Изящество и нежность декоров в технике Pate-sur-pate

14 January 2018

Техника нанесения рисунка носит название «Pate-sur-pate» (франц. pâte sur pâte — «масса на массе», «слой за слоем») и полностью соответствует названию. Декор наносится шликерной массой (это смесь белой глины, глицерина и воды). Слой за слоем, линия за линией. Шершавое, неглазурированное изделие легко впитывает воду и смесь застывает, создавая объем там, где рисовал мастер. Высота слоя определяется количеством слоев, пропорциями шликера и задумкой художника. Иногда рельеф дорабатывают стеком.

Вообще это старинная, сложная и долгая техника. Чтобы получить высоту объема в 2 мм, нужно пройти кисточкой 20-30 раз, каждый раз делая паузу на просушку. И ни разу не промахнуться, не испачкать фон, не зацепить те места, где нужна прозрачность..Снимаю шляпу перед мастерами...

Читала, что эта техника была изобретена в Китае (ну естественно, кто как не они...), в 18 веке, а в Европе появилась во второй половине 19 века. Керамист Шапле в 1849 году, когда  возобновился интерес к старому фаянсу, и ввел технику  pâte sur pâte (последовательное нанесение слоев цветной глины на поверхность). 

Первые фарфоровые изделия, выполненные в такой технике, были изготовлены на Императорском фарфоровом заводе в Санкт Петербурге к дню бракосочетания дочери Александра II, Марии Александровны.

Есть упоминание о росписи цветными массами, но я смогла найти только декор белой глиной.

Любуемся, эти творения действительно завораживают и вдохновляют.

Творческих вам успехов!