Родины. Праздник окончания послеродового периода.

2 December 2017

После окончания сорокадневной изоляции чествуется мать и ребенок.

Этот переход знаменует возвращение матери из нижнего мира в мир людей, куда она спускалась, чтобы привести нового человека. Это уже мифологическая причина, почему женщина нечиста и должна лежать. Нижний мир, мир мертвых – это горизонталь, мир людей – вертикаль.

Первый год жизни ребенка – это переход от горизонтали в вертикаль, когда душа ребенка решает идти дальше в мир людей, или вернуться обратно в нижний мир. Потому мы так радостно встречаем каждую попытку ребенка приблизиться к вертикали, начиная от попыток поднять голову.

Любой переход обязательно содержит в себе «лиминальный» период, когда переходящий теряет свой прежний социальный статус и оказывается в положении мертвого, чтобы потом родиться в новом статусе. Для мужчин это совершение подвига, например. Для женщин же каждые роды становятся естественным Левел-апом. И Родины – это чествование ее возвращения из путешествия в мир мертвых в мир живых, мир людей. Присутствующие на родинах свидетельствуют ее рождение как матери, или как матери очередного ребенка.

Когда-то женщины носили на голове рогатые кички. В Тамбовской губернии рога у кички становились тем больше, чем больше родов было у женщины. Авторитет был тем выше, чем рогатее была кичка.

Кроме того ближайшие родственники и друзья семьи знакомились с новым членом семьи. Ребенка впервые показывали окружению, а отец ребенка и его семья тем самым официально признавали, что ребенок его.

Тогда же происходил обряд имянаречения, зачастую Родины на 40 день совпадали с крестинами, если ребенка не крестили на 7 день, или этого не сделала повитуха сразу после родов, видя, что ребенок слаб, чтобы он не умер некрещеным. Это крещение признавалось церковью.

До христианства на Родинах ребенку давали скрытое имя, которое могло меняться с каждым возрастным переходом, а могло быть скрыто даже от ребенка до его совершеннолетия. Стоит различать имя от прозвища – «как тебя звать?».

Считалось: кто знает настоящее имя человека, тот может им управлять или ему проще наложить порчу.

Потому хорошо, когда имя, данное при крещении отличается от звательного и не афишируется. А малыша зовут «зайчик», «птенчик», «рыбка». Все эти животные – образ души.

Во время Родин ребенок переставал быть новорожденным и становился младенцем.

Как проходили родины:
На 40 день роженица и повитуха размывают руки друг другу. Это очищение водой. Так же женщину заставляли переходить через костер, очищая огнем.

В этот день женщина шла в церковь, где над ней читали очистительную молитву. Теперь она могла опять быть частью человеческого мира. Часто этот день совпадал с крестинами ребенка.
После возвращения домой собиралась родня, жившая в этом доме и в этой деревне.

Главным блюдом на праздничном столе была каша, которую варила повитуха. Бабина каша. Каша присутствует во всех важных переходах. Она обладает такими качествами как множественность и неисчислимость, а так же ростом.

Потому каша является символом растущей силы семьи. Каша появляется каждый раз, когда нужно перераспределить силу рода: рождение, когда появился новый член семьи, свадьба, когда объединяются два рода, похороны, когда уходит член семьи, высвобождая свою часть родовой силы, Новый год, когда заваривается новая судьба.

Члены семьи по старшинству берут по ложке каши из общей чашки, а для отца повитуха готовит круто посоленную ложку каши. Считается, что отец ребенка должен познать муки родов. Но если все каши перераспределяли судьбу-долю для будущего, то соленая каша скорее призвана дать понять отцу, как непросто будет приходиться матери младенца в ближайший год.

Мать одаривали подарками, обычно это отрез ткани или украшение.
Ребенка одаривали крестные крестильной рубашкой, которая могла быть малышовой, а могла быть размером со взрослого человека, чтобы во взрослом возрасте иметь возможность надеть крестильную рубашку в опасных ситуациях как оберег, деньгами, серебряными ложками и кружками. Раньше у каждого члена семьи была своя ложка и кружка, и наличие этих предметов еще одно признание того, что ребенок признан своим.