Один обиженный народ

10.12.2017

В поисках лучшей доли и выбранной веры, они переселились когда-то под крыло царя. Но, по большому счету, столь тесное сожительство с русскими привело к забвению родного языка, смешению традиций и постепенной утрате национальной идентичности.

Не будет преувеличением сказать, что большинство из нас о жизни этого малого народа на территории Тверской области даже не догадывается. На карте не отмечены, толком не упоминаются и даже во время последней переписи населения многие из них постеснялись назвать свою настоящую национальность.

Карелы.

Тверски́е каре́лы (на карельском - tverin karielazet) — субэтнос карельского народа, поселившийся на территории Тверской области. Говорят на тверском диалекте карельского языка, на который, в связи с территориальной обособленностью,  в наименьшей степени повлияли заимствования из финского и из прибалтийских языков.

Карельская история достаточно примечательна и интересна. К сожалению, на сегодняшний день, ее поддерживают своим энтузиазмом лишь библиотекари, работники домов культуры, краеведы и простые местные жители, пополняющие семейными реликвиями музейчики карельского быта. Памятники ветшают, обычаи забываются, а язык все реже можно услышать на улице.

Тверские карелы, родиной которых являлся Корельский уезд Водской пятины, появились на тверских землях в ходе переселения, которое началось в XV—XVI веках, а по-настоящему массовым стало после поражения России в русско-шведской войне в 1617 году и заключения Столбовского мирного договора.

По условиям договора Швеции отошли территории Корельского, Ореховского, Копорского, Ямского и Ивангородского уездов Водской пятины. Массовый исход был вызван действиями шведов в отношении новых подданных, которых, в частности, пытались насильно переводить из православной веры в протестантизм.

От этих притеснений православные карелы искали защиты на русских землях единоверного царя Алексея Михайловича. По приблизительным оценкам к 1670 году на русские земли, пустовавшие вследствие голода и разорений периода Смутного времени, переселилось около 25—30 тысяч православных карелов.

Основными занятиями карелов в тот исторический период удивить сложно - земледелие, скотоводство, охота, выделка кож.

Женщины занимались рукоделием, ткали, украшали полотенца и одежду разнообразной вышивкой.

Предметы быта, в общем, мало отличаются от знакомых нам по русским домам. Объяснить это просто - карелам приходилось покидать свои дома второпях, времени на сборы не оставалось. А в новом месте многое из жизненного уклада пришлось позаимстовать у соседей.

Основу питания в конце XIX—начале ХХ веков составляли мучные и крупяные изделия. У большинства карел был распространен кислый хлеб, но на северо-западе пекли сухой пресный хлеб (loukkuleipa, reikaleipa), в виде лепешки 10—12 см толщиной с круглым отверстием в центре.

До настоящего времени продолжают печь пироги (piiruat) с начинкой из овощей, грибов, ягод, мяса и домашнее печенье. Не слишком похожи на привычные нам, простые и сытные, запросто верится, что их было достаточно, чтоб целый день трудиться в поле.

Калитки, если бывали в Финляндии, наверняка, встречались вам - открытые маленькие пирожки с картофельной начинкой. Сульчины - блины из гречневой или ржаной муки, в качестве наполнителя используется каша. И самые настоящие, классические ватрушки.

Надпись на сцене: Пока жив язык - жив и народ.

При местных домах культуры действуют кружки для детей, в которых, в частности, ставят маленькие театральные представления на карельском языке. Когда дети вышли на дощатую сцену маленького концертного зала в селе Никольское, а ведущая объявила Калевалу на языке оригинала, сердце тревожно заколотилось, но оказалось, что покажут лишь небольшой фрагмент.

По данным переписи 1926 года в Тверской губернии тверских карел насчитывалось 140567 человек, из них более 95 % владело карельским языком.

После ликвидации в 30-е годы прошлого века национальной автономии и письменности тверских карел число относящих себя к этому народу постоянно сокращается. В советский период тверских карел официально как бы совсем не существовало. Сегодня их около десяти тысяч человек. Недавно была воссоздана карельская национально-культурная автономия и письменность этого древнего народа.

Стремительное уменьшение численности тверских карел, вызвано, прежде всего, активным переселением сельского населения (в основном трудоспособной молодёжи) в города и промышленные центры с начала 1950-х годов.

Следствием этого явилась массовая русификация тверских карелов. По данным последней переписи, карельским языком на территории на сегодняшний день владеет всего несколько десятков человек.

В испытаниях, выпавших на долю этого малого народа, православие оставалось главной и неотъемлемой частью их духовной культуры. Сегодня возрождению православия среди тверских карел мешает тяжелая ситуация в регионе.

Непростое положение, сложившееся в области способствует оттоку карел в города, где они обречены на исчезновение. Тем не менее нынешняя карельская интеллигенция связывает возрождение своего народа именно с православием.