Просто о повседневном. Карандаш.

18.01.2018

Здравствуйте уважаемые.
Давно вынашивал идею серии постов в которой буду приводить некоторые любопытные факты о тех или иных простых вещах, которые окружают нас в повседневном быту и вообще окружающем мире. Не знаю, насколько Вам это будет интересно, ибо подобных тем немало на просторах сети, но я все-таки попытаюсь :-) Ну а там просто посмотрим - каков будет интерес и выйдет из этого всего хоть что-то путное.
Ну и начать я хотел бы с такой простой, но крайне нужной вещи как карандаш. Историю создания рассказывать не буду - сами, если хотите узнаете. Просто поговорим о наименовании, форме, цвете корпуса и т.д.

Не раз и не два встречал в обиходе мысль о том, что термин "карандаш" пришел к нам из-за названия известной (и шикарной) швейцарской компании эксклюзивных пишущих инструментов, аксессуаров и товаров для живописи "Caran d’Ache". Это в корне неправильная позиция.

Ибо фирма появилась только в 1915 году, а сей термин использовался в России гораздо раньше. Фирма же назвалась в честь известного французского карикатуриста, кстати, родившегося в России, Эммануэля Пуаре, который придумал себе этот псевдоним.

В России же название прижилось гораздо раньше и пришло с востока, ибо термин тюркский. «Кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень.
Всегда с детства меня интересовали и волновали странные названия на боку карандашей. Ибо кроме наименования фирмы (какой-нибудь отечественный Конструктор, прекрасный чешский Koh-i-Noor Hardtmuth, а впоследствии Staedtler, Faber-Castell, BIC, Lyra и т.д.) были еще и какие то латинские буквы и реже цифры. Впоследствии на уроках черчения меня просветили по данному вопросу.

Оказывается так обозначается твердость грифеля. И существуют следующая шкала:
В России шкала твердости выглядит так:
М — мягкий;
Т — твердый;
ТМ — твердомягкий;

Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):
В — мягкий, от blackness (чернота);
H — твёрдый, от hardness (твёрдость);
F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость)
HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота);

В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:
#1 — соответствует B — мягкий;
#2 — соответствует HB — твердо-мягкий;
#2½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым;
#3 — соответствует H — твердый;
#4 — соответствует 2H — очень твердый.
Соответственно в Европе самый твердый имеет маркировку 9Н, а самый мягкий - 9В. В зависимости от жесткости и твердости грифеля можно определить и цвет. Чем мягче - тем темнее.

В зависимости от качества и цены отдельного календаря отличается и деревянная оснастка. В прошлом, чтобы произвести карандаши высокого качества, использовали древесину вирджинского кедра или, так называемого, красного кедра, относящегося к роду можжевельниковых. Затем начали использовать калифорнийский кедр.

Вирджинский кедр
Вирджинский кедр

Использование калифорнийского кедра сильно облегчило заготовку и транспортировку древесины по сравнению с красным кедром, а следовательно снизилась и стоимость древесины. Также используется древесина липы, ольхи, тополя и сосны. Дорогие марки используют также джелутонг (малайское камедовое дерево). Ну и конечно графит, пластик и т.д.

Джетулонг
Джетулонг

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма производится до сих пор различными производителями.

Ну и напоследок еще один факт, о котором Вы не знали. Большинство карандашей имеют желтый корпус. Вы никогда не задумывались, почему? А этому есть простое объяснение :-)
В 1846 году французский предприниматель Жан-Пьер Алибер в предгорьях Саян обнаружил большие залежи высококачественного графита. С разрешения русского правительства Алибер начал продавать этот графит и основным покупателем стала все та же Faber-Castell. Фирма для того, чтобы подчеркнуть, что графит не откуда то, а из сердца Азии, "страны желтой расы" стала покрывать карандаши желтой краской. За ней последовали конкуренты, и пошла мода. Более того, к концу 19 столетия стало модным не только окрашивать корпус карандашей в желтый цвет, но и называть их ка-нибудь типа "Китай" или "Микадо". Кто-то постепенно отошел от желтой моды, а некоторые, как тот же Koh-i-Noor Hardtmuth сделали этот цвет своим фирменным. Чехи до сих пор окрашивают корпус 9 слоями желтой краски и лаком, а наименование фирмы выкладывают золотой фольгой.

Вот такие вот дела.
Надеюсь, Вам было интересно, и продолжение последуют...:-)
Пишите комменты :-)
Приятного времени суток.