Boeing 737-500

Боинг 737-500 - пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности. Является самой молодой моделью "классического" ряда Боинг 737 (737-300/400/500), которая выпускалась серийно в 1990-1999 годах.

В 1983 г. фирма Боинг приступила к разработке 100-местного самолета 737-250, который занял бы по своей вместимости место на рынке между самолетами 737-100 и 737-200. Боинг 737-500 является укороченным вариантом 737-300 с увеличенной дальностью полета. С фюзеляжем длиннее, чем у 737-200, на пол-метра, Боинг 737-500 стал для него превосходной заменой. Основным конкурентом был проектируемый в то время фирмой Fokker 115-местный самолет Fokker 100.

В 1986 г. фирма Боинг прекратила работы по самолету 737-250 и все усилия сосредоточила на проекте 737-400. Причиной такого решения послужило то, что американские авиакомпании "Пасифик Саутуэст" и "Ю.Эс.эйр" предпочли самолету фирмы Boeing самолеты British Aerospace ВАе 146 и Fokker 100.

В январе 1988 г. стало ясно, что эксплуатация самолета 737-200, не удовлетворяющего новым нормам по шуму, будет сильно ограничиваться. Фирма Боинг вновь стала говорить о варианте самолета с двигателями CFM56, но уже как о непосредственной замене самолета 737-200. Проект, получивший обозначение 737-500, рассчитывался на перевозку в экономическом классе 132 пассажиров, что на 15% больше, чем ранее предлагавшийся самолет.

Разработка самолета Боинг 737-500 началась в мае 1987 г. после получения 73 заказов. В конечном итоге, был разработан самолет с двигателями CFM56, заменивший 737-200. Одним из величайших технических достижений этой модели является разработка динамических турбореактивных двигателей. Благодаря этой технологии в главную турбину попадает лишь незначительный поток воздуха, захватываемого лопастями турбины. Основной воздушный поток обтекает турбину, поглащая на выходе звук реактивного потока и значительно снижая уровень шума. Этот эффект, снижающий воздействие двигателей на окружающую среду, повышает комфорт внутри самолета.

Уровень шума, создаваемого данными двигателями, значительно ниже предельно допустимых значений, предусмотренных для Этапа 3 конвенции ИКАО. Он также ниже предельного уровня шума, предусматриваемого для Этапа 4. Благодаря высокой топливной эффективности и относительно небольшой вместимости этот тип воздушного судна оптимален при полётах на линиях малой и средней протяжённости, в т.ч. с невысоким пассажиропотоком.

Летные испытания опытного самолета начались 30 июня 1989 г. В середине февраля 1990 г. он получил сертификат FAA, и в конце этого месяца авиакомпания "Саутуэст Эрлайнз" получила первый самолет.

Самолёт рассчитан на перевозку 104 пассажиров: 96 человек в салоне экономического класса и 8 - в салоне бизнес-класса. Боинг 737-500 отличается просторным салоном, низким уровнем шума в салоне и другими преимуществами, которые позволяют обеспечить комфортный полёт на борту этого самолёта.

На самолете используется цифровой комплекс авионики EFIS американской фирмы "Ханиуэлл" с шестью плоскими, цветными, многофункциональными, жидкокристаллическими дисплеями. Имеется возможность установки спутниковой навигационной системы GPS.

Пятнадцатого февраля 1991 г. немецкая авиакомпания "Люфтганза" получила очередной самолет 737-500, который стал 2000-м в семействе самолетов 737 с декабря 1967 г. Серийно самолет выпускается с 1990 г. По состоянию на 01.01.1997 года в России эксплуатировалось 7 самолетов Боинг 737 (начало эксплуатации - 1993 год).

Как отмечают в российском отделении компании Боинг: - "Пассажирам нравятся авиалайнеры Боинг 737. Они комфортабельны и очень надежны, что обеспечивает высокую точность соблюдения графика рейса. Авиакомпании, в свою очередь, отдают предпочтение данной модели, поскольку ее отличает очень низкий уровень эксплуатационных затрат. Кроме того, универсальным преимуществом Боинг 737 является низкий уровень шума и выбросов",

По данным журнала MRO Managment, на 2010 год в мировом парке в эксплуатации, находятся 386 Боинг 737-500.

Boeing 737-500 рассчитан на перевозку от 103 до 122 пассажиров. Самолет отличается просторным салоном, низким уровнем шума и другими качествами, которые позволяют обеспечить комфортный полёт. У Российских авиакомпаний эта модификация пользуется особой популярностью, благодаря своей надёжности и низкому уровню эксплуатационных затрат.