Советское фото. Фотокорреспондент Виктор Темин. Тридцатые годы

17 June 2018

Виктор Антонович Темин
Виктор Антонович Темин

Несмотря на то, что имя этого фотокора в прошлом было легендарным, многие сегодня даже не слышали о таком фотокорреспонденте.

Виктор Темин родился в 1908 году в Поволжье, отец его был священнослужителем. Свой самый первый кадр Виктор снял, в школьные годы и навсегда заболел фотографией. Переехав в Казань в 1922 году, он начинает свою карьеру в одной из казанских газет. В 1929 году, получив задание от редакции, Виктор Темин фотографирует Максима Горького. Знаменитый писатель подарил Виктору фотокамеру «Лейка», новый портативный фотоаппарат, с которым фотокорреспондент не расставался никогда, всю свою жизнь. С ней он работал в газетах «Правда» и «Известия», в журнале «Огонек», а также и в ТАСС. В летопись истории журналистики Советской Страны Виктор Антонович Темин вписал множество страниц с замечательными кадрами. Он считался одним из самых оперативных и высокопрофессиональных фоторепортеров.

Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков © Виктор Темин/ТАСС
Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков © Виктор Темин/ТАСС

В тридцатые годы камера Виктора Темина всегда оказывается на месте наиболее значительных и важных для страны событий.

В довоенное время годы фотокором Теминым были сняты очень значимые события: первая экспедиция на Северный полюс, эпопея по спасению челюскинцев, знаменитые перелеты советских летчиков: В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова. Он снимал и первых женщин-летчит, участвовавших в перелете на самолете «Родина».

Встреча героических лыжников – участников боев в Финляндии. г. Ленинград. Дата съемки: март 1940. Автор: Виктор Темин
Встреча героических лыжников – участников боев в Финляндии. г. Ленинград. Дата съемки: март 1940. Автор: Виктор Темин

Виктор Темин принимал участие в боях на озере Хасан.

Вот как он сам вспоминал об этих событиях:

Сообщение ТАСС о провокации японской во­енщины у озера Хасан застало меня в Ир­кутске. Через некоторое время я был в Ха­баровске, откуда в тот же день на специальном самолете, доставлявшем на позиции свежие номе­ра газеты «Тревога»*, я вылетел в район боевых действий.
К такой ответственной съемке я совершенно не был подготовлен. В Иркутске достал обыкновен­ную советскую пленку, чувствительностью 210° [ по Х и Д ]**. На этой пленке и была произведена вся съемка в районе озера Хасан.

Все мое снаряжение состояло из двух «Леек» и объективов с фокусными расстояниями в 50 мм и 35 мм,одного желтого фильтра № 2, мешка для перезарядки пленки и шести кассет.
В дни событий в районе озера Хасан кроме меня не было ни одного фотокорреспондента и кинооператора. Это, естественно, повышало мою ответственность. Мне не раз приходилось произ­водить ответственные съемки, но съемку в бое­вой обстановке, когда надо было исключительно быстро  ориентироваться,  я производил впервые. ..
Осложнялась съемка и вследствие того, что пленка была невысокой чувствительности. Кроме того она быстро сырела (климат в районе озера Хасан  влажный).
Мешала работе и страшная жара, доходившая даже в пасмурные дни до 38°. Пленка, туго на­мотанная в кассете, слипалась; в мешок при пере­зарядке попадала пыль. Поэтому я наматывал заснятую пленку неплотно, а на ночь (заснятую и чистую) в специальной непроницаемой коробке опускал у берега в озеро Хасан или в ручьи и колодцы. Этот способ предохранял пленку от пор­чи.
Почти все время я фотографировал при диа­фрагме 1 :4,5 и 1 :6,3. Выдержку при съемке я применял от 1/100 сек. до 1/20 сек. Портретную съемку во время дождя я производил с выдерж­кой до 0,5 сек. Съемку делегации трудящихся Приморья, привезшей подарки бойцам, также пришлось фотографировать под дождем.
Получивший широкое распространение снимок «Красный флаг на высоте Заозерной» также сде­лан при пасмурной погоде, в чрезвычайно небла­гоприятных условиях для съемки.
О пересъемках нечего было и думать: каждая минута, каждая секунда была на учете. Пропущенный момент съемки уже невозможно было восстановить. Так например, японцев мне пришлось сфотографиро­вать на расстоянии 5—6 метров у их блинда­жей,—техника этого снимка была чрезвычайно сложна. Впоследствии он был опубликован в «Иллюстрированной   газете».
Отрывок из воспоминаний Виктора Темина о событиях во время пограничного конфликта между Японией и СССР 1938 г.

6 августа 1938 года в бою с японцами на сопке Заозерная было водружено победное красное знамя секретарем партбюро 88-го Ачинского стрелкового полка 40-й стрелковой дивизии им. С.Орджоникидзе лейтенантом Иваном Никоновичем Мошляком. Источник: РГАКФД, 0-360573.
Снимок опубликован в газете «Правда» 21 августа 1938 года.
6 августа 1938 года в бою с японцами на сопке Заозерная было водружено победное красное знамя секретарем партбюро 88-го Ачинского стрелкового полка 40-й стрелковой дивизии им. С.Орджоникидзе лейтенантом Иваном Никоновичем Мошляком. Источник: РГАКФД, 0-360573.
Снимок опубликован в газете «Правда» 21 августа 1938 года.
Советские командиры на берегу озера Хасан во время вторжения японских войск.
Советские командиры на берегу озера Хасан во время вторжения японских войск.

Комкор Г.К. Жуков с солдатами. Халхин-Гол. 1939
Комкор Г.К. Жуков с солдатами. Халхин-Гол. 1939

Группа японских солдат, плененных во время боев у реки Халхин-Гол. 1939
Группа японских солдат, плененных во время боев у реки Халхин-Гол. 1939
Советские военнослужащие осматривают захваченные на Халхин-Голе японские солдатские котелки и каски, сложенные в кучи. 1939
Советские военнослужащие осматривают захваченные на Халхин-Голе японские солдатские котелки и каски, сложенные в кучи. 1939
Красноармейцы смотрят выступление танцевального ансамбля после боев на реке Халхин-Гол. 1939
Красноармейцы смотрят выступление танцевального ансамбля после боев на реке Халхин-Гол. 1939
Маршал Монгольской Народной Республики Хорлогийн Чойбалсан (1895—1952) общается с монгольскими солдатами и офицерами во время боев на реке Халхин-Гол.. 1939
Маршал Монгольской Народной Республики Хорлогийн Чойбалсан (1895—1952) общается с монгольскими солдатами и офицерами во время боев на реке Халхин-Гол.. 1939
"Фото газета" № 26-27 сентября 1938 г. Лист № 22. Фото спецкора "Правды" В. Темина.
"Фото газета" № 26-27 сентября 1938 г. Лист № 22. Фото спецкора "Правды" В. Темина.
Серия "У озера Хасан"
Серия "У озера Хасан" Студия "Фотохудожник". Составитель серии М. Ройзен, фотографии В.Темина.
Оформление Александра Родченкои Варвары Степановой.

А дальше была Великая Отечественная. Об участии фотокора Виктора Темина в ВОВ в следующем выпуске.

Каталог материалов моего канала по фотографии.

Вам понравился материал? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Спасибо.