Русские типы Вильяма Каррика

05.01.2018
"Типология Современная серия - .. Это всё-таки типология Это не фотоочерк, не фоторепортаж и не фотоистория ..................... Типология - это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет никакого отдельного высказывания, а смысл проекта всплывает только тогда, когда Вы посмотрели все эти фотографии вместе. "
Алексей Никишин Полностью здесь

В данном определении понятия фотографической серии меня немного удивляет, что "Серия - типология" почему то считается современной. В это же время, изучая историю фотографии, нельзя не заметить, что еще во второй половине девятнадцатого века среди немногих тогда еще фотографов можно встретить таких, кто занимался именно созданием серий, изучая территории различных стран и населяющих их народов.

Одним из таких фотохудожников был Вильям Каррик.

" Немногие знают, с какой любовью Каррик-шотландец воспроизводил типы русской жизни, какой драгоценный вклад сделал он в русскую этнографию. Он давно занимался составлением коллекции петербургских типов (их у него собрано 300) и видов из окрестностей Петербурга, но его тянуло внутрь России, на Волгу, туда, где русский дух, где Русью пахнет"
Из воспоминаний О.М. Соковкина
"Вильям пишет матери: «…Мак и я решили поехать на лодке по Черной речке на селедочный причал. Мы сделали несколько снимков с кораблями и лодками очень успешно».
На следующее лето Вильям и Макгрегор совершили путешествие по Волге до Симбирска. В этой экспедиции им удалось сделать серию необыкновенных фотографий крестьян – на ярмарках, деревенских праздниках, во время пахоты, сбора урожая, рубки леса или просто позирующих перед камерой. К сожалению, эти негативы (их сберегла моя бабушка) не очень хорошо сохранились, но и в таком виде они впечатляют.
«Я взял свои симбирские снимки, — пишет Вильям в сентябре 1871 года сестре, — чтобы показать их старому Брюллову, и он так восхищался ими! Он даже надел две пары очков и время от времени отдыхал – ведь это не шутка просмотреть, как знатоку, 200 карточек кабинетного размера!»
Речь здесь идет о профессоре архитектуры Брюллове (брате знаменитого художника), у которого Вильям учился в Академии художеств. В том же году с помощью сына старого Брюллова, Павла, — тоже архитектора и друга Вильяма – несколько фотографий из ателье с Малой Морской с успехом демонстрировались на международной выставке в Лондоне. Но, к сожалению, под фотографиями не было поставлено имя Каррика, было только написано, что они сделаны в России."
Фелисити Эшби //Юность. 1976. № 7.Фотограф с Малой Морской.
"Это собрание отличается не только превосходным техническим выполнением, но и большим разнообразием материала и замечательной художественностью в выборе фигур и поз нашего городского и сельского простонародья ."
В.В. Стасов

Основные даты жизни и творчества.
1827 г. – родился в Кронштадте в шотландской семье.
1850 г. – окончил Петербургскую Академию художеств по классу архитектура и живопись.
1853 – 1856 г.г. – продолжил художественное образование в Риме.
1857 г. – изучал фотографическую технику, методику фотографической съемки и печати в Шотландии, нашел компаньона в лице опытного техника фотографии Джона Мак Грегора.
1859 г. – открыл портретное фотоателье в Петербурге на Малой Морской улице.
1860 – 1865 гг. – осуществляет съемки в Петербурге и его окрестностях, в Новгородской губернии и в Финляндии.
1870-е гг. – поездка по России, создание коллекции «народных снимков» русских, татар, чувашей, мордвы.
1876 г. – присвоено звание «фотографа Императорской Академии художеств».
1878 г. – скончался вследствие сильной простуды.
(по другим источникам он родился в Шотландии, но в младенчестве был перевезен в Россию)

Вы любите фотографию? Да? Участники Сообщества "30 Дней Фотоприключений" приглашают вас присоединиться к нашим фотоконкурсам. Мы рады новым участникам. У нас классно!

Вам понравился материал? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Спасибо.