Мокшанский полк на сопках Маньчжурии

Сейчас уже мало кто помнит, что знаменитый вальс "На сопках Маньчжурии", написанный Ильей Шатровым, имеет полное название "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".

Это произведение было посвящено офицерам и рядовым Мокшанского полка, погибшим в русско-японскую войну 1904 - 1905 годов.

Учитывая способности воспитанника, его направили учиться в Варшавский музыкальный институт. Учебу Шатров завершил успешно, и педагогический совет института "по выдержании экзамена признал ему, Шатрову, право на звание военного капельмейстера".

Окончив Варшавский музыкальный институт, подпоручик Шатров в 1903 году приехал в Пензу, где возглавил полковой оркестр Мокшанского полка. Дебют полкового музыканта на дирижерском поприще не остался незамеченным, и послушать музыку приходило почти все население Мокшана.

В том же 1903 году полк перевели в Екатеринбург, где об оркестре много раз писала газета "Урал".

Вот одно из сообщений: "Военный оркестр Мокшанского резервного полка в числе 18-ти человек на днях прибыл в город на постоянное место жительства. Теперь музыкальный слух местных жителей не будут резать дисгармонические звуки существующего у нас духового "Квартета", играющего на катке".

Через два дня та же газета констатировала: "Во время бегов играл хор музыкантов 214-го Мокшанского полка. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка. Людям, не заинтересованным спортом, стоило быть на бегах даже ради того, чтобы послушать музыку военного оркестра, превосходящую исполнением наши бальные оркестры".

В следующем номере снова броская информация на первой полосе о военных музыкантах "под управлением окончившего консерваторию И. А. Шатрова" и об огромном впечатлении, которое произвела "военная прогулка мокшанских рот по городу и улицам Верх-Исетского завода. Полк маршировал в колоннах под звуки батальонного оркестра с песенниками. Невиданное давно в Екатеринбурге зрелище привлекло массу народа, сопровождавшего отряд большой толпой".

Когда началась русско-японская война, мокшанцев отправили в Маньчжурию. Они храбро сражались под Мукденом и Ляояном. Под Мукденом участники сражения одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы. В этот критический момент в тылу у русских войск заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.

Однако потери оказались велики. Пехотная дивизия, в состав которой входил и 214-й Мокшанский полк, потеряла убитыми 52 офицера и около 2 тысяч нижних чинов, в том числе двух музыкантов. За этот бой семь оркестрантов были удостоены высшего знака солдатской доблести - Георгиевского креста, а сам капельмейстер - ордена Станислава III степени с мечами.

Уже после войны И. А. Шатров сочинил вальс и в память о своих погибших друзьях и однополчанах назвал его "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".

Популярность его была необычайно высока. Только за первые три года после написания вальс переиздавался 82 раза. Граммофонные пластинки с написанной Шатровым музыкой выпускались огромными тиражами. За границей этот вальс даже назвали "национальным русским вальсом". Только в дореволюционные годы на популярную мелодию было написано несколько вариантов текста. Наибольшее распространение получили слова, написанные Степаном Скитальцем.

Возрождение вальса произошло в годы Великой Отечественной войны благодаря замечательным певцам И. Козловскому и Л. Утесову. Особым успехом вальс пользовался среди воинов, сражавшихся летом 1945 года на Дальнем Востоке против японской Квантунской армии.

Последним местом службы автора знаменитого произведения стал военный оркестр Тамбовского суворовского училища. На Воздвиженском кладбище Тамбова он и похоронен.

На беломраморной плите начертано золотом: "Гвардии майор композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса "На сопках Маньчжурии".