 году ко Дню города. Всего в его репертуаре фонтана четыре композиции: помимо "Вальса цветов" и "Марш" Чайковского, еще две - на мелодии французского композитора Поля Мориа.
Сердцем фонтана в Царицыно стали насосы Grundfos Компания Grundfos – один из крупнейших мировых производителей насосного оборудования – стала поставщиком насосов для светомузыкального фонтана, который начал свою работу в День города в московском парке "Царицыно". В конструкции фонтана применены 82 насоса Grundfos серии SP различной мощности (от 7 до 45 кВт) и производительности. Встроенные частотные преобразователи позволяют точно контролировать напор, изменяя высоту струй, а также сократить энергопотребление. Для диспетчеризации работы фонтана использовались шкафы управления Grundfos.
Работа фонтана в Царицыно осуществлятся с помощью компьютера. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 м и будет точно соответствовать светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 м2, а глубина воды 1,2–1,5 м. Световые эффекты обеспечат 2583 подводных светильника. "Перед нами стояла сложная задача, – комментирует Александр Харихин, начальник проектно-инженерного отдела компании "Эдлайн", разработавшей техническое и программное обеспечение объекта, - Царицынский фонтан, по сути, единственный светомузыкальный фонтан, возведенный в естественном водоеме, в исторической зоне.

Большая плотина между Верхним и Средним прудами


Москва,Царицыно
метро "Царицыно"
Крупнейшая из сохранившихся исторических плотин Царицына. Она построена по проекту К.И. Бланка (1728 – 1793) – одного из ведущих московских зодчих второй половины XVIII века и строителя здания Воспитательного дома близ Кремля. Именно по этой плотине прокладывался в конце XVIII веке новый «царицынский проспект» от дворцовой резиденции Екатерины Второй до села Коломенского. По ней же теперь проходит главная аллея музея-заповедника, соединяющая метро «Царицыно» с центральной частью ансамбля.
Со стороны Верхнего пруда плотина интересна своим инженерным устройством. Со стороны же Среднего пруда она впечатляет лирическим образом довольно стройного по пропорциям трехарочного моста. С проезжей части плотины открываются роскошные виды на оба пруда и дворцовые постройки XVII века. Поблизости, на берегу пруда, расположился краснокирпичный домик смотрителя плотины.
Царицынская плотина реконструирована в 2006-2007 гг. с сохранением части старинных конструкций при применении новейших технологий и материалов.
В XVII – XVIII веках царицынские пруды имели множество плотин – больших и малых. На некоторых из них до начала XX века действовали мукомольные мельницы. В царствование Екатерины Второй деревянные сооружения были заменены каменными, что в те времена считалось признаком богатства и истинно царского статуса усадьбы.

Добавлено 11.09.2017. Доступно всем

Скульптуры Сфинксов
Москва,Царицыно,Верхний пруд
метро "Царицыно"

Видео https://www.youtube.com/watch?v=rA46r-UKhG4

В начале XIX века по береговой дорожке вокруг Верхнего пруда было сооружено множество белокаменных мостиков через овраги и водные протоки, а также десяток пристаней для прогулочных лодок. Самая большая пристань на мысу напротив острова близ Царицынской плотины была украшена скульптурами сфинксов.

Верхний пруд образовался в середине XVII века после сооружения плотин на речках Городня (Городенка), Язвенка и Черепишка. К середине XVIII столетия этот пруд украсился несколькими насыпными островами с порослью деревьев и кустарников. Они были нужны для разведения водоплавающих птиц, а заодно нарядно декорировали водную гладь. Самый большой такой остров красуется посредине широкого разлива пруда у Царицынской плотины. Рукотворная густая рощица на нем выглядит чрезвычайно живописно.
Царицынский пруд, Черногрязский пруд, с начала XIX века - Английский пруд.

Фундаменты и фрагменты стен Большого (Второго) Кавалерского корпуса.

1782-1784 гг. Архитектор В. И. Баженов.

Большой Кавалерский корпус был одним из главных зданий

первоначального дворцового ансамбля Царицыно.

Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II.

Разобран в 1795 году в связи со строительством Большого Дворца.

Фундаменты музицированы в 2006-2007 году.

Большой дворец. Царицыно.
Большой дворец


Москва,Царицыно,Воздушная улица, 1к6
метро "Царицыно"
Большой дворец для императрицы Екатерины Второй строился М. Ф. Казаковым в 1786-1796 годах на месте трех дворцов-павильонов, построенных ранее В. И. Баженовым и снесенных по ее повелению.


Прошло более полугода после осмотра Екатериной II царицынских дворцов, прежде чем был утверждён новый проект дворцовой застройки. Матвеем Казаковым к 1786 году был подготовлен проект Большого дворца и одобрен императрицей.
Выбор Матвея Казакова в качестве главного архитектора переделки Царицына не был случайным. Во время своего памятного визита в Москву Екатерина Великая осматривала другие казаковские постройки, например, Сенатский дворец, который ее привел в восхищение.
Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века. Вместе с тем проект нового дворца по планировке и архитектурно-пространственным характеристикам входил в противоречие с уже сформированной В. И. Баженовым структурой усадьбы Царицыно. Прошло десять лет с момента закладки усадьбы, и за это время классицизм набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры; изменились также вкусы и потребности императрицы. Новые подходы к формированию главного дома усадьбы конца XVIII века диктовали и новые решения в архитектуре здания: так, дворец приобрёл трехчастное деление, характерное для классицизма, и монументальные пропорции. Здание имеет трехчастную структуру. В трехэтажной центральной части дворца предусматривались вестибюль и парадные залы, соединенные галереями с двухэтажными боковыми частями, квадратными в плане. Они отводились под жилые и служебные помещения. В западной части (ближе к прудам) планировались покои самой императрицы, а в восточной (расположенной ближе к Хлебному дому) – апартаменты ее сына - цесаревича Павла Петровича и его семейства.
Парадные входы по обеим сторонам центральной части здания оформлены высокими портиками и балконами на третьем этаже.
Готический стиль дворца приобрел более выраженный характер благодаря восьми башням с шатрами.

Видео https://www.youtube.com/watch?v=GClspr7-tUc

Второй Кавалерский корпус


Кавалерский второй корпус («Восьмигранник»), одноэтажный павильон, часть Баженова архитектурного ансамбля в Царицыне. Построен В. И. Баженовым в 1784‒1785 рядом с церковью во имя Иконы Пресвятой Богородицы Живоносный источник. В. И. Баженов писал в своих донесениях о нём и о Кавалерском Первом корпусе как о двух «малых домиках» «по церковному берегу» или рву, «последних» из числа возводившихся по утверждённому Генеральному плану 1775‒1776. Архитектор определял его местоположение в ансамбле «против Кавалерского корпуса» (в настоящее время сохранились его фундаменты; см. ст. Кавалерский Большой корпус). Современное название «Восьмигранник» или Второй Кавалерский корпус получил при паспортизации сооружений ансамбля в 1947.
На возможное назначение Второго Кавалерского корпуса указывает экспликация к несохранившемуся Генеральному плану села Царицына начала 1779, в которой под литерой «О» назван «Дом для официантов». Первый и Второй Кавалерские корпуса возводились одновременно с Кухонным корпусом и являлись важным звеном в цепи построек, расположенных вдоль «церковного оврага». По замыслу архитектора они создавали «второй фасад» или вторую панораму Царицына, открывавшуюся при въезде в усадьбу по Каширской дороге (см. ст. Дороги Черногрязской вотчины). Оба здания строились спешно и были вчерне закончены за летний сезон 1784. К следующему сезону оставалось доделать печи, полы, двери, переплёты окон и оштукатурить внутренние стены. Вероятно, это и было сделано весной 1785, т.к. после отстранения В. И. Баженова работы не возобновлялись.
Планировка «Восьмигранника» уникальна. Геометрически правильный и симметричный план можно представить себе в виде наложенных один на другой крестов — прямого и диагонального, «косого», с круглым залом в средокрестии; или восьми-лучевой «звезды» с лучами, расходящимися от центра. Здание перекрыто пологим куполом. За свою планировку Кавалерский корпус в 1837 был назван «Кавалерским корпусом восьмиугольным». Длина каждой из восьми граней-сторон ‒ 12,55 м., диаметр круглого зала ‒ 11,74 м. Высота здания с куполом — 11,24 м., белокаменного парапета — 4 м. Стены выложены из кирпича размером 13×27×6,5 см, маркированного буквами «ПМ», белокаменные детали укреплены железными стержнями. Толщина наружных стен, выложенных в 4½ кирпича ‒ 1200 мм, внутренних стен (4 кирпича) ‒ 1050 мм.
Комнаты «Восьмигранника» не только связаны с центром, но и соединены между собой по периметру промежуточными угловыми помещениями. Кроме того, каждый «блок», состоящий из прямоугольной и треугольной комнат, мог быть изолирован, поскольку помимо внутренних дверных проёмов имел наружную дверь. Возможно, не все ведущие в «блоки» входы были выполнены в 1785: слишком сжаты были сроки для завершения постройки и значителен перепад рельефа между южной и северной сторонами. Универсальная в своём роде радиально-кольцевая планировка идеально воплощала важный для Баженова принцип сообщаемости внутренних пространств при их возможной независимости. Она служила одним из примеров реализации характерного для эпохи Просвещения принципа общежития — жить вместе и в то же время раздельно. Так, здание с успехом могло служить для размещения придворных чинов разного ранга.
Восьмигранное здание не имело главного фасада. Тем не менее, четыре его грани, ориентированные по сторонам света, выделены портиками, фигурными фронтонами и более сложным обрамлением двухчастных окон с круглыми проёмами наверху. Различен и белокаменный орнаментальный декор фронтонов-кокошников. Два из них, ориентированные на восток и запад, более остры и вытянуты, в их очертания виртуозно вписаны зигзагообразный узор, уходящий ввысь подобно языку пламени, и полусфера с лучами и трилистником. Два других, на оси север-юг, скорее напоминают картуш со спиралевидными завитками в основании, с характерным для царицынского белокаменного декора мотивом «пламенеющего» сердца сверху.

Москва. Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне.
Орехово-Борисово Северное


Московская епархия (городская) / Даниловское благочиние
Церковь. Действует.
Престолы:"Живоносный источник" иконы Божией Матери, Димитрия Солунского, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1722.
Архитектор:П.Н.Лавин
Адрес:г. Москва, Дольская ул., 2

Малый дворец (Полуциркульный дворец) (1776–1778) — одна из главных построек императорской резиденции в Царицыне, выполненных по проекту архитектора В. И. Баженова.

Вместе с Большим и Средним дворцами был построен для Екатерины II. Особое предназначение здания подчеркивает белокаменный вензель императрицы, украшающий фигурный парапет восточного фасада
Название — «Малый дворец» — сохранилось с конца XVIII в.: это была наименьшая из всех дворцовых построек на территории усадьбы.
Дворец расположен на верхней площадке «Земляной пирамиды» — террасированного склона высокого берега Верхнего Царицынского пруда, на линии так называемой «Березовой перспективы». Западный полуциркульный фасад обращен к прудам и словно продолжает контуры земляной пирамиды. Восточный плоский фасад выходит на Большой дворец.
Архитектура фасадов различается. Западный, обращенный в прудам и венчающий береговой склон, оформлен огромными стрельчатыми окнами, устремленными вверх, как и островерхие столбики и пирамидки парапета. Архитектурные детали плоского восточного фасада, по мнению исследователя Л. В. Андреевой, похожи на декорацию: «стрельчатые обрамления окон и дверей здесь не связаны с полукружиями их верха и “наложены” на стены; широкий фриз из арок и овалов рисуется белым контурным узором на фоне красного кирпича, а веерообразное лучистое сияние вокруг вензеля императрицы […] осеняет дворец подобно огненным фигурам фейерверка».
Как и другие постройки баженовского ансамбля, здание Малого дворца первоначально было покрыто желтой черепичной «крышкой». После отстранения в 1785 году В. И. Баженова от строительства, работы приостановились, черепица была снята и заменена на металлическую кровлю.
К началу XIX века Малый дворец постепенно обветшал.
В 1803–1804 годах были проведены ремонтные работы, Малый дворец сдали в аренду под Кофейный дом, а в дальнейшем некоторое время использовали как гауптвахту.
К 1859 году Малый дворец представлял собой полуразрушившуюся «каменную полуциркульную галерею в один этаж готической архитектуры без крыши и свода», с «полопавшимися» и «выкрашившимися» украшениями из белого камня и кирпича.
В ХХ веке здание находилось в руинированном состоянии.
В 1988–1996 годах была проведена научная реставрация Малого дворца: восстановлена первоначальная планировка постройки, на сохранившиеся фундаменты поставлены внутренние стены, сложены своды, восполнены утраты парапета, здание покрыто купольной кровлей. До 2003 года дворец использовался как выставочные залы музея. В 2003–2004 годах был проведен ремонт фасадов и интерьеров, и во дворце расположились служебные помещения. После ремонта 2012–2014 годов в Малом дворце вновь разместятся экспозиция музея и будут проходить выставки.

Оперный дом (Средний дворец) 1776-1778 гг. Архитектор В.И. Баженов.


Двухэтажный Оперный дом - «средний» из дворцов Екатерины II - стоит на одной линии с Малым дворцом . В донесениях к А.А. Безбородко Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще», «галлерея с побочными двумя комнатами на двадцати саженях, дворец при ней на 12 саженях». Общепринятое в наши дни название «Оперный дом» появилось только в начале XIX века и не совсем соответствует действительному назначению этого здания. Сам В.И. Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще».Есть основание предполагать, что Оперный дом был задуман как место, где могли бы проходить придворные праздники и церемонии, хотя, видимо, в довольно узком кругу, на что указывают относительно небольшие размеры постройки. О более официальном статусе дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах его боковых фасадов. Именно здесь, «под орлами», расположен двухсветный, с двумя рядами окон зал - галерея и два примыкающих к ней по сторонам квадратных аванзала, широкие двери которых распахиваются прямо в парк. Высота сводов парадных покоев около 10 метров. Вытянутые вверх стрельчатые формы много раз повторяются в очертаниях оконных и дверных проемов, многочисленных стенных ниш. Возможно, они призваны напомнить зрителю нефы готических соборов, залы рыцарских замков. Об исторических «древностях», «готике» и в то же время о «сельской простоте» убранства интерьеров говорят простые полы из керамической плитки. Первоначально в углах зала и аванзалов были поставлены высокие, в несколько ярусов печи, облицованные расписными сине-белыми изразцами. Подобные им можно увидеть в барочных интерьерах русских дворцов первой половины - середины XVIII века. Однако назначение их в Оперном доме было, в первую очередь, декоративным. Характер летней увеселительной постройки сказывается в тесной связи интерьеров Оперного дома с природным окружением. Обилие и размеры окон первого и второго этажей позволяют свету и воздуху свободно вливаться в залы и комнаты. Окрестные пейзажи - парк и пруды - постоянно привлекают наши взоры, гармонично дополняя впечатления от архитектуры. Сам тип галереи с примыкающими к ней залами или кабинетами характерен для беседок, гротов, других небольших садовых построек XVIII - начала XIX века. Императорский дворец «под гербом» предстает увеличенным в размерах загородным усадебным павильоном. Неоднозначность архитектурного языка, форм и скрытых в них смыслов - таковы свойства авторского почерка Баженова, ярко проявившегося в ансамбле императорской резиденции в Царицыне.О возможном оформлении интерьеров Оперного дома можно судить лишь предположительно. В одном из обращений к Екатерине II Баженов спрашивал о внутренней отделке всех построенных им зданий: "... по штукатурке изсера не позволено ли будет расписывать во вкусе арабеск или убирать штукатуркой в древнеегипетском, греческом, геркуланумском вкусе?» Таким образом, зодчий не намеревался связывать архитектурный стиль своих построек со стилем убранства их интерьеров. В летней увеселительной резиденции уместна была изящная художественная стилизация с оттенком исторической и географической экзотики. Баженов не смог осуществить свои замыслы, и стены интерьеров Оперного дома остались покрытыми лишь слоем подготовительной штукатурки. Благодаря сложной планировке дворца, «составленного» их двух смежных корпусов, его фасады, подобно театральным декорациям XVIII столетия, предстают в нескольких совмещенных планах. На «Березовую перспективу» выходит единый блок галереи и аванзалов. Оборотная сторона здания имеет в соответствии с внутренней планировкой покоев более сложную конфигурацию. Его плоский береговой фасад составляет контраст полуротонде соседнего Малого дворца. Стены боковых ризалитов образуют уступы и углубления, складывающиеся в подобие миниатюрных двориков. В результате возникает живописная игра выступающих и заглубленных поверхностей, наследованная от архитектуры эпохи барокко и рококо. Цельно, масштабно смотрятся рядом с ними торцовые фасады корпуса галереи. В двух ярусах они образуют гармоничные трехчастные композиции, увенчанные нарядными парапетами с крупными белокаменными гербами красивого гибкого рисунка. Неповторимые черты образу великолепного летнего дворца придают богато декорированные окна и двери. Высокие стрельчатые окна первого этажа во втором ярусе дополнены сверху овальным проемом. Они одновременно напоминают архитектуру итальянских палаццо и Теремного дворца Московского Кремля. Контуры окон подчеркнуты толстым валиком из белого камня, украшенного резными гирляндами лавровых листьев в первом этаже и гладкого в верхнем. Белокаменный декор, покрывающий поверхность фасадов, соотнесен с конструкцией здания. Простенки между окнами первого этажа Баженов усилен кирпичными пилястрами с наложенными белокаменными блоками, имитирующими руст. Их продолжают во втором этаже контурные накладки - «лесенки» или «обелиски». Чередуясь со «шпилями», они усиливают вертикальное движение архитектурных форм. Картину фасада дополняют и уравновешивают горизонтали «кружевных» профилированных карнизов» и парапета, который, соответствуя затейливому убранству фасадов, состоит из двух ярусов аркад и групп обелисков. Его главное украшение - подобия фронтонов, декорированных звездами и волнистыми линиями. Колонки по их сторонам сгруппированы таким образом, что создают зрительную иллюзию пространственного расположения. Подобные эффекты вполне соответствуют игровому характеру архитектурного языка Баженова, отвечающего «увеселительным» задачам. После реставрации, осуществленной в 1988-1995 годах, во дворце проводятся выставки и концерты.

Царицыно. "Большая поляна"

"Большая поляна" или "Дворцовая поляна" - одна из достопримечательностей парка Царицыно. Здесь проходят массовые гулянья, можно устроить красивую фото-сессию, отдохнуть, расположившись на пледе, трава здесь чистая и мягкая. А главное украшение "Большой поляны" - старая сосна.

Москва, парк Царицыно

Адрес Москва, ул. Дольская, 1

Мост к Светомузыкальному фонтану

"Двойной" мост

Москва, Царицыно

Верхний Царицынский пруд на два дня станет сценой водного шоу «Великие о Великом чувстве», которое будет повторяться каждый час. Авторы представления взяли за основу сюжет сказочной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Зрителей ждут выступления артистов оригинального жанра и масштабные инсталляции прямо на воде.

Третий Кавалерский корпус


Назначение Третьего Кавалерского корпуса, построенного В. И. Баженовым в 1776–1779 годах, не было точно определено. Наряду с Первым и Вторым Кавалерскими корпусами архитектор называл его «малым домиком». Возможно, он предназначался для дворцовых увеселений. Современное название — Третий Кавалерский корпус — появилось при паспортизации построек дворцового ансамбля в 1947 году.
Расположен корпус на холме, где летом 1775 года императрица Екатерина II и граф Г. А. Потемкин из своей «ставки-шатра» смотрели фейерверк, «зажженный на другой стороне пруда при пушечной пальбе». Позднее там же, на холме возле павильона, поставили турецкие пушки, захваченные при сражении в Чесменской бухте после истребления оттоманского флота (они сохранялись у корпуса до начала XIX века).
Кирпичное одноэтажное здание в неоготическом стиле представляет в плане прямоугольник со скругленными внешними углами, к которому примыкает полуротонда с бельведером.
К возведению корпуса Баженов приступил в начале первого строительного сезона в Царицыне — в мае 1776 года. Летом 1778 года на здании была «взведена и кончана башня», в 1779 году крышу покрыли золотистой черепицей.
Внутренние отделочные работы начались лишь в 1784 году: были положены полы из керамической плитки, стены подготовлены для дальнейшей отделки, установлены «израсчатые» печи.
В 1785 году В. И. Баженова отстранили от строительства, и здание осталось без внутренней отделки. Во второй половине 1780-х — первой половине 1790-х годов в соответствии с указом императрицы черепичные «крышки» заменили железными.
В первой половине XIX века корпус использовали в качестве «трактира и гостиницы». С 1872 года его сдали в аренду под дачу предпринимателю и благотворителю И. Ю. Давидову. К этому времени оно было существенно перестроено: отсутствовала башня, были заложены лестницы, перенесен главный вход, утрачены своды и др. Позднее к зданию пристроили большую террасу. В начале ХХ века на прилегающем участке появились надворные постройки: сараи, курятник, конюшни, оранжерея и др. После Октябрьской революции 1917 года в здании находился «Большевистский клуб» и Народный дом.
С 1927 по 1937 год в помещениях Третьего Кавалерского корпуса размещался Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. С 1937 по 1973 год — районный Дом культуры, с 1976 по 1983 — Управление капитального строительства Академии художеств СССР, с конца 1980-х годов — дирекция, служебные помещения и фондохранилище вновь образованного ГМДПИ народов СССР
В результате реставрационных работ 1998–2003 годов зданию был возвращён первоначальный вид: восстановлены своды, башня-бельведер, центральный вход и декоративное убранство фасадов. До открытия Большого дворца и Хлебного дома здесь размещалась экспозиция музея. В настоящее время в Третьем Кавалерском корпусе расположены служебные помещения музея-заповедника «Царицыно» и одна из постоянных экспозиций музея — «Комната старых вещей», рассказывающая о городском быте советского времени.

Павильон Нерастанкино
Москва,Царицыно


Проезд: метро Царицыно,Орехово
Архитектурный стиль: ампир
Рядом с «Башней – руиной» аллея «Утренняя дорожка» пересекается с Большим проспектом (Большой липовой аллеей). Трудно не заметить поблизости желто-белый павильон под названием «Нерастанкино» (1803). Подобно «Миловиде» он создан И.В. Еготовым в стиле ампир». Это сооружение являет собой открытый зал с боковыми нишами – эркерами и небольшим куполом по центру. Главные фасады оформлены фронтонами с четырьмя колоннами тосканского ордена. Здание напоминает маленький античный храм – одновременно и строгий по пропорциям, и интимный по настроению.
Историческое название павильона обыгрывает поэтическую мысль о муках расставания всякой чувствительной души с дорогими для нее ценностями, будь то красоты искусства и придорыд или любимый человек. В XIX веке «Нерастанкино» называли даже «Храмом меланхолии», ибо всегда приходится с чем-то когда-то расставаться…
Снизу, с береговой дорожки Верхнего Царицынского пруда и «Утренней дорожки», павильон выглядит особенно поэтично. По мере подъема по склону пологого холма он открывается все новыми занимательными образами на фоне окружающих ландшафтов.
Является одной из наиболее известных построек пейзажного парка «Царицыно» и архитектурным украшением целого его района. В первой половине XIX в. «Нерастанкино» был назван П.И. Шаликовым (литератором начала XIX в.) «храмом меланхолии» и предназначался для отдыха гуляющих: посетитель мог найти в нем несколько садовых кресел и столов.
Небольшая кирпичная оштукатуренная постройка эффектно поставлена на кромке берегового холма с видом на обширную луговину, сейчас изрядно заросшую, на Верхнецарицынский пруд и остров с Аркой-руиной («Русалкины ворота»). Прямоугольный в плане павильон увенчан невысоким куполом. Протяженные фасады, выходящие к пруду и парку, украшены строгими портиками и нишами, в которых некогда стояли вазы из белого камня.
Сам павильон обветшал еще в XIX столетии и на протяжении своей истории неоднократно ремонтировался и подновлялся.
В 2006 году завершена реставрация павильона.

Москва,Оранжерейный мост и Оранжереи


Проезд: метро "Царицыно"
Оранжерейный мост (именуемый также «Оранжерейная плотина») не связан с творческой деятельностью Баженова или Казакова; он построен в начале XIX века по инициативе Экспедиции Кремлёвского строения под началом И. В. Еготова и, вероятно, по его проекту. Мост расположен вблизи Хлебного дома; строился в утилитарных целях — облегчить сообщение между хозяйственной частью, сосредоточенной в Хлебном доме, с оранжереями и обширными царицынскими плодовыми садами, располагавшимися на другой стороне оврага. Скромный по своему декору, особенно в сравнении с Большим мостом через овраг, мост тем не менее выдержан в общей для царицынского ансамбля цветовой гамме и стилистике. Парапет акцентирован небольшими редко расположенными геометрическими рельефами из белого камня, арка моста у основания усилена мощными контрфорсами, характерными для средневековой архитектуры.
К концу XX века ни разу не ремонтировавшийся мост обветшал, особенно сильно пострадал от времени и небрежения парапет. В 1995—2001 годах проведена полная реставрация.
С востока дворцово-парковый ансамбль ограничен оранжерейными прудами, за которыми расположен оранжерейный комплекс. Первая каменная оранжерея в Царицыне построена Баженовым ещё в 1780-е годы на месте существовавшей в усадьбе Кантемиров деревянной. В начале XIX века возник комплекс из пяти больших зданий, построенных под наблюдением смотрителя царицынского сада Пельцеля. В 1820-е годы оранжереи были расширены и перестроены, их число увеличилось до восьми; руководил работами архитектор Е. Д. Тюрин.
Царицынское оранжерейное хозяйство в первой половине XIX века было самым лучшим под Москвой, его продукция славилась отменным качеством и приносила хорошие доходы. Оранжерейный комплекс состоял из апельсинной, померанцевой, персиковой, виноградной, ананасной оранжерей; в них также выращивались арбузы, абрикосы, лавровые и оливковые деревья; декоративные кустарники — мирты и олеандры; множество клумбовых растений, которые высаживались в парк. В баженовской оранжерее содержалась коллекция редких тропических растений. Помимо этого, вокруг оранжерей существовал питомник для выращивания деревьев для парка и обширные фруктовые сады.
В 2006—2007 году корпуса оранжерей были воссозданы на основе сохранившихся чертежей; проводится восстановление оранжерейного хозяйства для образовательной и экологической деятельности музея-заповедника «Царицыно». В Оранжереях в настоящее время представлены растения именно тех видов, которые выращивали в царицынских оранжереях c середины XVIII века, их подбирали по сохранившимся описям оранжерейного хозяйства
Проезд: метро "Царицыно"
Царицынские пруды, Бирюлевский лесопарк - м.Царицыно, выход под мост
Бирюлевский дендропарк - м.Царицыно, на авт. 203, 245, от м.Кантемировская на трол.11, 82.
Борисовский пруд - м.Каширская, трол.71, авт.275.

Оранжерейный мост
В начале XIX века плотинную дамбу Оранжерейного пруда близ Кухонного корпуса (Хлебного дома) дополнили еще одним мостом через Большой овраг – Оранжерейным. Он удобно соединил заовражное садово-оранжерейное хозяйство с дворцовой частью ансамбля и стал важной магистралью всей усадьбы.
Приземистый и одноарочный, Оранжерейный мост скромен по архитектурному образу. Архитектор – проектировщик этого сооружения явно ориентировался на «готические» постройки В.И. Баженова, но в отличие от великого зодчего не увлекался декоративными изысками. Впрочем, своей краснокирпичной массой и ритмичным белокаменным декором Оранжерейный мост довольно удачно резонирует с ближними постройками Баженова – и с громадой Кухонного корпуса (Хлебного дома), и с величественным Большим мостом через овраг, и кавалерскими корпусами. С проезжей части Оранжерейного моста приятно любоваться , по одну сторону, панорамой Большого оврага и баженовского моста, а по другую – лирическим видом Оранжерейного пруда.
К концу XX века Оранжерейный мост сильно разрушился. В 1998 – 2002 годах он был восстановлен буквально из руин и стал достойным украшением ансамбля.

«Башня – руина»


Москва,Царицыно,Дольская улица
Проезд: метро Царицыно,Орехово


Все пути от павильона «Миловида» по склону пруда ведут к интересной постройке под названием «Башня – руина», которая создана в 1804-1805 по проекту архитектора И. В. Еготова. Башня-руина сложенная из «дикого камня», отражает моду XVIII – начала XIX века на устройство руинированных архитектурных форм в парках, имитирующих древние развалины. Такие творения эффектно дополняли пейзажные картины, побуждали романтические натуры к философским размышлениям.
Царицынская «Башня – руина» похожа на фрагмент старинной крепости со смотровой площадкой и частью оборонительной стены. Она построена с нарочитой небрежностью из грубо отесанных блоков известняка вперемежку с краснокирпичной кладкой. Сооружение смотрится экзотической театральной декорацией на фоне парковой зелени и синевы пруда.
К концу XIX столетия «Башня–руина» изрядно обветшала и превратилась уже в самую настоящую историческую развалину. Ее прозвали тогда «Чертовой лестницей» из-за опасности подъема по сломанным ступеням.
После реставрации в 2006 – 2007 годах «Башня – руина» обрела свои первоначальные формы. По удобной лестнице можно теперь подняться на верхнюю площадку башни и полюбоваться оттуда парковыми ландшафтами и водной гладью Верхнего Царицынского пруда.

Павильон "Миловида"

В первые годы XIX века царицынский парк обогатился рядом архитектурных сооружений в стиле ампир. Большинство из них были построены по проектам или под надзором замечательного московского зодчего той эпохи Ивана Васильевича Еготова

Здание представляет собой элегантную сводчатую галерею с четырьмя сводчатыми маленькими угловыми помещениями. Изнутри галерея украшена шестнадцатью колоннами тосканского ордена вдоль стен, а свод расписан в технике «гризайль». Вся постройка первоначально декорирована скульптурами на античные теми и вазами. Пасторальное ( как любили в XVIII – XIX веках) название павильона указывает на действительно «милый вид», открывающийся из его галереи на Верхний Царицынский пруд.

Павильон «Миловида» реконструирован в 2006 – 2007 годах. Декоративные росписи в его внутренней галерее восстановлены художницей Еленой Патлажановой, а скульптурное убранство – Александром Сусликовым. «Миловида» по-прежнему манит посетителей Царицына своим поэтическим обликом.

Фигурные ворота (Виноградные)


Москва,Царицыно,Дольская улица
Аллею «Березовая перспектива» за Средним дворцом (Оперным домом) завершают Фигурные ворота. Они построены В.И. Баженовым в 1777- 1778 годах и отмечают условную границу между дворцовой и парковой частями царицынского ансамбля.
Название сооружения, как и в случае с Фигурным мостом, связано с его затейливыми формами и декором. С давних времен Фигурные ворота называют еще «Виноградными» из-за изысканного белокаменного узора внутри стрельчатой арки, слегка похожего по очертаниям на виноградную гроздь. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров – ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов.
Фигурные ворота истинный символ творчества Баженова, считавшего архитектуру высоким искусством, а не просто строительным ремеслом ради житейских нужд. Подобно Фигурному мосту, это сооружение напоминает триумфальную арку. С первого взгляда ясно, что оно предназначалось прежде всего для любований своей красотой на фоне парковых кущ и соседских дворцовых зданий. Это , без преувеличения, вдохновенный лирический стих из красного кирпича и белого камня!
Вместе со Средним дворцом (Оперным домом) Фигурные ворота составляют словно бы музыкальный «дуэт», а с Малым дворцом даже «трио». На разные «голоса», но в полифонической гармонии все эти великолепные строения «поют» общую тему «нежной готики» (как сам Баженов называл свой оригинальный стиль). Подобные визуальные ансамбли легко обнаружить и во всех других частях царицынского дворцового комплекса. Везде можно видеть, как одно сооружение зрелищно «накладывается» на другое и как они словно бы «разговаривают» друг с другом, а если безмолвствуют, то опять же вместе и глубоким общим смыслом.
Не случайно царицынский ансамбль Баженова называют «театром архитектуры». В нем угадывается и общая философская драматургия, и режиссерские мизансцены, и даже маскарадные розыгрыши самих «артистов» - зданий. Одно «действие» контрастно сменяет другое, и в каждом - своя особая интрига. Баженов, похоже, был великим «режиссером от архитектуры». Жаль, что его многоактный «спектакль» в Царицыне лишился «главных действующих лиц» - трех царских дворцов, снесенных в 1786 году по воле Екатерины Второй, а также ряда ближних к ним сооружений.

Входной павильон в выставочный комплекс Большого дворца и Кухонного корпуса (Хлебного дома) Москва,Царицыно,Воздушная улица,1с6а


Между Кухонным корпусом (Хлебным домом) и главными императорскими дворцами В.И. Баженов построил в 1783 – 1784 небольшой «домик» для управителя усадьбы. Он был разобран из-за «крайней ветхости» в 1803 году. Странно, что деловую контору и жилье такого мелкого хозяйственного чиновника зодчий разместил по соседству с царскими покоями. Зачем бы «императорской фамилии» наблюдать повседневную дворовую суету?! Впрочем, это лишь очередная из многих тайн баженовского ансамбля…
В подземной толще Хлебного двора устроен теперь просторный вестибюль единого экспозиционно-выставочного комплекса Кухонного корпуса (Хлебного дома) и Большого дворца. На месте и в примерных габаритах «управительского домика» XVIII века современные архитекторы спроектировали стеклянные павильон с эскалаторами. По концепции он сродни знаменитой стеклянной пирамиде парижского Лувра. И там и тут воплощена идея визуальной «дематериализации» новейших построек в окружении исторических памятников. Интересно наблюдать, как в стеклянных стенах входного павильона отражаются фасады дворцовых сооружений XVIII века.

Галерея-ограда с воротами


Москва,Царицыно,Воздушная улица
Декоративное сооружение, отделявшее парадную часть усадьбы от сада, построено архитектором В.И. Баженовым в 1784-1785 гг. Галерея расположена между Кухонным корпусом и Большим дворцом архитектора М.Ф. Казакова, возникшим на месте первоначальных Главных корпусов дворца. Галерея представляет собой преграду, составленную из двух близко поставленных стен. Ее главным украшением является высокая проездная арка, обрамлённая двухъярусными башенными конструкциями. Легкие сквозные башни, напоминающие беседки или терема, образуют яркий декоративный портал. Перекинутая между ними полуциркульная арка украшена оригинальным декором из белокаменных острых «шипов», придающих ей необычный, запоминающийся образ. Со стороны дворцов галерея с башнями украшена ритмичным рядом сдвоенных колонн, поддерживающих мощный карниз. Торжественный образ колоннады дополнен нарядным узором из переплетенных арочек, наложенных на сплошной кирпичный парапет, проходящий над карнизом, и «свисающими» гирляндами каменных «бусин». Парковый фасад галереи не имеет парапета и прорезан стрельчатыми арками.
Галерея и созданная в XIX в. новая ограда образовали внутренний дворик между Кухонным корпусом и Большим дворцом. Здесь на месте фундамента Управительского дома установлен стеклянный павильон – современный вход в музей.

Первый кавалерский корпус.

1-й кавалерский корпус. 1784-1785 гг. Архитектор В.И. Баженов. Первый Кавалерский корпус - самая маленькая из ныне существующих построек резиденции Екатерины II. Спланированный «уголком» он стоит за «Восьмигранником». Через дорогу от него возвышается Хлебный дом, соседство с которым придает павильону особую миниатюрность. Однако архитектор расположил оба здания на достаточном расстоянии друг от друга так, чтобы их столь разные масштабы не диссонировали. Первый Кавалерский корпус возводился одновременно с «Восьмигранником». По донесению В.И. Баженова, к ноябрю 1784 года в обеих постройках не были окончены парапеты и к внутренней отделке еще не приступали. Возможно, строительство было продолжено весной 1785 года, еще до отстранения архитектора от работ в Царицыне. Внутри Первый Кавалерский корпус имеет три небольших двухсветных зала и переднюю. Его главный фасад выходит по центру на внутреннюю, обращенную к ансамблю сторону «уголка».

Хлебный дом (Кухонный корпус)
Москва,Царицыно,Дольская улица, 1с4


Над маленькими зданиями Первого и Второго Кавалерских корпусов возвышается громадный Кухонный корпус. Он строился В.И. Баженовым в 1784-1785 годах и превосходит по величине все аналогичные по функции постройки в императорских резиденциях России. Двухэтажный Кухонный корпус спроектирован в виде исполинского куба с закругленными углами и внутренним двором. Здание производит на редкость монументальное впечатление и напоминает западноевропейские средневековые замки, североитальянские палаццо эпохи Возрождения и неприступные оружейные арсеналы прошлых веков. Ничего подобного в русской архитектуре больше не встретить. В этом, однако, и очередная из многих странностей царицынского ансамбля! По воспоминаниям современников, Екатерина Вторая была весьма неприхотлива в еде. Утром она выпивала несколько чашек крепкого кофе с парой гренок, а на обед предпочитала вареную говядину с солеными огурцами под стакан брусничной воды или бокал вина. И никогда не ужинала! К этому следует добавить, что царица не любила многолюдных пиршеств, а в Москву приезжала крайне редко и с немногочисленной свитой. Зачем же при таких обстоятельствах строить в Царицыне столь гигантское здание кухонь?! В XIX веке Кухонный корпус стал именоваться Хлебным домом из-за белокаменной эмблемы в декоре двух его фасадов с изображением каравая хлеба с солонкой. Это украшение, на первый взгляд, указывает лишь на функциональное назначение здания. Но многие историки усматривают глубокую философскую символику в декоре как Кухонного корпуса, так и всех других сооружений В.И. Баженова в Царицыне. Опознают также знаки тайных масонских обрядов XVIII века! Скрытые смыслы баженовской архитектуры (если они и вправду есть) не расшифрованы до сих пор… Следует отметить, что сам Баженов не успел полностью достроить Кухонный корпус. Нарядный парапет-балюстрада по кромке крыши здания – фантазия современных реставраторов на темы белокаменного декора других его царицынских построек. В XIX – начале XX часть Кухонного корпуса приспосабливали под сельскую больницу, богадельню, земское училище и дачную гостиницу. В советскую эпоху вплоть до 1970-х годов в нем теснились коммунальные квартиры. В 2005-2007 годах здание было реконструировано для экспозиционно-выставочной деятельности музея-заповедника «Царицыно».

Средний Царицынский пруд


Москва,парк Царицыно. Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения дамбы, когда трасса Новоцарицынского шоссе разделила Нижний пруд на две части. Непосредственно к дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды.
Верхний Царицынский пруд образован запруживанием речек Городни (Городенки), Язвенки и Черепишки (Черепишенки). К нему выходят Малый дворец и Оперный дом (от Малого дворца к пруду вела не сохранившаяся пандусная лестница), на него ориентированы все павильоны пейзажного парка. Глубина пруда достигает двух метров.------------------Нижний Царицынский пруд, один из крупнейших искусственных водоёмов в Москве, часть Государственного музея-заповедника «Царицыно». Площадь водного зеркала 57,1 га. В каскаде трёх прудов занимает среднее положение, находясь ниже Верхнего Царицынского пруда (от него Нижний пруд отделяется Царицынской плотиной) и выше Борисовского пруда, от которого отделяется Шипиловской плотиной. Создан Приказом Большого дворца между 1657 и 1679 в результате постройки Шипиловской плотины с «переезжим мостом» при слиянии Городни и Чертановки. На берегу пруда располагались село Чёрная Грязь (с 1680-х гг.; впоследствии — село Царицыно) и деревня Хохловка. С правого берега в пруд впадает Большой овраг.

Царицынская плотина
Москва,парк Царицыно


В XVII – XVIII веках царицынские пруды имели множество плотин – больших и малых. На некоторых из них до начала XX века действовали мукомольные мельницы. В царствование Екатерины Второй деревянные сооружения были заменены каменными, что в те времена считалось признаком богатства и истинно царского статуса усадьбы.
Большая плотина между Верхним и Средним прудами – крупнейшая из сохранившихся исторических плотин Царицына. Она построена по проекту К.И. Бланка (1728 – 1793) – одного из ведущих московских зодчих второй половины XVIII века и строителя здания Воспитательного дома близ Кремля. Именно по этой плотине прокладывался в конце XVIII веке новый «царицынский проспект» от дворцовой резиденции Екатерины Второй до села Коломенского. По ней же теперь проходит главная аллея музея-заповедника, соединяющая метро «Царицыно» с центральной частью ансамбля.
Со стороны Верхнего пруда плотина интересна своим инженерным устройством. Со стороны же Среднего пруда она впечатляет лирическим образом довольно стройного по пропорциям трехарочного моста. С проезжей части плотины открываются роскошные виды на оба пруда и дворцовые постройки XVII века. Поблизости, на берегу пруда, расположился краснокирпичный домик смотрителя плотины.
Царицынская плотина реконструирована в 2006-2007 гг. с сохранением части старинных конструкций при применении новейших технологий и материалов.

Московский областной театр юного зрителя.
Москва, Прохладная улица, 28


метро "Царицыно Основан 1930 году
Прошел большой творческий путь от маленького филиала Московского ТЮЗа до интереснейшего, самостоятельного ТЮЗа страны, входившего в пятёрку лучших театров СССР.
Театр был создан 25 октября 1930 года. Работа филиала заключалась в обслуживании сельскохозяйственных районов Московской области. Это был единственный передвижной театр юного зрителя в Советском Союзе. В 1932 году театру присваивается наименование «Московский областной театр пролетарских ребят», в 1936 году «Московский областной театр юного зрителя». Позже театр много раз менял свое название – и ТЮЗ «Царицыно», и «Царицынский лицей». С 2004 года театр вновь называется Московский областной государственный театр юного зрителя (МОГТЮЗ).
метро "Царицыно Основан 1930 году Прошел большой творческий путь от маленького филиала Московского ТЮЗа до интереснейшего, самостоятельного ТЮЗа страны, входившего в пятёрку лучших театров СССР. Театр был создан 25 октября 1930 года. Работа филиала заключалась в обслуживании сельскохозяйственных районов Московской области. Это был единственный передвижной театр юного зрителя в Советском Союзе. В 1932 году театру присваивается наименование «Московский областной театр пролетарских ребят», в 1936 году «Московский областной театр юного зрителя». Позже театр много раз менял свое название – и ТЮЗ «Царицыно», и «Царицынский лицей». С 2004 года театр вновь называется Московский областной государственный театр юного зрителя (МОГТЮЗ).

«Репертуар театра всегда отражал основные исторические вехи становления и развития советского государства» - таково было официальное направление театра, как и всех театров того времени. И одновременно с казенной историей была настоящая творческая работа сотен людей. Диапазон репертуара Московского областного театра юного зрителя широк по возрастному адресу спектаклей. Создание спектаклей глубоких по содержанию, ярких по форме – вот первоочередная задача театра, которую формулировали его руководители на каждом этапе. За 82 года бурной и интересной жизни театр осуществил постановку более 300 пьес, было сыграно около 30000 спектаклей для детей Москвы, Московской области и многих городов и областей России, а зрителей за всю историю театра побывало на спектаклях – более восьми с половиной миллионов!

Во время Великой Отечественной войны Московский областной театр юного зрителя был единственным детским театром, оставшимся в Москве и продолжившим играть свою спектакли для детей Москвы и Подмосковья.
Во все времена в театре ставились классические и современные пьесы, музыкальные спектакли для детей и молодежи. Театр один из первых в стране поставил детский мюзикл, в котором играл живой оркестр.
Театр удостоен многих премий и наград. МОГТЮЗ не раз представлял отечественное искусство за рубежом.
Отмечен Почетным дипломом XIV фестиваля театрального искусства для детей в Югославии. Театр – коллективный член АССИТЕЖ. Участник международных выставок в Канаде, ГДР, Дании.
После ремонта здание театра преобразилось — приобрело облик настоящего дворца.

Остров на верхнем пруду в Царицыно


Верхний пруд образовался в середине XVII века после сооружения плотин на речках Городня (Городенка), Язвенка и Черепишка. К середине XVIII столетия этот пруд украсился несколькими насыпными островами с порослью деревьев и кустарников. Они были нужны для разведения водоплавающих птиц, а заодно нарядно декорировали водную гладь. Самый большой такой остров красуется посредине широкого разлива пруда у Царицынской плотины. Рукотворная густая рощица на нем выглядит чрезвычайно живописно и буквально просится на холст пейзажиста или в объектив фотохудожника.
В начале XIX века по береговой дорожке вокруг Верхнего пруда было сооружено множество белокаменных мостиков через овраги и водные протоки, а также десяток пристаней для прогулочных лодок. Самая большая пристань на мысу напротив острова близ Царицынской плотины была украшена скульптурами сфинксов.
Общая площадь Верхнего пруда составляет около 10 гектаров (при глубине до 2 метров). В 2006-2007 годах проведена его экологическая реабилитация с реконструкцией береговых дорожек, мостиков и пристаней по проектам коллектива архитекторов и реставраторов под началом А.Н. Оболенского.

скульптура античной богини Дианы

работа скульптора Александра Бурганова.